Судья Тукмакова Т.И. Дело № 33 – 2079/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Козловой А.А. и Бобриковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя истца Осененко Юрия Ксенофонтовича – Севрюкова Олега Юрьевича, представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе Смоленской области Бодровой Светланы Анатольевны дело по апелляционной жалобе указанного ответчика на решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 20 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Бодровой С.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истца Севрюкова О.Ю., возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
Установила :
Осененко Ю.К. обратился в Монастырщинский районный суд Смоленской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе Смоленской области о присуждении с 50 лет страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что является гражданином Республики Беларусь, с 1992 г. непрерывно проживал и работал по трудовому договору на территории Российской Федерации в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, из них 13 лет 4 мес. 11 дн. - на работах с тяжелыми условиями труда, в связи с чем имеет право на досрочное – с 50 лет - назначение страховой пенсии по старости; ответчик отказал ему в установлении пенсии, не включив в стаж, дающий право на пенсию со снижением возраста, периоды с 01.01.2002 г. по 11.11.2004 г. (02 года 11 мес. 11 дн.) и с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г. (04 года 00 мес. 00 дн.), мотивировав это тем, что в указанные периоды работодатель не уплачивал за него страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
По мнению истца, решение ответчика противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за определенные периоды работник, надлежаще выполнявший свои трудовые обязанности, не лишается права на включение указанных периодов страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию и ее размер.
В судебное заседание истец не явился.
Его представитель Севрюков О.Ю., участвовавший в судебном заседании, поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе Смоленской области в судебное заседание также не явился. В представленных возражениях ответчик иск не признал, указав, что в оспариваемые периоды Осененко Ю.К. имел статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации; до 01.01.2012 г. работодатели не обязаны были уплачивать за таких лиц страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, в отношении них неприменима правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П.
Обжалуемым решением исковые требования Осененко Ю.К. удовлетворены.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе Смоленской области просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 г. (далее также – Закон № 400-ФЗ), мужчинам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими возраста 55 лет.
Согласно части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 – 10 и 16 – 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, условием для дополнительного снижения возраста выхода на пенсию (мужчинам с 50 лет) является наличие у лица стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет.
В страховой и все иные виды стажа включаются периоды, за которые уплачивались страховые взносы (пункт 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ).
Из дела видно, что Осененко Ю.К., 06.04.1966 г., гражданин Республики Беларусь, проживал в городе Нижневартовске, Тюменской области, отнесенном к числу местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, с <данные изъяты> работал в нефтедобывающем предприятии АО «Белорусское УПНП и КР» помощником бурильщика, мастером цеха капитального ремонта скважин, начальником смены в центральной инженерно-технологической службе с вахтовым методом работы, мастером по капитальному подземному ремонту скважин.
12 ноября 2004 г. он был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и ему выдано страховое свидетельство <данные изъяты>.
6 апреля 2016 г., т.е. в день достижения возраста 50 лет, истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе Смоленской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика № 3 от 01.07.2016 г. в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия у Осененко Ю.К. необходимого (не менее 20 лет) стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; в указанный стаж засчитаны периоды с 23.11.1992 г. по 31.12.2001 г. (09 лет 01 мес. 08 дн.), с 12.11.2004 г. по 31.12.2007 г. (03 года 01 мес. 19 дн.), с 01.01.2012 г. по 30.03.2016 г. (04 года 3 мес. 00 дн.), т.е. всего 16 лет 5 мес. 27 дн.; не включены периоды с 01.01.2002 г. по 11.11.2004 г. (02 года 11 мес. 11 дн.) и с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г. (04 года 00 мес. 00 дн.).
Признавая отказ незаконным и удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что на Осененко Ю.К. не распространяются общие правила уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение иностранных работников, поскольку он является гражданином Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации подписано международное соглашение, устанавливающее иные правила регулирования данных отношений.
При этом суд сослался на Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения», а также на постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и пришел к выводу о том, что граждане Республики Беларусь приравниваются в правах к гражданам Российской Федерации в сфере трудовых отношений и обязательного пенсионного страхования, поэтому работодатель АО «Белорусское УПНП и КР», заключив трудовой договор с Осененко Ю.К., обязан было уплачивать страховые взносы за работника - гражданина Республики Беларусь на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может.
Частью 1 статьи 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений данного Договора и своего законодательства.
Непосредственно Договором вопросы уплаты работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование иностранных работников, в том числе граждан Республики Беларусь, не урегулированы.
С 01.01.2002 г. государственное регулирование обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, действовавшие в оспариваемые периоды (с 01.01.2002 г. по 11.11.2004 г. и с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г.) положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, в том числе граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 г. регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.
К числу постоянно проживающих в СССР иностранных граждан относились иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.
С 25 июля 2002 г. правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В статье 2 этого Закона указано, что:
- лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, признается временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином;
- лицо, получившее разрешение на временное проживание, признается временно проживающим иностранным гражданином;
- лицо, получившее вид на жительство, признается постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином.
Кроме того, в приведенной статье отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно указанным изменениям иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, также отнесены к числу застрахованных лиц. При этом обратной силы данным изменениям не придано.
Проживая на территории Российской Федерации и работая в нефтедобывающем предприятии АО «Белорусское УПНП и КР», гражданин Республики Беларусь Осененко Ю.К. не имел статуса постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина и, следовательно, до 01.01.2012 г. не подлежал обязательному пенсионному страхованию.
В период с 12.11.2004 г. по 31.12.2007 г. (03 года 01 мес. 19 дн.) работодатель уплачивал за своих работников, в том числе Осененко Ю.К., страховые взносы, в связи с чем указанный период был включен решением ответчика № 3 от 01.07.2016 г. во все виды стажа истца.
Данных об уплате за Осененко Ю.К. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в периоды с 01.01.2002 г. по 11.11.2004 г. и с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г. в материалах дела не имеется.
Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию, сформулированную в постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П, несостоятельна, поскольку в оспариваемые периоды работодатель не обязан был уплачивать за истца страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При таком положении отсутствуют основания для включения в стаж работы Осененко Ю.К. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов с 01.01.2002 г. по 11.11.2004 г. и с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, неправильно определил юридически значимые обстоятельства, в связи с чем обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила :
Решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 20 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Осененко Юрия Ксенофонтовича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе Смоленской области о присуждении страховой пенсии по старости отказать.
Председательствующий :
Судьи :