НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 13.01.2021 № 2-786/11

Судья Нахаев И.Н. № 33 - 3131/2020 Дело № 2-786/2011 № 33-5/2021

УИН 67RS0005-01-2011-000884-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Моисеевой М.В.

судей Алексеевой О.Б., Шустовой И.Н.

при секретаре (помощнике судьи) Марковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации Смоленской области об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков по апелляционной жалобе Администрации Смоленской области (лица, не привлеченного к участию в деле) на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Моисеевой М.В., объяснения представителя Администрации Смоленской области - ФИО4, представителя третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – ФИО5, возражения представителя истца ФИО3 - ФИО6, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в суд с иском, поддержанным в суде первой инстанции, к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области о возложении на ответчика обязанности по изменению в государственном кадастре недвижимости категории и вида разрешенного использования расположенных в границах <данные изъяты>...<данные изъяты> земельного участка с кадастровыми номерами:

В обоснование указал, что на основании заключенного (дата) с <данные изъяты> (правопреемника <данные изъяты>) Соглашения о переуступке прав является арендатором указанных выше земельных участков. Из переданных ему при заключении Соглашения документов следовало, что постановлением Главы администрации ... от (дата) <данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование были переданы земли под лесами, кустарниками, болотами, дорогами, реками и другими несельскохозяйственными угодьями, общей площадью <данные изъяты> га; на основании данного постановления (дата) было выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного пользования) землей. Впоследствии из земельного участка площадью <данные изъяты> га были образованы земельные участки, в том числе, и указанные <данные изъяты>, которые поставлены на кадастровый учет с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение: в границах <данные изъяты>, .... (дата) МО «Гагаринский район» Смоленской области с <данные изъяты> были заключены договоры аренды на указанные участки, в выданных <данные изъяты> в <данные изъяты> году кадастровых паспортах участков были указаны эти же характеристики, однако, в полученных им в <данные изъяты> года кадастровых выписках ответчик, в нарушение положений действующего законодательства, изменил категорию и вид разрешенного использования участков с категории «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» на категорию «земли лесного фонда» с разрешенным использованием «под лесами». Данные изменения нарушают его права, поскольку исключают возможность использования им указанных земель в целях, для которых они были арендованы (т.1 л.д.2-5).

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 26.08.2011 иск удовлетворен (т.2 л.д.109-113).

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25.10.2011 указанное решение по жалобе третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области оставлено без изменения (т.2 л.д.158-159).

02.04.2020 Администрацией Смоленской области, как лицом, не привлеченным к участию в деле, на данное решение подана апелляционная жалоба с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу (т.2 л.д.172-177).

Определением Гагаринского районного суда Смоленской области от 29.05.2020 в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы отказано (т.1, л.д.147-148).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04.08.2020 процессуальный срок на подачу жалобы восстановлен (т.3 л.д.48-50).

Определением Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.08.2020 произведена замена сторон по настоящему гражданскому делу, а именно: с ФБУ «Кадастровая палата» по Смоленской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФКП Росреестра); с ТУ Росимущества по Смоленской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее – МТУ Росимущества); с Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на Департамент Смоленской области по охране, контролю, и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее – Департамент по охране лесного хозяйства) (т.3, л.д.148).

23.09.2020 данное гражданское дело с апелляционной жалобой поступило в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда.

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит отменить решение суда первой инстанции, и принять новое – об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившихся в том, что спор о праве на земельные участки был рассмотрен в порядке ст.254, 255 ГПК РФ путем понуждения регистрационного органа внести изменения в данные кадастра недвижимости, а также без привлечения к участию в деле Администрации Смоленской области, распоряжением которой еще в 2007 году спорные участки были отнесены к землям лесного фонда с разрешенным использованием «земли под лесами». Поскольку данное распоряжение до настоящего времени не отменено и не признано недействительным, то изменение характеристик земельных участков также было возможно только с разрешения Администрации, как высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области, которая соответствующее решение принимает при рассмотрении поступившего от заинтересованного лица заявления. Не смотря на то, что распоряжение Администрации об изменении категории и вида разрешенного использования спорных земель до настоящего времени не отменено и не признано недействительным, а истец в установленном порядке с заявлением в Администрацию и не обращался и в судебном порядке данное распоряжение не оспаривал, принимать решение, которое фактически явилось основанием для смены титульного собственника земельных участков и лица, уполномоченного на распоряжение такими участками, без заключения специалистов или экспертного заключения на предмет отнесения спорных земельных участков либо к землям «сельскохозяйственного назначения», либо к землям лесного фонда, у суда не имелось (т.1, л.д.93-96).

Согласно абз.2 ч.3 ст.40 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При наличии такого основания суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (ч.5 ст.330 ГПК РФ).

Установив, что требования об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков, относящиеся к компетенции исполнительного органа государственной власти Смоленской области – Администрации Смоленской области, предъявлены истцом к ФКП Росреестра (регистрационному органу), при этом судом первой инстанции, в нарушение ч.3 ст.40 ГПК РФ, Администрация Смоленской области, права и обязанности которой фактически разрешены обжалуемым решением, к участию в деле привлечена не была, судебная коллегия на основании ч.4 ст.330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлекла к участию в деле в качестве соответчика Администрацию Смоленской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство лесного хозяйства, о чем 03.11.2020 вынесено протокольное определение (т.4 л.д.157-158).

Определением апелляционного суда от 17.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (т.4 л.д.248-251).

Истец ФИО3, <данные изъяты>, представители ответчиков ФБГУ Росреестра по Смоленской области и Администрации Смоленской области, представители третьих лиц : МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управления Росреестра по Смоленской области, Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания или обеспечения их участия путем ВКС не представили, в связи с чем, судебная коллегия в силу положений ст.167 ГПК РФ, определила возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО3 – ФИО6 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что при разрешении заявленных требований следует исходить из характеристик первичного земельного участка, переданного <данные изъяты> в бессрочное пользование в <данные изъяты> году, и характеристик спорных участков, образованных из первичного участка, указанных в их технических паспортах, выданных <данные изъяты> в <данные изъяты> году. Поскольку истец получил в аренду от правопреемника <данные изъяты> земельные участки категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», у регистрационного органа правовых оснований для изменения данных характеристик участков и внесению в ЕГРН новой категории и вида разрешенного использования не имелось. С учетом изложенного полагал иск подлежащим удовлетворению, а решение суда первой инстанции – оставлению без изменения.

Представители третьих лиц : Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области – ФИО7, Департамента Смоленской области по охране лесного хозяйства - ФИО5 полагали иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, приведенным в письменных возражениях, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного установления судом имеющих значение для дела обстоятельств, нарушения норм материального и процессуального права (т.5 л.д.166-176).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные ими доказательства в совокупности с подлежащими применению нормами законов, разрешая спор по существу по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно преамбуле Лесного кодекса РСФСР, действующего с 01.01.1979 до 17.04.1993, государственная собственность на леса в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, составляет основу лесных отношений и служит главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства.

В соответствии со ст.2 Лесного кодекса РСФСР, лесные отношения в РСФСР регулируются Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами лесного законодательства Союза ССР, настоящим Кодексом и иными актами лесного законодательства РСФСР.

Факт того, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли отнесены к землям лесного фонда Российской Федерации также закреплен в Основах лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных 06.03.1993 (ст.2).

Из ст.4 Лесного кодекса РСФСР и ст.4 Основ следует, что единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов, лесов заповедников и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Согласно утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 144 от 04.03.1968 «Положению о колхозных лесах», колхозные леса являлись частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признавались леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществлялось колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства.

Аналогичные положения были закреплены и в ст.14 Лесного кодекса РСФСР, согласно которой леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признавались колхозными лесами.

В свою очередь, землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определялись в установленном порядке ( ст.16).

В силу ст.118 Лесного кодекса РСФСР, лесоустройство включало систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включало следующие лесоустроительные действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.

Документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация, являвшаяся первичными правоустанавливающими документами на земли лесного фонда.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от (дата) <данные изъяты> предоставлены в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельные участки согласно Приложению из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: ...<данные изъяты> года – ...), в границах <данные изъяты> с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (п.1).

Пунктом 3 постановления признано утратившим силу право постоянного (бессрочного) пользования <данные изъяты> на вышеупомянутый земельный участок после регистрации права аренды на него (т.5 л.д.198).

В Приложении к данному постановлению указанные выше спорные участки числятся под порядковыми номерами : с указанием площади каждого участка (т.5 л.д.199-201).

Из сообщений ТУ Росимущества по Смоленской области от (дата) следует, что все указанные земельные участки в собственность Российской Федерации, в государственную собственность Смоленской области, в муниципальную собственность не разграничены (т.1 л д.12-16).

В кадастровых выписках из ГКН на данные участки, выданные <данные изъяты>(дата) , категория участков указана как «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», вид права «государственная собственность» (т.1 л.д.96-189)

Решением Совета депутатов ... от (дата) утверждена 1 часть Генерального плана Самуйловского сельского поселения с проектом границы ..., в связи с чем спорные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.

(дата) , (дата) и (дата) между МО «Гагаринский район» Смоленской области и <данные изъяты> были заключены сроком до (дата) (<данные изъяты> лет) договоры аренды (<данные изъяты> шт.) по всем приведенным выше спорным земельным участкам для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровой карте (плане).

(дата) между <данные изъяты> и ФИО3 заключено <данные изъяты> соглашение об уступке прав и переводе долга по заключенным (дата) между <данные изъяты> и МО «Гагаринский район» Смоленской области договорам аренды указанных выше находящихся в государственной собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных в границах <данные изъяты>.... Данные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке (дата) (т.1 л.д.23-93).

Судебная коллегия отмечает, что в материалы дела представлена одна копия договора аренды от (дата) на один из спорных земельных участков с кадастровым номером (т.5 л.д.202-204), факт наличия остальных аналогичных договоров сторонами не оспаривался, их копии имеются в материалах кадастровых и реестровых дел и в выписках из ЕГРН, представленных в апелляционную инстанцию на бумажном и электронном носителях Управлением Росреестра по Смоленской области, на них имеется ссылка во всех указанных выше соглашениях (т.1 л.д.23-93, т.5 л.д.131-146).

В кадастровых выписках из ГКН на данные участки, представленные ФИО3 в материалы дела, категория участков указана как «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «под лесами»; в графе особые отметки «земельный участок категории земель лесного фонда накладывается на земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения» (т.1 л.д.190-261).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО3 ссылается на необоснованность изменения ответчиком Управлением Росреестра в <данные изъяты> году в ГКН в отношении спорных участков их категории и вида разрешенного использования с земель сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда с разрешенным использованием «под лесами».

Представители соответчика Администрации Смоленской области и третьих лиц : Департамента по охране лесного хозяйства Смоленской области и Департамента лесного хозяйства по ЦФО, возражая против заявленных требований, указывают, что оснований для внесения изменений в ГКН в части категории и вида разрешенного использования спорных земельных участков не имеется в силу того, что они всегда относились к землям лесного фонда, и их характеристики и на момент заключения ФИО3 соглашений с СПК КХ «Восток», и до настоящего времени не поменялись (т.5 л.д.166-176, т.6 л.д.8-13).

Разрешая вопрос об обоснованности требований истца, апелляционный суд исходит из следующего.

Распоряжением Главы Администрации Смоленской области от (дата) «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций», лесоустроенные участки общей площадью <данные изъяты> га, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, были отнесены к землям лесного фонда по перечню согласно Приложению (т.4 л.д.127).

В перечне Приложения к данному Распоряжению под указан <данные изъяты> лесхоз, в котором имеется участок лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, дата свидетельства о государственной регистрации права на участок лесного фонда – (дата) (т.4 л.д.127-130).

Из письма от (дата) руководителя управления Роснедвижимости по Смоленской области следует, что на основании указанного выше Распоряжения уполномоченным органом были внесены изменения в ЕГРП и выданы свидетельства о государственной регистрации права на лесные (земельные) участки на указанные в распоряжении площади земель в разрезе муниципальных районов и лесничеств.

При этом, указано, что кадастровый учет таких земельных участков не проводился потому, что постановке на кадастровый учет подлежат конкретные сформированные в соответствии со статьями 11.2-11.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки с определенными характеристиками (адрес, местоположение и т.д.). В настоящее время земельные участки, занятые сельскими лесами, стоят на кадастровом учете в составе земельных участков – «единых землепользований», на которые сельскохозяйственным организациям предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования («большие» земельные участки, в которые входят сельские леса, дороги, болота, кустарники, под водой, прочие земли и т.д.), и отражены границы таких земельных участков в соответствии с правоустанавливающими документами и материалами перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Выписка из Государственного лесного реестра от (дата) также содержит информацию о лесном участке с кадастровым номером (предыдущий ), расположенном в ..., относится к землям лесного фонда, виды целевого назначения лесов: запретные полосы вдоль водных объектов, защитные полосы вдоль дорог, эксплуатационные леса (т.4 л.д.124).

Из повторного свидетельства о государственной регистрации права от (дата) , выданного взамен свидетельства от (дата) , и от (дата) на основании Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 и ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 следует, что в собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда (леса) общей площадью <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> га), с кадастровым номером предыдущий условный ), расположенный по адресу: ..., ограничения в виде аренды (т.2 л.д.2-28, т.4 л.д.126).

Из ответа Управления Росреестра по Смоленской области и реестрового дела земельного участка с кадастровым , представленного в апелляционный суд на электронном носителе, следует, что земельный участок с кадастровым образован из земельного участка с кадастровым , находившегося в государственной собственности с <данные изъяты> года, а кадастровый внесен в государственный кадастр недвижимости (дата) (т.3, л.д.187, т.5 л.д.111-113).

В апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами кадастрового дела земельного участка с кадастровым , представленного на электронном носителе, что на основании свидетельства от (дата) на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, <данные изъяты> в соответствии с постановлением Главы Администрации Гагаринского района от (дата) для производства сельхозпродукции, переработки, хранения и реализации предоставлено <данные изъяты> га в собственность бесплатно, из которых сельхозугодий <данные изъяты> га, из них: <данные изъяты> га – пашни, <данные изъяты> га – сенокосов, <данные изъяты> га – пастбищ, а также в постоянное (бессрочное) пользование <данные изъяты> га – прочих угодий (т.3, л.д.187, т.5 л.д.18).

Из пункта 4 данного постановления (о закреплении земельных угодий за предприятием <данные изъяты>) следует, что земли под лесами, кустарниками, болотами, дорогами и другими сельскохозяйственными угодьями в границах коллективно-долевой и арендуемых земель общей площадью <данные изъяты> га являются землями общего пользования и передаются предприятию <данные изъяты> в бессрочное пользование. Лесохозяйственная деятельность в лесах разрешается только в соответствии с лесным законодательством (т.5 л.д.80).

Таким образом, переданные <данные изъяты> на основании приведенного выше свидетельства от (дата) в постоянное (бессрочное) пользование земли площадью <данные изъяты> га, поименованные как прочие угодья, состояли из земель под лесами, кустарниками, болотами, дорогами и другими сельскохозяйственными угодьями, что полностью согласуется с письмом руководителя управления Роснедвижимости по Смоленской области от (дата) , а также с установленной категорией земельного участка с кадастровым – сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1601 от 19.12.1997 «Положением об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций», использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и передаваемых им в безвозмездное пользование, регулируются Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации. Передача участков лесного фонда в безвозмездное пользование не затрагивает прав сельскохозяйственных организаций на землю. Безвозмездное пользование участками лесного фонда осуществляется сельскохозяйственными организациями в целях обеспечения их собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Объемы лесопользования для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных организаций в древесине и других лесных ресурсах устанавливаются в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Безвозмездное пользование лесными ресурсами на указанных участках лесного фонда сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций не допускается. Предоставление указанных участков лесного фонда в пользование для заготовки древесины и других лесных ресурсов сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций осуществляется в соответствии с частью второй статьи 43 Лесного кодекса РФ.

В силу ст.36 Лесного кодекса РФ (1997 года), по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Согласно ст.130 Лесного кодекса РФ, участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. Сельскохозяйственные организации вправе осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования. Нормативы объемов лесопользования сельскохозяйственным организациям в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п.7 постановления Администрации Смоленской области № 291 от 05.05.1999 «О развитии лесохозяйственного комплекса Смоленской области», органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1601 от 19.12.1997 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» предписывалось до 01.07.1999 передать в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям участки лесного фонда, ранее находившиеся в их владении.

Во исполнение названного постановления (дата) между <данные изъяты> лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства и <данные изъяты> заключен договор о передаче в безвозмездное пользование участков лесного фонда, их использовании, охране, защите, и воспроизводстве, площадью <данные изъяты> га, ранее находившихся во владении <данные изъяты>, сроком на <данные изъяты> лет. Настоящий договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству (дата) под (т.5 л.д.196-197).

Условиями названного договора установлено, что лесхоз управления лесами осуществляет выписку разрешительных документов (лесорубочных билетов) по материалам, подготовленным межхозяйственным лесхозом бесплатно, а ООО межхозяйственный лесхоз <данные изъяты> ведет лесное хозяйство в соответствии с Правилами лесопользования, проекта лесоустройства.

Из проекта организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «<данные изъяты> лесхоз» ФГУ «Смоленсксельлес» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации усматривается, что ГУ «<данные изъяты> лесхоз» был организован в марте <данные изъяты> года на базе межколхозного лесничества. До организации лесхоза ведение лесного хозяйства проводили сами колхозы и совхозы (т.5 л.д.178-188).

В <данные изъяты> году <данные изъяты> проводилось лесоустройство на площади <данные изъяты> га, в <данные изъяты> году лесоустройство проводилось <данные изъяты>. Лесоустроительные работы проводились по 1 разряду точности в соответствии с требованиями «Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» (1995г). Геодезической основой при составлении планшетов и планов лесонасаждений служили планы внутрихозяйственного землеустройства.

За ревизионный период (<данные изъяты> г.г.) площадь земель лесного фонда ГУ «<данные изъяты> лесхоз» увеличилась на <данные изъяты> га, в основном, за счет уточненных данных землеустройства <данные изъяты> года и облесившихся нелесных земель.

Структура лесхоза состояла из <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> га (государственные леса и сельские леса), что полностью согласуется с данными, содержащимися в свидетельстве о праве собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером (т.4 л.д.126).

В свою очередь, площадь входящего в <данные изъяты> лесного фонда <данные изъяты> по состоянию на (дата) составляла <данные изъяты> га из общей площади <данные изъяты> га (т.5 л.д.183).

Таким образом, в границы хозяйства <данные изъяты> на основании землеустроительных и лесоустроительных работ входило <данные изъяты> га земель лесного фонда, на которых в соответствии с законодательством велись лесохозяйственные работы.

В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч.1, 3 ст.6, ст.7, 67-69 Лесного кодекса РФ, границы земель лесного фонда, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация (п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ).

В связи с принятием 04.12.2006 Лесного кодекса РФ, изменилась Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на 2007 - 2010 годы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 69-р от 18.01.2003 была одобрена новая концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, в которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации полагалось подготовить и принять нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации (т.4 л.д.131-142).

Именно в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствии с федеральным законодательством, приведенным выше распоряжением Администрации Смоленской области от (дата) к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель общей площадью <данные изъяты> га, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе, <данные изъяты> лесхоза, площадью <данные изъяты> га, в состав которого вошли земли лесного фонда, переданные в пользование <данные изъяты>.

Приказом МПР Российской Федерации № 258 от 04.10.2007 в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» был утвержден порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ.

Из представленных в апелляционный суд документов усматривается, что в соответствии с указанными нормами (дата) председатель <данные изъяты> обращался в Департамент Смоленской области по лесному хозяйству с соответствующим заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанного выше договора от (дата) , просил передать в аренду кооперативу участки лесного фонда с <данные изъяты> по <данные изъяты> квартал общей площадью <данные изъяты> га сроком на <данные изъяты> лет для заготовки древесины, ведения сельского хозяйства, осуществления рекреационной деятельности, переработки древесины и лесных ресурсов, представив свидетельство о праве собственности на землю и постановление от (дата) «О закреплении земельных угодий за предприятием <данные изъяты> (земельный участок с кадастровым номером ) (т.6 л.д.240).

Однако, переоформление договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка произведено не было, (дата) <данные изъяты> представлен ответ о том, что удовлетворить заявление не представляется возможным до осуществления процедуры инвентаризации сельских лесов и разработки лесохозяйственных регламентов (т.6 л.д.238-239).

Несмотря на это, земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании <данные изъяты>, в том числе на землях лесного фонда, был размежеван, и образовавшиеся путем выдела из земельного участка, значащегося в категории сельскохозяйственного назначения (кадастровый ),

Таким образом, вместо надлежащего оформления договора аренды земельного участка лесного фонда площадью <данные изъяты> га, являвшегося составной частью участка с кадастровым номером , и отнесенного к лесам, расположенным на землях иных категорий (ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации), а впоследствии распоряжением Администрации Смоленской области от (дата) , к землям лесного фонда, из его части были образованы земельные участки, в том числе, и спорные, которые были поставлены на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства».

Факт того, что образованные из земельного участка с кадастровым номером спорные участки входили первоначально в состав лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а после принятия Администрацией Смоленской области распоряжения , были отнесены к лесным участкам, подтверждается материалами перераспределения земель <данные изъяты>... (<данные изъяты>), которые обозревались в судебном заседании в присутствии специалиста-эксперта отдела геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Смоленской области ФИО1, а также заключением специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект» ФИО2 (т.4 л.д.125, т.6 л.д.23-135).

Из данных материалов усматривается, что спорные земельные участки по материалам лесоустройства отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждено соответствующими схемами и обзорным планом к схеме графического совмещения границ участков лесного фонда <данные изъяты> с материалами перераспределения <данные изъяты>, где отражены лесные угодья с соответствующим обозначением и материалами лесоустройства <данные изъяты> года (т.6 л.д.23-135).

Материалы перераспределения состоят из двух частей: картографического материала и проекта (пояснительной записки). На карте отображены все земли, которые предоставлялись в бессрочное пользование <данные изъяты>, на части земель имеются лесные угодья, условно обозначенные кружками (о), которые полностью совпадают с материалами лесоустройства (колхозные леса).

Из схем графического совмещения границ спорных земельных участков с материалами перераспределения земель <данные изъяты> и материалами лесоустройства <данные изъяты> года следует, что граница лесничества по материалам лесоустройства соответствует границам лесных угодий, отображенных на материалах перераспределения земель. Данный факт подтверждает занятие земель лесного фонда земельными участками, поставленными на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, а также подтверждает, что спорные земельные участки были сформированы из земель лесного фонда.

Из обзорных планов к схемам графического совмещения границ участков лесного фонда Кармановского и Гагаринского лесничеств с материалами перераспределения земель <данные изъяты> и материалами лесоустройства <данные изъяты> года, а также схем графического совмещения границ участков лесного фонда <данные изъяты> с материалами перераспределения земель <данные изъяты> и материалами лесоустройства <данные изъяты> года, схем графического совмещения границ земельных участков в соответствии с землеустроительным делом от (дата) с материалами перераспределения земель <данные изъяты> и материалами лесоустройства <данные изъяты> года также усматривается практически полное пересечение (наложение) границ спорных земельных участков с землями лесного фонда (т.4 л.д.1-121).

Названные схемы подготовлены кадастровым инженером 1 категории отдела земельных отношений филиала ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект», ФИО2, имеющим высшее образование по специальности «Лесное хозяйство», а также действующий аттестат кадастрового инженера (т.6 л.д.191-196).

В силу ст. 4.2. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ст.47 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.04.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ № 221-ФЗ), кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ № 122-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Таким образом, документами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Исходя из изложенного, границы <данные изъяты>, расположенного на землях лесного фонда в Смоленской области, были установлены в соответствии с требованиями законодательства, действующего на тот момент (ст.81 Лесного кодекса РФ, приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 302 от 16.10.2008 «Об определении количества лесничеств на территории Смоленской области и установлении их границ», п.5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. пост. Правительства Российской Федерации № 736 от 23.09.2010) и на основании выполненных ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект» работ по заданию Департамента Смоленской области по охране лесного хозяйства (т.5, л.д.24 (об). -27, т.6 л.д.201-204, 23-190).

Согласно Уставу ФГБУ «Рослесинфорг», учреждение является филиалом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), основными видами его деятельности (работ, услуг), осуществляемыми в рамках государственного задания, являются: в том числе, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков), а также осуществление государственной инвентаризации лесов, в том числе дистанционного мониторинга использования лесов, проведение и участие в проведении экспертиз и подготовка аналитических записок по вопросам лесного хозяйства, использования лесов и землеустройства (п.п. 3.2., 3.2.3., 3.2.4., 3.3.50 Устава) (т.4 л.д. 210-230).

Кроме то, в силу п.1 ст.1 ЗК РФ (25.10.2001 года) (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст.7 ЗК РФ составляют по целевому назначению отдельные категории.

Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации (ст.8 ЗК РФ).

Вместе с тем, такого перевода земель категории земель лесного фонда в земли категории сельскохозяйственного назначения, которые являются предметом настоящего спора, Правительством Российской Федерации не осуществлялось.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с приведенными выше нормами законов, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности внесения ФГУ «Земельная кадастровая палата» изменений в 2009 году в ГКН сведений в части категории и вида разрешенного использования спорных земельных участков, поскольку уже с 2007 года в связи с принятием Главы Администрации Смоленской области распоряжения от (дата) «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций» они относились к землям лесного фонда и из федеральной собственности не выбывали. Доказательств обратного истцом не представлено.

В этой связи, выводы судов первой и кассационной инстанций в решениях от 26.08.2011 и от 25.10.2011 о необходимости соблюдения ФГУ «Земельная кадастровая палата» предусмотренной ст.30, ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» процедуры перевода спорных участков из одного вида разрешенного использования в другой, нельзя признать состоятельными.

При таких обстоятельствах требования ФИО3 о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений по категории и виду разрешенного использования спорных земельных участков удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 октября 2011 года отменить, и принять новое решение, которым исковые требования ФИО3 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, Администрации Смоленской области об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи