НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 15.01.2013 № 33-279/2013

  Дело № 33-279/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2013 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 октября 2012 года, которым удовлетворен иск Рыжик Е.В.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истицы Рыжик Е.В. и ее представителя Москвиной К.В., представителя УФНС по Смоленской области – Шишовой Н.В., представителя ГУ СРО ФСС Жуковой О.А., судебная коллегия

установила:

Рыжик Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Смоленской области (далее УФНС России по Смоленской области) о взыскании недополученной суммы пособия, ссылаясь на то, что   замещает должность государственной гражданской службы РФ специалиста 1 категории отдела информационной безопасности УФНС России по Смоленской области. С ... по ... она находилась на больничном по беременности и родам с двумя детьми, со ... по ... – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При исчислении пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет работодатель не включил в расчет суммы материального стимулирования. Уточнив требования, просила взыскать с ответчика в ее пользу недополученную сумму пособия по беременности и родам   по первому ребенку в размере ... руб. ... коп. и по второму ребенку – ... руб. ... коп., пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет   в размере ... руб. ... коп., расходы на оплату услуг представителя ... руб.

В судебном заседании истица и ее представитель Москвина К.В. исковые требования поддержали.

Представители УФНС России по Смоленской области – Шматова А.И., Шишова Н.В. исковые требования не признали, указав, что спорные выплаты не входят в состав денежного содержания истицы в силу положений, установленных Постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007г. и Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Представитель третьего лица ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ Никитина К.Ю. представила письменные возражения на иск (л.д.32-34), которые поддержала в полном объеме.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.10.2012 г. исковые требования Рыжик Е.В. удовлетворены частично. С УФНС России по Смоленской области в пользу истицы взыскано: недополученная сумма пособия по беременности и родам по первому ребенку   в сумме ... руб. ... коп., по второму ребенку   в сумме ... руб. ... коп.; пособие по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет   в сумме ... руб. ... коп.; расходы на оплату услуг представителя в сумме ... руб. и расходы за изготовление искового заявления в сумме ... рублей.

В апелляционной жалобе УФНС России по Смоленской области просит отменить решение, указав, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Средства материального стимулирования выплачиваются сверх фонда оплаты труда. Единовременные поощрения к праздникам и материальная помощь относятся к выплатам социального характера. Источником выплат спорных сумм являются средства Фонда социального страхования РФ.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, доводы жалобы и возражений на нее, не находит оснований для отмены судебного решения.

Из материалов дела усматривается, что   Рыжик Е.В. принята на службу в УФНС России по Смоленской области на должность специалиста 1 категории отдела информационной безопасности, и с ней заключен служебный контракт  .

Судом установлено, что истице в связи с нахождением на больничном по беременности и родам было назначено и выплачено пособие по первому ребенку   в сумме ... руб. ... коп., по второму ребенку   – ... руб. За период отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет   истице было выплачено пособие в размере ... руб. ... коп.

При этом исчисление причитающихся к выплате пособий по беременности и родам, а также по уходу за детьми произведено УФНС России по Смоленской области без учета полученных истицей сумм материального стимулирования: за ... в размере ... руб., за ... – ... руб., за ... – ... руб., за ... – ... руб., за ... – ... руб., за ... – ... руб., за ... – ... руб.

Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

В соответствии с ч. 2 ст. 139 ТК РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действие трудового законодательства в соответствии со ст. 11 ТК РФ распространяется на государственных гражданских служащих с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10).

Статьей 183 ТК РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ.

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007г. №375 (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в заработок, из которого исчисляется пособие, включаются, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, а также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам за год.

Премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), единовременные премии за особо важное задание, вознаграждения по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде (п. 14).

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611 «Оматериальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 01.01.2007 г. и в 2008-2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС осуществляется в виде премий в зависимости от качества работы, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Таким образом, законодатель сам предусмотрел указанные выплаты (СМС, премии, материальная помощь, единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску) в системе оплаты труда государственных служащих.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истицы, поскольку выплаченные ей выплаты материального стимулирования (премии, СМС) носят системный характер, являются стимулирующими выплатами и, следовательно, в силу ст.ст. 129, 135 ТК РФ входят в систему оплаты труда и являются составляющей частью оплаты труда (заработной платы), в том числе и государственного служащего, учитывая, что спорные суммы облагались социальным налогом, они подлежали учету при расчете выплаченных истцу сумм пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Кроме того, условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определяются не ст. 50 Закона и Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, а специальным законодательством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и принятыми во исполнение данного Закона нормативными правовыми актами.

Довод жалобы о том, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, основан на неправильном толковании норм права.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 г. № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Однако в 2007, 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ: выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда; выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Суд обоснованно указал, что поскольку суммы материального стимулирования выплачивались истице с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Ссылка в жалобе о том, что источником выплат спорных сумм являются средства Фонда социального страхования РФ, необоснованна, т.к. обязанность по выплате указанных сумм лежит на работодателе.

Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: