НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 05.10.2023 № 2-251/2023

Судья Селезенева И.В. Дело № 33-3030/2023

№ 2-251/2023

67RS0003-01-2022-004211-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей Шнытко С.М., Коженовой Т.В.,

с участием прокурора Серенковой Ю.В.,

при секретаре (помощнике судьи) Макриденкове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2023 года,

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителей: Администрации Смоленской области – ФИО1, Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству – ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Администрации г. Смоленска – ФИО3, ФИО4 возражавших по доводу апелляционной жалобы в части освобождения от субсидиарной ответственности Администрации Смоленской области, представителя Смоленской областной организации общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта – ФИО5, представителя СОГБУ «Спецавто» - ФИО6, возражавших по существу апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Промышленного района г. Смоленска - Серенковой Ю.В., полагавшей необходимым оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО7, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавто» (далее - МБУ«СпецАвто», после переименования с 01.01.2023 – Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Спецавто», далее - СОГБУ «Спецавто», Учреждение), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на учредителя организации.

В обоснование исковых требований указал, что ФИО7 работает в названном учреждении с 2014 года, занимая с 01.06.2021 по 07.11.2021 должность водителя ЭД-405 АГ восьмого разряда, а с 08.11.2021 по 31.07.2022 должность слесаря по ремонту автотракторной техники 5 разряда.

Учреждение осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска. Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.

11.12.2019 подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (pег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализована такая возможность и работодателем, вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.

Однако, за период с 01.01.2020 до 01.08.2022 заработная плата работникам Учреждения выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производится без учета положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее - Отраслевое соглашение).

Размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что привело к заниженному начислению оплаты труда.

Уточнив исковые требования, просил взыскать с работодателя в пользу истца недополученную заработную плату за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 366 017, 71 руб. с возложением на Администрацию г. Смоленска или Администрацию Смоленской области обязанности по выделению СОГБУ «СпецАвто» соответствующих денежных средств.

В судебном заседании истец ФИО7 иск поддержал.

Помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Никифорова А.И., поддержав уточненный иск, указала, что в ходе проведенной по заявлению ФИО7 прокурорской проверки установлен факт не соблюдения работодателем положений трудового законодательства в части начисления и выплаты ей заработной платы, игнорированы положения Отраслевого соглашения.

С 01.08.2022 Администрация г. Смоленска, МБУ «СпецАвто» действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения, в силу чего, с этой даты истец получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом пятого по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0,2.

До 01.08.2022 Положение об оплате труда рабочих МБУ «СпецАвто» не содержало норм, свидетельствующих о применении к работникам Учреждения требований Отраслевого соглашения. В этой связи, пошаговый межразрядный коэффициент, определяемый Отраслевым соглашением, предусматривающим возможность установления такового в минимальном размере 0,2, истцу не устанавливался.

Вплоть до изменения системы оплаты труда работников МБУ, пошаговый межразрядный коэффициент истца должен соответствовать примерной разрядной таблице, являющейся приложением к Отраслевому соглашению, и в случае с водителем 7 разряда, соответствовать показателю 2,52, а в случае со слесарем 5 разряда достигать значения в 1,94, на чем основан расчет суммы иска.

Представитель Учреждения ФИО6, не возражая против заявленных требований, указала, что СОГБУ «Спецавто», как и МБУ является организацией дорожного хозяйства, обеспечивающей безопасность дорожного движения посредством осуществления работ по уборке территорий, включающих подметание, полив, очистку ото льда и снега, а также посыпание песком и солью улиц и автомобильных дорог г. Смоленска.

На работников Учреждения распространяются положения Отраслевого соглашения, от присоединения к которому Администрация г. Смоленска и Учреждение не отказывались. Однако начисление и выплата заработной платы работникам, занимающим рабочие должности, производились Учреждением без учета положений данного Отраслевого соглашения, поскольку соответствующее финансирование повышенной отплаты труда работников Учреждения Администрация до 01.08.2022 не осуществляла.

В «СпецАвто» имеется первичная профсоюзная организация, заключен и действует коллективный договор на 2020-2023 годы, но локальные нормативные акты Учреждения не содержали положений о повышенной оплате труда работников отрасли дорожного хозяйства, а в его Устав до реорганизации Учреждения не внесены изменения в части определения основной цели и предмета деятельности Учреждения, что связано с регулярной сменой руководства МБУ, находящегося в зависимости от мнения Администрации города по данному вопросу.

Представители Администрации г. СмоленскаФИО4, ФИО8, ФИО9 иск не признали, пояснив, что действие Отраслевого соглашения не распространялось на МБУ «СпецАвто», в связи с чем, обязанность присоединения либо отказа от присоединения к нему, не может быть возложена ни на Учреждение, ни на Администрацию г. Смоленска.

Во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.08.2022 по заявлению ФИО10 и др. к МБУ «Спецавто», Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12.2022 № 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Спецавто».

Данным постановлением на работников Учреждения распространены положения Отраслевого соглашения, определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых указан в Приложении № 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в сумме 16749,75 руб., межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0,2.

С 01.08.2022 финансировалась деятельность МБУ «Спецавто», работникам которого заработная плата начислялась и выплачивалась с учетом этих показателей.

С 01.01.2023 в результате осуществленной реорганизации МБУ «СпецАвто» сменило учредителя и переименовано в СОГБУ «СпецАвто», поэтому у Администрации г. Смоленска отсутствуют основания к несению субсидиарной ответственности по финансированию повышенной оплаты труда работников Учреждения, учредителем которого оно не является. Истцом пропущен годичный срок обращения в суд с требованием о взыскании недополученной заработной платы.

Представитель Администрации Смоленской области и Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству ФИО2 иск не признал, указав, что в настоящее время учредителем СОГБУ «СпецАвто» является администрация Смоленской области, которая финансирует деятельность данного Учреждения дорожного хозяйства, осуществляя начисление и выплату заработной платы работникам СОГБУ в соответствии с измененным 21.12.2022 постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Спецавто». Посколькуназванные изменения имели место с 01.01.2023, то исполнение финансовых обязательств Учреждения, возникших за период 2020-2022 годы, не может быть возложено на администрацию Смоленской области, которая является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области ФИО11, поддержав позицию ФИО2, указал, что финансирование расходов СОГБУ «Спецавто» на заработную плату осуществляется Департаментом бюджета и финансов Смоленской области. Эти расходы являются бюджетным обязательством Смоленской области на 2023-2028 годы, которое не может быть распространено на исполнение обязательств Администрации г. Смоленска, в том числе, и в случае принятия соответствующего судебного решения о взыскании недополученной работниками Учреждения заработной платы за период 2021-2022 годы. В противном случае возникнет нецелевое использование денежных средств областного бюджета.

Представитель третьего лица СООО «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» ФИО5 искподдержал, указав, что с 2021 года отраслевой профсоюзной организацией велись переговоры с руководством Администрации г. Смоленска, вследствие которых получено предварительное согласие на выполнение условий Отраслевого соглашения в отношении работников МБУ «Спецавто», начиная с 2022 года. В январе 2022 года Администрация города отказалась от исполнения законодательно установленных обязательств, ссылаясь на нераспространение действия Соглашения на работников МБУ «Спецавто», отсутствие у нее обязательств по выполнению его условий, недостаточность бюджетных средств на повышение фонда оплаты труда.

Поскольку деятельность профсоюза в рамках социального партнерства к восстановлению нарушенных трудовых прав работников отрасли не привела, обратились в прокуратуру и известили трудовой коллектив МБУ «Спецавто» о нарушении их трудовых прав, которые подлежат восстановлению судом с момента их нарушения, а обязанность по финансированию недополученной заработной платы следует возложить на нового учредителя СОГБУ – Администрацию Смоленской области.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26.04.2023 иск удовлетворен. Судом постановлено:

Взыскать со СОГБУ «СпецАвто» в пользу ФИО7, недополученную заработную плату за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в общем размере 351 774,14 руб., исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов.

В случае отсутствия у СОБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию Смоленской области (ИНН <***> ОГРН <***>) к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства.

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.

Полагает, что Отраслевое соглашение не распространяется на работников «Спецавто»; субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения является дополнительной к ответственности основного должника и наступает только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарная ответственность публичных собственников имущества бюджетных учреждений существенно ограничена, поэтому суд необоснованно привлек Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда; не обоснован судом механизм расчета недополученной истцом заработной платы.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Смоленска от 20.12.2010 учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» с 01.01.2011 путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация города Смоленска.

Исходя из положений Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 06.05.2010 № 826-адм. с изменениями, внесенными Постановлением г. Смоленска от 20.12.2010 № 838-адм.; Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм.; Постановлением г. Смоленска от 21.12.2016 № 145, МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).

Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).

Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.06.2022 основным видом экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р к бытовым услугам.

Вместе с тем, Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» изложен в следующей редакции:

«Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».

Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29.04.2016 № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.

Муниципальными заданиями, утвержденными начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованными МБУ «СпецАвто», на Учреждение возложены обязанности по выполнению работ в части «организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.

С 01.07.2022 путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Истец ФИО7 с 2014 года состоит в трудовых отношениях с Учреждением: 19.11.2014 с истцом заключен трудовой договор о принятии на работу в подразделение «Специализированная уборка территорий города» на должность водителя МАЗ СДК-5551 с почасовой тарифной ставкой 46 руб. 94 коп.

С июня 2021 до 07.11.2021 ФИО7 осуществляет трудовую деятельность в том же структурном подразделении в должности водителя ЭД-405 АГ восьмого разряда.

Приказом № 156 от 08.11.2021 истец переведен в подразделение ответчика «Ремонтно-механическая мастерская» на должность слесаря по ремонту автотранспортной техники 5 разряда с тарифной ставкой 14444 руб.

Оплата труда истца осуществляется без учета дополнительных гарантий и льгот, установленных отраслевым Соглашением.

Механизм оплаты труда работников МБУ «СпецАвто» установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г., принятого на общем собрании трудового коллектива 18.03.2020, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм., Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто», утвержденного Генеральным директором МБУ «СпецАвто» 01.10.2019, штатными расписаниями Учреждения.

Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7)

Положениямио премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто» предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении № 1.

В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.

Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ «СпецАвто» с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8845 руб., увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто». Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто».

В случае выполнения работниками работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в соответствии с положениями ТК РФ, им производится дополнительная оплата за сверхурочную работу, ночную работу, работу в выходные и праздничные дни, расширенный объем работ (интенсивность труда), совмещение должностей.

11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства, и, руководствуясь положениями ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 15.04.2022), ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», правильно исходил из того, что МБУ «СпецАвто» фактически осуществляется деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающая содержание автомобильных дорог местного значения.

Так, согласнообщероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2), принятому и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 № 14-ст группировка 81 - деятельность по обслуживанию зданий и территорий, включающая, в том числе уборку улиц, удаление снега и льда, услуги по уходу за территорией, наряду с проектированием ландшафтного дизайна и/или строительством, установку проходов, перегородок, площадок, заборов, изгородей, водоемов и подобных объектов на территории.

Приведенный перечень работ осуществляется организациями жилищно-коммунального хозяйства, однако, перечисленные работы связаны с обслуживанием зданий и территорий, прилегающих к этим зданиям, а так же территорий, занимаемых объектами культурно-массового назначения, городскими скверами, парками, площадями и т.п., за исключением улично-дорожной сети, работы по содержанию которой, общероссийским классификатором видов экономической деятельности выделены в отдельную, самостоятельную группу.

Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, и проводимыми мероприятиями по очистке проезжих частей от грязи, мусора, снега и наледи, формировании снежных валов, предотвращении скользкости, сгребании грунтовых наносов, планировке обочин, содержании ливневых канализаций и т. п. мероприятий, в силу чего, выполнение таковых является деятельностью по содержанию автомобильных дорог. Большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что также указывает об отнесении Учреждения к отраслевому учреждению дорожного хозяйства.

Судом установлено также, что в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения находится земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, площадью 2372 кв.м. с кадастровым номером , от уплаты земельного налога на который Учреждение освобождено, как занятое государственными автомобильными дорогами общего пользования, имеющее в своем хозяйственном ведении производственные объекты, предназначенные для целей ремонта и содержания федеральных и региональных автомобильных дорог (пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ).

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 ТК РФ относит, в том числе, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Частью 5 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 ТК РФ).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 ТК РФ).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом, трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.

Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

Таким соглашением является 11.12.2019 подписанное, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрированное (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Сторонами Соглашения являются:

работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени).

Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).

Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами.

Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол ЛЗ 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.

Судом установлено также, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30.08.2019 № Э3 - 210 письмом от 09.09.2019 № ИС-407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения проект названного Отраслевого соглашения.

7.02.2020 письмом № ИС-73 (Л2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения. Информация направлялась для использования в работе.

Письмом Минтруда России от 11.03.2020 N 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

При таком положении суд правомерно признал, что Администрация г. Смоленска, как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным.

Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.03.2023 № 32-КГПР22-9-К1, в котором, в частности, разъяснено, что исходя из приведенных положений ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;

соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу ст. 45 ТК РФ такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации;

если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным;

содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.

При этом, ст. 46 ТК РФ, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам;

в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении;

в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.

В этой связи нельзя согласиться с утверждениями Администрации г. Смоленска о том, что она не обязана исполнять условия Отраслевого соглашения, поскольку участия в принятии и подписании его не принимала и не наделяло полномочиями Российскую ассоциацию территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» на подписание от имени МБУ «СпецАвто» данного Отраслевого соглашения.

В рассматриваемом случае Администрация г. Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.

Поэтому не вызывает сомнений вывод суда о том, что положения ст. 45 и ст. 47 ТК РФ, определяющие, что соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, и заключение их осуществляется, по общему правилу до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения, не освобождают Администрацию г. Смоленска от исполнения Отраслевого соглашения.

Положения Отраслевого соглашения, являющегося правовым актом и регулирующим наравне с ТК РФ трудовые отношения, равно как и положения в нем об оплате труда, распространяются на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Спецавто» и работников данной организации, однако его условия работодателем не исполнялись, как и условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., так как минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам названным соглашением, начиная с 2019 года не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.

Постановлением Администрации г. Смоленска «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2019 размеры базовых окладов работников МБУ «СпецАвто» были повышены в 1,043 раза.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 22.10.2020 № 2301-адм «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2020 размеры базовых окладов повышены в 1,03 раза.

8 845 руб. * 1,043 * 1,03 = 9 502 руб. (расчетная величина тарифной ставки (оклада) в спорный период.

С учетом индексации заработная плата ФИО7, работающего в должности водителя 8 разряда и слесаря 5 разряда с 01.10.2020 исчислялась из минимальной тарифной ставки в размере 9 502 руб. * 2,03 (тарифный коэффициент 8 разряда) = 19292 руб. (по штатному расписанию).

Начиная с 01.05.2021 алгоритм начисления его заработка следующий:

19292 руб. : 164,3 ( среднемесячная норма рабочих часов в 2021 году по производственному календарю) * количество часов, фактически отработанных в каждом календарном месяце.

55% от полученной суммы - размер ежемесячной премии.

Дополнительная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время, расширенный объем работ (интенсивность труда).

Заработная плата истца в должности слесаря 5 разряда с ноября с 2021 г. начислялась из минимальной тарифной ставки в размере 9502 руб. * 1,52 тарифный коэффициент 5 разряда) = 14 444 руб. (по штатному расписанию).

Алгоритм начисления заработка следующий:

14444 руб. : 164,3 (среднемесячная норма рабочих часов в 2021 году по производственному календарю) * количество часов, фактически отработанных в каждом календарном месяце.

Между тем Отраслевым соглашением предусмотрено:

3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3.2. Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3.3. Указанный в пункте 3.1. настоящего Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.

Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1. настоящего Соглашения.

Приложение № 1 к Отраслевому соглашению содержит тарифную сетку по оплате труда с указанием разрядов оплаты и соответствующих им тарифных коэффициентов. Данная тарифная сетка составлена с учетом минимального межтарифного коэффициента.

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения на территории Смоленской области установлена:

- в 2021 году Постановлением администрации Смоленской области от 28.01.2021 № 44, в размере 12 038,00 рублей;

- в 2022 году Постановлением администрации Смоленской области от 13.12.2021 № 794 - 13 241,00 рубль.

- с 01.06.2022 Постановлением администрации Смоленской области от 3.05. 2022 № 352 - 14 565,00 рублей.

Минимальная тарифная ставка согласно п. 3.1 Отраслевого соглашения должна составлять:

в 2021 году - 12 038,00 х 1.15 = 13 843,70 руб.;

с 01.01.2022 по 31.05.2022 - 13 241,00 х 1.15 = 15 227,15 руб.;

с 01.06.2022 - 14 565 х 1.15 = 16 749,75 руб.

Таким образом, заработная плата ФИО7 – водителя 8 разряда (межтарифный коэффициент, определенный Отраслевым соглашением 2,52), начиная с 01.06.2021, должна иметь следующий алгоритм начисления:

в 2021 году (13 843,70 х 2,52) = 34,886,12 руб. (тарифная ставка (оклад))

34,886,12 руб. : 164,3 ( среднемесячная норма рабочих часов в 2021 году по производственному календарю) * количество часов, фактически отработанных в каждом календарном месяце;

55% от полученной суммы - размер ежемесячной премии машиниста котельной.

Дополнительная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время, расширенный объем работ (интенсивность труда).

Оплата ночного времени: 34,886,12 руб.: 164,3 = 233,40 * количество отработанных ночных часов.

Оплата сверхурочной работы 233.40 * количество сверхурочно отработанных часов, начиная с 3-го часа.

Заработная плата ФИО7 слесаря 5 разряда (межтарифный коэффициент, определенный Отраслевым соглашением 1,94), начиная с 08.11.2021 должна иметь следующий алгоритм начисления:

в 2021 году (13 843,70 х 1,94) = 26856,77 руб. (тарифная ставка (оклад))

26856,77 руб. : 164,3 ( среднемесячная норма рабочих часов в 2021 году по производственному календарю) * количество часов, фактически отработанных в каждом календарном месяце;

20% от полученной суммы - размер ежемесячной премии машиниста котельной.

Дополнительная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время, расширенный объем работ (интенсивность труда).

Оплата ночного времени: 26856,77 руб.: 164,3 = 233,40 * количество отработанных ночных часов.

Оплата сверхурочной работы 233.40 * количество сверхурочно отработанных часов, начиная с 3-го часа.

с 01.01.2022 по 31.05.2022 (15 227,15 х 1,94) = 29540,67 (тарифная ставка(оклад))

с 01.06.2022 (16 749,75 х 1,94) = 42494,51 (тарифная ставка (оклад)).

Во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.08.2022 по заявлению ФИО10 и др. к МБУ «Спецавто», Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12. 2022 № 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Спецавто». Данным постановлением на работников МБУ «СпецАвто» распространены положения Отраслевого соглашения. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых приведен в Приложении № 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад - 16749,75 руб. (14 565 х 1.15), межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0,2.

С учетом данных показателей, начиная с 01.08.2022 финансировалась деятельность МБУ«Спецавто», работникам которого, в том числе истцу, начислялась и выплачивалась заработная плата.

С 01.08.2022 Администрация г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения и с указанной даты истец получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом четвертого по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0,2.

Следовательно, суд обоснованно признал, что в спорный период с 01.06.2022 по 31.07.2022 заработная плата истца не соответствовала положениям действующего трудового законодательства и до изменения системы оплаты труда работников МБУ, пошаговый межразрядный коэффициент истца должен соответствовать примерной разрядной таблице, являющейся приложением к Отраслевому соглашению, и в случае с водителем 8 разряда, соответствовать показателю 2,52, в случае со слесарем 5 разряда – 1,94.

Проанализировав положения Отраслевого соглашения в сравнении с примененным в спорный период механизмом оплаты труда работников Учреждения и, проверив представленный стороной истца и работодателем расчет недополученного заработка истца, суд правомерно взыскал в его пользу со СОГБУ «СпецАвто» за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 – 351774,14 руб., исчисленных без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов. В данный расчет включена необходимость перерасчета оплаты отпускных и трех первых дней временной нетрудоспособности, оплаченной работодателем.

Указание в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца не может быть принято во внимание, поскольку оно ничем не подтверждено и контррасчет как Администрацией Смоленской области, так и Администрацией г. Смоленска не представлен ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции.

Вместе с тем, сославшись на положения ст. 13 ГПК РФ, ст. 123.21, ст. 123.22 ГК РФ, суд первой инстанции ошибочно привлек к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда Администрацию Смоленской области, на которую возложил обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует особенности правового статуса бюджетного учреждения, имеющего специальную правоспособность, обладающего имущественными правами для решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, участвуют в гражданском обороте в очерченных законом границах и сообразно целям своей деятельности, выступая в гражданских правоотношениях от своего имени и неся, по общему правилу, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Абзацем первым ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ, введенной Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 г., предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно абзацу второму ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ, по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.

В рассматриваемом споре правоотношения не вытекают из причинения вреда гражданину. МБУ «СпецАвто» переименовано в СОГБУ «СпецАвто» и принято в государственную собственность Смоленской области на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 20.12.2022 № 1970-р/адм «О принятии в государственную собственность Смоленской области МБУ «СпецАвто», являющегося муниципальной собственностью города Смоленска».

Согласно п. 2 названного распоряжения № 1970-р/адм право собственности Смоленской области на указанный в пункте 1 настоящего распоряжения имущественный комплекс возникает с 01.01.2023. Поэтому все обязательства Смоленской области возникают с 01.01.2023. Обязательства по выплате заработной платы истцу возникли у МБУ «СпецАвто» в период до 01.01.2023, когда собственником имущества являлось муниципальное образование г. Смоленск, а функции и полномочия учредителя в отношении работодателя осуществлялись органом местного самоуправления - Администрацией г. Смоленска.

ОГБУ «СпецАвто» является правопреемником МБУ «СпецАвто», однако Администрация Смоленской области не является правопреемником Администрации г. Смоленска и солидарным должником, не может в силу ст. 123.21 ГК РФ нести субсидиарную ответственность по настоящему спору.

С учетом изложенного, решение суда в этой части подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2023 г. в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, отменить.

В этой части вынести новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.10.2023.