Судья Киселев К.И. Дело № 33- 3867
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2015 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Коженовой Т.В.
при секретаре Ананченкове И.М.
при участии истца Животкова А.А., представителя ответчика Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Калиновской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Животкова А.А. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 31 августа 2015 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Животкова А.А., представителя ответчика Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Калиновской Е.В.,
установила:
Животков А.А. обратился в суд с иском к Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области (далее - Департамент) о возложении обязанности по выплате денежных средств, компенсации морального вреда, ссылаясь на необоснованное удержание работодателем части заработной платы в виде дополнительного денежного поощрения за март 2015г. в сумме <данные изъяты> в отсутствие данных о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Представитель Департамента Калиновская Е.В., считая заявленные требования необоснованными, просила в удовлетворении предъявленного иска Животкову А.А. отказать.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 31 августа 2015 года исковые требования Животкова А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Животков А.А. решение суда просит отменить как незаконное. Указывает на то, что основанием для выплаты (не выплаты) дополнительного ежемесячного денежного поощрения являются результаты деятельности (их отсутствие) гражданского служащего, однако Департаментом анализ его работы в спорный период на предмет наличия оснований для выплаты или не выплаты ему дополнительного ежемесячного денежного поощрения не проводилось, в приказе о дополнительном ежемесячном денежном поощрении причина не выплаты указанного поощрения не приведена, что не было учтено судом при принятии решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.51 этого же Закона порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с частями 1-2,5 ст.8 закона Смоленской области от 03.05.2005г. № 29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» денежное содержание лица, замещающего государственную должность Смоленской области, государственного гражданского служащего Смоленской области состоит из оклада месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), установленных настоящим областным законом. Оклад денежного содержания государственного гражданского служащего Смоленской области состоит из его месячного должностного оклада и месячного оклада за классный чин. К дополнительным выплатам (для государственных гражданских служащих Смоленской области) относятся: ежемесячная надбавка к месячному должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; ежемесячная надбавка к месячному должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы (для государственных гражданских служащих Смоленской области) в размере до 50 процентов (включительно) этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к месячному должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение в размере до 100 процентов (включительно) оклада денежного содержания по замещаемой должности; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания и материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания. Правовым актом представителя нанимателя может быть установлено дополнительное ежемесячное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда, определенного в соответствии со статьей 9 настоящего областного закона. Дополнительное ежемесячное денежное поощрение может быть заменено единовременной денежной выплатой.
Согласно подп. 8 ч.3 ст.24 Федерального закона 27.07.2004г. №79-ФЗ существенными условиями служебного контракта являются, в том числе, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела видно, что Животков А.А. в период с 09.08.2001г. по 16.04.2015г. проходил государственную гражданскую службу на различных должностях в Департаменте государственной службы занятости населения Смоленской области. Последней замещаемой им должностью являлась должность государственной гражданской службы Смоленской области - <данные изъяты>. Размер его денежного содержания составлял <данные изъяты>
Приказом Департамента от 01.04.2015г. № 7-ЛС Животков А.А. с 16.04.2015г. уволен с замещаемой должности государственной гражданской службы Смоленской области консультанта сектора информации отдела информационных технологий и информации по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», областного закона «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области».
Приказом №22-НП от 25.03.2015г. начальник Департамента распорядился не производить за март 2015г. выплату дополнительного денежного поощрения Животкову А.А.
Судом установлено, что пунктом 9 раздела 4 служебного контракта от 05.02.2007г. №204 о прохождении государственной гражданской службы Смоленской области и замещении должности государственной гражданской службы Смоленской области (с учетом дополнительных соглашений), заключенного с Животковым А.А., предусмотрено, что денежное содержание в период замещения истцом должности государственной гражданской службы Смоленской области состояло из месячного должностного оклада в соответствии с штатным расписанием; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы Смоленской области; ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; премии за выполнение важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными, областными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2.3 Положения о порядке выплаты государственным гражданским служащим Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области, утвержденного приказом начальника Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 16.09.2008г. № 88- ОД, предусмотрено, что приказом начальника Департамента может быть установлено дополнительное ежемесячное денежное поощрение. Выплата дополнительного ежемесячного денежного поощрения гражданским служащим должна осуществляться по результатам их творческой инициативы, совершенствования качества работы, а также за высокие достижения в служебной деятельности. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения и дополнительного ежемесячного денежного поощрения устанавливается начальником Департамента индивидуально каждому гражданскому служащему.
Исходя из положений ч.1 ст.191 ТК РФ, вышеуказанных нормативных правовых актов, дополнительное денежное поощрение является видом поощрения работодателем работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, не относится к числу обязательных выплат, и может выплачиваться ежемесячно при наличии соответствующего решения работодателя.
Дав надлежащую правовую оценку вышеизложенным обстоятельствам, оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что непринятие ответчиком мер, направленных на издание приказов о привлечении Животкова А.А. к дисциплинарной ответственности, не свидетельствует о неправомерности оспариваемых истцом действий Департамента, а также принимая во внимание, что предоставление соответствующих денежных средств государственным служащим осуществляется по решению работодателя при квалификации их служебной деятельности в качестве заслуживающей поощрения, по усмотрению работодателя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных Животковым А.А. требований, посчитав, что отличное от позиции работодателя мнение истца относительно качества выполненной им работы не является основанием для переоценки судом выводов руководства Департамента.
Также суд верно отметил, что факт ежемесячного получения истцом ранее соответствующей выплаты, относящейся к числу средств дополнительного стимулирования профессиональной служебной деятельности, не может быть признан основанием для удовлетворения иска.
При этом доводы Животкова А.А. о том, что невыплата требуемых в иске денежных средств по своей сути являлась депремированием, предпосылкой которого могли быть факты привлечения к дисциплинарной ответственности, несостоятельны и обоснованно отвергнуты судом, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка с указанием на то, что в рассматриваемой ситуации возможность выплаты соответствующих надбавок производна лишь от общей оценки руководством Департамента результатов деятельности того или иного сотрудника учреждения, не обусловлена наличием или отсутствием дисциплинарных взысканий у работников, и является исключительной прерогативой работодателя.
Доводы жалобы о том, что Департаментом анализ его работы в спорный период на предмет наличия оснований для выплаты или не выплаты ему дополнительного ежемесячного денежного поощрения не проводился, в приказе о дополнительном ежемесячном денежном поощрении причина невыплаты указанного поощрения не приведена, с учетом вышеизложенного не влияют на правильность принятого по делу решения, основаны на неправильном толковании закона. Ссылка на служебные записки несостоятельна, так как суд их не учитывал.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 31 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Животкова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: