НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 11.01.2024 № 2-78/2023

Судья Соболевская О.В. № 33-109/2024

№ 2-78/2023

67RS0003-01-2022-002522-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2024 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Шитиковой Т.М.,

судей Шиловой И.С., Коженовой Т.В.,

при секретаре (помощнике судьи) Потапенковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Недорубкова Евгения Александровича, Петроченкова Геннадия Викторовича, Прохорова Александра Дмитриевича, Масальцевой Елены Васильевны, Кононова Валерия Викторовича, Пугачева Михаила Кондратьевича, Якубенковой Анастасии Сергеевны, Глебовой Натальи Викторовны, Пастарнакова Александра Юрьевича к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог», Администрации города Смоленска, Правительству Смоленской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» и Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 06 июня 2023 года,

заслушав доклад судьи Шиловой И.С., объяснения представителя СОГБУ «Смоленскавтодор» Ярмак С.И. и представителя Правительства Смоленской области Лавриненковой М.А. в поддержание доводов жалоб, возражения представителя истцов Серенковой Ю.В. относительно доводов жалоб,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах Недорубкова Е.А., Петроченкова Г.В., Прохорова А.Д., Масальцевой Е.В., Кононова В.В., Пугачева М.К., Якубенковой А.С., Глебовой Н.В., Пастарнакова А.Ю. обратился в суд с исками к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» (далее – МУП «Дормостстрой», после переименования с 01.01.2023 – Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой», далее - СОГБУ «Дормостстрой», после реорганизации с 16.06.2023 - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Управление областных автомобильных дорог», далее - СОГБУ «СмоленскАвтодор», Учреждение), Администрации г. Смоленска о взыскании недополученной заработной платы.

В обоснование исковых требований указал следующее:

- Недорубков Е.А. осуществлял трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности оператора дорожных машин 3 разряда с 03.04.2018 по 21.09.2021. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 12 710 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 5 154 руб.;

- Петроченков Н.В. - в должности машиниста дорожно-транспортных машин участка механизации с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 17 881 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 9 356 руб.;

- Прохоров А.Д. - в должности машиниста дорожно-транспортных машин 6 разряда участка механизации с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 17 881 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 9 356 руб.;

- Масальцева Е.В. - в должности диспетчера с 06.12.2017 по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 16 500 руб.;

- Кононов В.В. - в должности водителя ЗИЛ участка механизации с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 14 582 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 368 руб.;

- Пугачев М.К. – в должности водителя ГАЗ с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 17 881 руб.;

- Якубенкова А.С. - в должности инженера-сметчика с 29.04.2021 по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 11 548 руб.;

- Глебова Н.В. - в должности инженера-сметчика с 01.01.2017 по 23.04.2021. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 11548 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 10 050 руб.;

Пастарнакова А.Ю. - в должности рабочего 3 разряда с 06.04.2021 по 18.01.2022. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 13 091 руб. и надбавки за вредные условия труда в размере 4%.

При этом на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска.

В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой» не отказывалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно, автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению. Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 №1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Считают, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения – «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушении ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Определениями Промышленного районного суда г. Смоленска от 18.10.2022 и 05.12.2022 упомянутые гражданские дела объединены в одно производство 2-78/2023.

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истцы просят взыскать с СОГБУ «Дормостстрой»:

1. Задолженность по заработной плате, рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы за период 01.03.2021 по 30.09.2022 в пользу:

- Петроченкова Г.В. в размере 266435,59 руб.;

- Прохорова А.Д. в размере 300384 руб.;

- Масальцевой Е.В. в размере 270395,39 руб.;

- Кононова В.В. в размере 192129,70 руб.;

- Пугачева М.К. в размере 300384 руб.;

за период с 29.04.2021 по 30.09.2022 в пользу Якубенковой А.С. в размере 499749,99 руб.;

за период с 01.03.2021 по 23.04.2021 в пользу Глебовой Н.В. 52230,27 руб.

за период с 01.03.2021 по 21.09.2021 в пользу Недорубкова Е.А. в размере 27798,02 руб.;

за период с 06.04.2021 по 18.01.2022 в пользу Пастарнакова А.Ю. в размере 64426,13 руб.;

2. Денежные средства в счет компенсации морального вреда в пользу Петроченкова Г.В., Прохорова А.Д., Масальцевой Е.В., Кононова В.В., Якубенковой А.С., Пугачева М.К. - по 50000 руб. каждому.

3. Денежные средства в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст. 236 ТК РФ за период с 16.04.2021 по 06.06.2023 в пользу Кононова В.В. в размере 52370,65 руб., в пользу Масальцевой Е.В. в размере 77271,71 руб.; за период с 16.05.2021 по 06.06.2023 в пользу Якубенковой А.С. в размере 136459,14 руб. и по фактическое исполнение решения суда.

4. Обязать Администрацию г. Смоленска, Администрацию Смоленской области выделить денежные средства СОГБУ «Дормостстрой» для произведения выплат.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ (после замены определением суда от 27.01.2023 на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Смоленской области), Администрация Смоленской области, Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Определениями Промышленного районного суда г. Смоленска от 27.01.2023 произведена замена ответчика МБУ «Дормостстрой» на правопреемника – СОГБУ «Дормостстрой», Администрация Смоленской области освобождена от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебное заседание суда первой инстанции истцы Недорубков Е.А., Петроченков Г.В., Прохоров А.Д., Масальцева Е.В., Кононов В.В., Пугачева М.К., Якубенкова А.С., Глебова Н.В., Пастернаков А.Ю. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истцов - и.о. заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска Никифорова А.И. письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя прокуратуры, поддержав уточненные исковые требования в полном объеме.

Представители ответчиков СОГБУ «Дормостстрой», Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, будучи надлежаще извещенными в судебное заседание суда первой инстанции не явились, ранее представители Администрации г. Смоленска и СОГБУ «Дормостстрой» исковые требования не признавали, просили в их удовлетворении отказать, поддержав письменные возражения и пояснения относительно исковых требований, ссылаясь на то, что Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству не распространяет свое действие на МБУ «Дормостстрой». При этом представителями ответчика Администрации г. Смоленска указывалось, что орган местного самоуправления – Администрация г. Смоленска не участвовала в качестве представителя учреждения в заключении Соглашения. МБУ «Дормостстрой» не относится к работодателям, указанным в ч. 3 ст. 48 ТК РФ, так как не является членом объединения работодателей, заключивших Соглашение, а также членом иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших Соглашение, также не является работодателем, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которое уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г.Смоленска, является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в г. Смоленске и не относится к территориальному органу управлению автомобильными дорогами, являясь ассоциированным членом ассоциации «РАДОР», не обладает правом наделения данной организации полномочиями на подписание Соглашений от имени МБУ «Дормостстрой» и Администрации г. Смоленска. Присоединение МБУ «Дормостстрой» к соглашению могло быть осуществлено лишь в форме его подписания. Кроме того, представителем ответчика Администрации г. Смоленска было заявлено о применении срока исковой давности, также указано на то, что Администрация г. Смоленска не может нести субсидиарную ответственность по настоящему делу, является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с передачей СОГБУ «Дормостстрой» в государственную собственность Смоленской области и финансированием деятельности учреждения из областного бюджета согласно Уставу учреждения. Согласно п. 10 Общих положений ЕТКС вопрос о присвоении или повышении разряда, группы, квалификации, касса, категории рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения с учетом мнения коллектива производственной бригады. Полагали, что в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие согласно ст. 57 ТК РФ об обязательном включении в трудовой договор условий о трудовой функции, условий оплаты труды (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), что свидетельствует об отсутствии доказательств о присвоении работникам тарифных разрядов в установленном законодательством порядке. Также не согласны с применением примерной тарифной сетки, считают необходимым применение межтарифного коэффициента между соседними разрядами в размере 0,2, как предусмотрено п. 3.3. Соглашения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства истроительства г.Смоленска, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Смоленской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, отметив, что МБУ «Дормостстрой» не является членом Ассоциации «РАДОР» и не уполномочивало Ассоциацию участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение от его имени.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 06.06.2023 постановлено: исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г.Смоленска в интересах Недорубкова Е.А., Петроченкова Г.В., Прохорова А.Д., Масальцевой Е.В., Кононова В.В., Пугачева М.К., Якубенковой А.С., Глебовой Н.В., Пастарнакова А.Ю. удовлетворить частично.

Суд постановил взыскать с СОГБУ «Дормостстрой» в пользу:

- Недорубкова Е.А. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 21.09.2021 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 27798,02 рублей;

- Глебовой Н.В. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 23.04.2021 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 52230,27 рублей;

- Пастарнакова А.Ю. недополученную работником за период с 06.04.2021 по 18.01.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 64426,13 рублей;

- Петроченкова Г.В. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 266435,59 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб;

- Прохорова А.Д. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 300384 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб;

- Пугачева М.К. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 204005,68 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб;

- Кононова В.В. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 192129,70 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 06.06.2023 в размере 52370,65, а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 07.06.2023 по день фактического расчета включительно,

- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 3549,04 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 3971,14 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 9342,43 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 9977,65 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 10410,50 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 10410,50 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 10410,50 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 10410,50 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 9511,39 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 8675,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за январь 2022 г. в размере 12372,76 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 8499,70 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 10999,61 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 12832,88 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 16269,10 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 16269,10 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 15439,24 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 12778,24 рублей;

- Масальцевой Е.В. недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 270395,39 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 06.06.2023 в размере 77271,71 рублей, а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 07.06.2023 по день фактического расчета включительно,

- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 8128,20 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 13037,09 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 13755,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере13755,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 13755,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 11573,64 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 13755,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 13755,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 13755,42 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 7502,96 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за январь 2022 г. в размере 16079,61 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 16079,61 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 16079,61 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 14440,06 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 11926,78 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 18637,58 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 18637,58 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 18796,89 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 16943,26 рублей;

- Якубенковой А.С. недополученную работником за период с 29.04.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 499749,99 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.05.2021 по 06.06.2023 в размере 136459,14 рублей, а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 07.06.2023 по день фактического расчета включительно,

- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 2474,03 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 27214,36 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 22030,67 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 27024,62 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 27214,36 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 27214,36 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 27214,36 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 27214,36 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 18555,24 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за январь 2021 г. в размере 31088,02 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 31088,02 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 31088,02 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 29607,63 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 31088,02 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 35351,30 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 35140,88 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 35397,32 рублей,

- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 33744,42 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе предъявленных к Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, отказано (л.д. 92-109 том 10).

В апелляционной жалобе СОГБУ «Смоленскавтодор» (ранее СОГБУ «Дормостстрой») просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование доводов жалобы указали, что судом не всесторонне оценены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно не исследованы положения Соглашения в части его применения к муниципальным бюджетным учреждениям. Считают, что СОГБУ «Дормостстрой» не относится к работодателям, указанным в ч. 3 ст. 48 ТК РФ, так как не являются членом объединения работодателей, заключившего Соглашение, а также членом иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение; не является работодателем, не является членами объединений работодателей, заключившего соглашение, которое уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединиться к соглашению после его заключения. Орган местного самоуправления – администрация г. Смоленска также не участвовала в качестве представителя учреждения в заключении Соглашения. СОГБУ «Дормостстрой» как работодатель не наделяло полномочиями Российскую ассоциацию территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» на подписание от его имени Соглашения, администрацией г. Смоленска как представителем работодателя организации, в отношении которой функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления Соглашение также не заключено. В полномочиях Министерства труда России, установленных положением о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №610, отсутствует возможность распространения, заключенных отраслевых соглашений на федеральном уровне, на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Указывают, на ошибочность выводов суда первой инстанции о распространении действия Соглашения на администрацию г. Смоленска, являющуюся ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», поскольку ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР» является УДХиС, которое не является органом местного самоуправления. Также полагают необоснованным вывод суда о возложении на администрацию г.Смоленска принять на себя финансовые обязательства, связанные с Соглашением.

Кроме того, судом первой инстанции при вынесении судебного акта не приняты во внимание и не исследованы доводы администрации г. Смоленска относительно предоставленной сравнительной справки о порядке расчета заработной платы применительно к положениям Соглашения, а именно о применении примерной тарифной сетки (приложение №1 к Соглашению).

Также считают, что при вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку принцип самостоятельности судебной власти не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Судом при рассмотрении дела не исследованы по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что Отраслевое соглашение не распространяется на работников «Дормостстрой», поскольку ТК РФ предусматривает возможность представления интересов работодателя иными представителями только для организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Представителями таких работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменений соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. В остальных случаях представлять работодателей на всех уровнях выше локального правомочны только соответствующие объединения работодателей. То есть различного рода общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы и т.д. не могут рассматриваться в качестве полномочных представителей работодателей при заключении соглашений. МБУ «Дормостстрой» как работодатель не наделяло ассоциацию «РАДОР» на подписание данного Соглашения, администрация г. Смоленска, как представитель работодателя организации, в отношении которой функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления, Соглашение также не заключало.

Также считают, что не обоснован судом механизм расчета недополученной истцами заработной платы, исходя из применения примерной тарифной сетки (приложение №1 к Соглашению). Кроме того, отсутствуют документы, свидетельствующие согласно ст. 57 ТК РФ об обязательном включении в трудовой договор условий о трудовой функции, условий оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), что свидетельствует об отсутствии доказательств о присвоении работникам тарифных разрядов в установленным законодательством порядке. Трудовыми договорами истцам установлен должностной оклад с применением доплат и надбавок в соответствии с законом и Положением об оплате труда. Тарификация работ предусмотрена только работникам рабочих специальностей, и присвоение квалификационных разрядов рабочим, а присвоение тарификационных разрядов рабочим, локальных нормативных актов о присвоении квалификационных категорий служащим, относящимся к административно-управленческому персоналу, не имеется.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11.01.2023 произведена замена ответчиков администрации Смоленской области на правопреемника – Правительство Смоленской области; Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой» на правопреемника - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Управление областных автомобильных дорог».

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 ТК РФ).

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, Недорубков Е.А., Петроченков Г.В., Прохоров А.Д., Масальцева Е.В., Кононов В.В., Пугачев М.К., Якубенкова А.С., Глебова Н.В., Пастарнаков А.Ю. на основании трудовых договоров от 01.01.2017, 06.12.2017, 06.04.2021 и 29.04.2021, были приняты в МБУ «Дормостстрой» на различные должности, и указанным работникам установлен оклад в соответствии со штатным расписанием, ежемесячные надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе, вредные условия труда.

Обращаясь в суд с настоящим иском, сторона истца указала, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).

По сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В рассматриваемом случае сторонами не оспаривался тот факт, что МБУ «Дормостстрой» относится к Учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства.

Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм., предусмотрено, что система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Пунктом 1.6 Положения определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7).

11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. №17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно признал, что положения этого Отраслевого соглашения распространяются на работников Учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

Так, Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Частью 5 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 ТК РФ).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 ТК РФ).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.

Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

Таким соглашением является подписанное 11.12.2019, а зарегистрированное в Федеральной службе по труду и занятости (peг. № 17/20-22) 14.01.2020 Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».

Сторонами Соглашения являются:

работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени).

Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).

Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол ЛЗ 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.

Судом установлено также, что Письмом Минтруда России от 11.03.2020 №14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска 06.04.2021 в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 предложено предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.

МБУ «Дормостстрой» 08.04.2021 направило соответствующую информацию, в частности, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся Учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г.Смоленска от 01.11.2018 №2981-адм, составляет 108086189, 28 руб., в том числе ФОТ работников учреждения – 83 015506, 36 руб., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25 070682, 92 руб.

При таком положении, суд правомерно признал, что Администрация г.Смоленска, как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным, однако его условия работодателем не исполнялись.

Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.03.2023 №32-КГПР22-9-К1, от 22.05.2023 №32-КГПР23-4-К1.

Разрешая требования о взыскании в пользу истцов недополученной за период действия Соглашения заработной платы, суд проанализировал положения названного Соглашения в сравнении с примененным в спорный период механизмом оплаты труда работников Учреждения и, проверив представленные суду работодателем расчеты недополученного истцами заработка, правомерно взыскал с Учреждения недополученную заработную плату в пользу:

Недорубкова Е.А. – 27798,02 руб. за период с 01.03.2021 по 21.09.2021;

Глебовой Н.В. – 52230,27 руб. за период с 01.03.2021 по 23.04.2021;

Пастернакова А.Ю. – 64426,13 руб. за период с 06.04.2021 по 18.01.2022;

Петроченкова Г.В. – 266436,59 руб. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022;

Прохорова А.Д. – 300384 руб. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022;

Пугачева М.К. – 204005,68 руб. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022;

Кононова В.В. – 192129,70 руб. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022;

Масальцевой Е.В. – 270395,39 руб. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022;

Якубенковой А.С. – 499749,99 руб. за период с 29.04.2021 по 30.09.2022

Следует принять во внимание также, что оплата труда рабочих МБУ осуществлялась и не в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая названным Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 года не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.

Распоряжением Администрации Смоленской области от 21.02.2023 №363-р/адм реорганизовано СОГБУ «СмоленскАвтодор» в форме присоединения к нему СОГБУ «Дормостстрой», сохранив наименование и основные цели деятельности Учреждения.

16 июня 2023 года прекращена деятельность юридического лица СОГБУ «Дормостстрой» путем реорганизации в форме присоединения.

Указание в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного истцами заработка не может быть принято во внимание, поскольку оно ничем не подтверждено и контррасчет ни СОГБУ «Дормостстрой», ни Администрацией г. Смоленска, ни Администрацией Смоленской области не представлен ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции. Поскольку Ответчики не предприняли мер по установлению размеров минимальных тарифных ставок (окладов), а также тарифных коэффициентов, суд обоснованно посчитал необходимым применить Отраслевую тарифную сетку являющуюся приложением №1 к Отраслевому соглашению.

Поэтому доводы жалобы о несогласии с произведенным расчетом с указанием на то, что в расчете применена примерная тарифная сетка (приложение № 1 к Соглашения), которая является обязательной только для Федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, не могут быть приняты во внимание.

В силу приведенного правового регулирования отношений, связанных с оплатой труда работника, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая разрабатывается на основе требований трудового законодательства и должна гарантировать работнику определение размера его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев. Следовательно, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого соглашения. Работник является экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении и находится от работодателя не только в материальной, но и в организационной зависимости, в связи с чем лишен возможности формулировать условия заключаемого с ним трудового договора по своему усмотрению.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой денежной компенсации. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).

Ввиду наличия нарушений прав работников на своевременное получение заработной платы суд законно взыскал также проценты за задержку выплаты заработной платы.

При изложенных обстоятельствах суд обоснованно признал факт нарушения трудовых прав работников и, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, ст. 1101 ГК РФ, с учетом характера причиненных истцам физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, взыскал в пользу Петроченкова Г.В., Прохорова А.Д., Пугачева М.К., Кононова В.Г., Масальцевой Е.В.,Якубенковой А.С. денежную компенсацию морального вреда в сумме по 5 000 руб. каждому.

Разрешая довод апелляционной жалобы СОГБУ «Смоленскавтодор» об ошибочном привлечении судом первой инстанции к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда Администрации Смоленской области, судебная коллегия указывает, что оспариваемым решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 06.06.2023 в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации г. Смоленска, администрации Смоленской области отказано. В связи чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для разрешения указанного довода.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 06 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» и Правительства Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 января 2024 года.