Судья Коршунов Н.А. № 33-2576/2022
№ 2-2104/2022
67RS0003-01-2022-002944-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2022 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шитиковой Т.М.,
судей - Филенковой С.В., Шнытко С.М.,
при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., возражения представителя ОПФР по Смоленской области ФИО2 относительно доводов жалобы,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее - ОПФР по Смоленской области) о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа от 14.02.2022 № 153286/21 об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении в специальный стаж периодов работы на территории Республики Туркменистан ..., назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права, ссылаясь на незаконность действий ответчика по отказу ему в этом.
ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала, указав, что у ФИО1 отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа (25 лет), что исключает возможность назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15.06.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях», также Закон РФ № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.199 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 05.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона РФ № 400-ФЗ).
13.03.1992 государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Туркменистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13.03.1992).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений настоящего Федерального закона) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение приведенной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Пунктом 11 названных Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) истец ФИО1, ..., обратился в ОПФР по Смоленской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по достижении возраста ....
Решением ОПФР по Смоленской области от 14.02.2022 № 153286/21 в удовлетворении данного заявления ФИО1 отказано по причине отсутствия необходимого страхового стажа работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; на (дата) страховой стаж составил 17 лет 07 месяцев 21 день, то есть менее требуемых 25 лет; специальный стаж в соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 (электрогазосварщик ручной сварки) - 13 лет 8 месяцев 05 дней. При этом периоды работы истца с 12.12.1983 по 10.11.1984 в ... были исключены из страхового стажа по причине несоответствия данных его трудовой книжки данным бланков трудовых книжек по сведениям «Госзнак» за 1984 г. Так, по сведениям бланков «Госзнак», трудовой книжке истца соответствует дата выпуска - 1989 г.
17.08.2021 и 03.12.2021 ОПФР по Смоленской области направлены запросы в Министерство социального обеспечения Республики Туркменистан об оказании содействия в истребовании справок о стаже работы и заработной плате ФИО1, рассмотрение заявления о назначении ему досрочной пенсии было приостановлено с 15.11.2021, срок рассмотрения заявления восстановлен с 11.02.2022 (л.д. 59, 60).
Информация от компетентных органов Республики Туркменистан не поступила.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, трудовой книжке истца, руководствуясь положениями Закона РФ № 400-ФЗ, Соглашения от 13.03.1992, Правил № 1015, а также действовавшей в спорный период Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, исходил из того, что трудовая книжка ФИО1 заполнена на бланке 1989 г., а дата ее заполнения указана 09.06.1984; сведений о том, что это дубликат в трудовой книжке не содержится; внесенные записи о спорном периоде работы в трудовую книжку не соответствуют требованиям заполнения - Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162.
Суд отметил, что бланк трудовой книжки истца изготовлен позже даты ее выдачи, фиксированной на титульном листе трудовой книжки; фактическая дата заполнения трудовой книжки осуществлялась позднее, о чем ФИО1, поставившему подпись на титульном листе трудовой книжки, было известно, пришел к выводу о том, что без документального подтверждения спорных периодов работы сведения о них в трудовой книжке истца не могут быть приняты во внимание для назначения пенсии.
В связи с недостаточностью требуемого страхового стажа истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с момента достижения ....
Судебная коллегия полагает такие выводы суда правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
В период обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии действовал утв. приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень), а также Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н (далее - Правила № 884н).
В силу п. 51 данного Перечня необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения,
Согласно п. 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил № 884н).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В связи с наличием разночтений в трудовой книжке истца, спорные периоды работы истца не включены ответчиком в подсчет его страхового стажа.
Учитывая, что обращения пенсионного органа от 17.08.2021, от 03.12.2021 о предоставлении информации, касающейся ФИО1, были направлены в компетентные органы Республики Туркменистан, полагать о бездействии со стороны ответчика оснований не имеется.
Доказательств соответствия указанных сведений в трудовой книжке действительности суду не представлено, как сведений тому, что ФИО1 был лишен возможности истребовать и представить в пенсионный орган необходимые документы.
Тот факт, что пенсионным органом, в порядке оказания заявителю помощи в истребовании документов, запрашивались архивные документы по трудовой деятельности истца, которые своевременно не поступили и его заявление было рассмотрено по имеющимся документам, не свидетельствует о том, что истцу не разъяснялось его право предоставить необходимые документы о своей трудовой деятельности самостоятельно и он был лишен возможности истребовать и представить в пенсионный орган необходимые документы.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 пояснила, что после поступления соответствующих документов о стаже истца, решение об отказе будет пересмотрено.
В силу вышеизложенных норм законодательства, выводы суда об отказе во включении спорных периодов в страховой стаж и назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Федерального закона «О страховых пенсиях» являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, нормы материального и процессуального права судом применены правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 13.09.2022.