НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 05.09.2023 № 2А-4812/2022

Судья Кудряшов А.В. № 33а-2529/2023

№ 2а-4812/2022

67RS0002-01-2022-007264-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 сентября 2023 года город Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи: Тимофееве А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Смоленску к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени, с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 21 декабря 2022 года.

Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия

установила:

ИФНС России по г.Смоленску обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании: задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее также - ОМС) за 2020-2021 гг. в размере 13862 руб. 13 коп. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 876 руб. 87 коп.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020-2021 гг. (далее также - ОПС) в размере 53382 руб. 19 коп. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 3376 руб. 75 коп., ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, который в период с 27 января 2020 г. по 24 марта 2022 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, требований об уплате страховых взносов.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 5 по Смоленской области.

Представитель административного истца ФИО2 в суде административные исковые требования поддержала.

Административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо - Межрайонная ИФНС России № 5 по Смоленской области, в суд первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 декабря 2022 г. административный иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в полном объеме. Указывает, что с 09.05.2020 зарегистрирован в качестве самозанятого и обращался с заявление в налоговый орган о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Приводит доводы, что налоговый орган не направлял в его адрес налоговые уведомления для уплаты страховых взносов.

Апелляционным определением от 12 сентября 2023 г. произведена замена стороны административного истца ИФНС России по г. Смоленску на его правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области.

Административный ответчик ФИО1 в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца УФНС России по Смоленской области ФИО2 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения на основании ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 НК РФ.

Согласно ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз.1 п.2).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 данного Кодекса, в срок, установленный абз.2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз.3 п.2).

В соответствии со ст. 432 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Согласно п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, которых определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если наличие дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020-2021 годы;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020-2021 годы плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020-2021 годы.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст.430 НК РФ).

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 указанного Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 27 января 2020 года по 24 марта 2022 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Налоговым органом в связи с выявлением недоимки по уплате страховых взносов ФИО1 направлялось требование:

№19838 от 31 марта 2022 г. об уплате в срок до 5 мая 2022 г. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020-2021 гг. на общую сумму в размере 13862,13 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 876,87 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020-2021 гг. в размере 53382,19 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 3376,75 руб.

16 июня 2022 г. по заявлению налогового органа и.о. мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование, пени на общую сумму 71497,94 руб., который был отменен определением мирового судьи от 30 августа 2022 г., в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением 19октября 2022 г.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, проверив полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также срок обращения в суд, установил наличие оснований для взыскания суммы задолженности, которая административным ответчиком не уплачена, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска, с которым судебная коллегия соглашается.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что процедура принудительного взыскания задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялись требования, также административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа.

Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела, на основании которых правильно определены обстоятельства, имеющее значение для дела, нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность индивидуального предпринимателя он прекратил, подав в налоговую инспекцию 5 июня 2020 г. соответствующее заявление, а 9 мая 2020 г. встал на учет в качестве самозанятого, как плательщик налога на профессиональный доход, не могут быть признаны обоснованными, они были предметом суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты, с приведением соответствующих мотивов.

Оснований для переоценки указанных выводов не имеется.

В соответствии с ч.ч. 1, 7, 11 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не вправе применять специальный налоговый режим лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В силу ч.ч. 4, 5 ст. 15 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога). В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

В соответствии с п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129?ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 346.13 НК РФ, в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Таким образом, процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя является заявительной. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Обязанность по уплате страховых взносов сохраняется за плательщиком со дня его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до момента прекращения указанного статуса.

Как установлено судом первой инстанции в регистрационном деле индивидуального предпринимателя ФИО1 заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 5 июня 2020 г. не содержится (л.д. 52).

Иные документы, в соответствии с п. 1 ст.22.3 Федерального закона от 8августа 2001 г. №129?ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», административным ответчиком в налоговый орган не подавались, что ФИО1 в Смоленском областном суде не оспаривалось.

При этом приложенное в материалы дела заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 46) само по себе при отсутствии других доказательств и наличия в Едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей сведений о регистрации ФИО1 как индивидуального предпринимателя до 24 марта 2022 г., не подтверждает доводы административного ответчика об отсутствии у него в спорный период статуса индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход осуществляется с использованием мобильного приложения «мой налог» в порядке, определенном в Федеральном законе от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (л.д. 55).

9 мая 2020 г. налоговым органом осуществлена постановка административного ответчика на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (л.д. 57).

Уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения от ФИО1 не поступало.

Решением ИФНС России по г. Смоленску от 18 марта 2022 г. № 2602591 в связи с несоответствием требованиям применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» постановка ФИО1 на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход аннулирована, о чем последнему стало известно 19 марта 2022 г. Постановка и снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход осуществляется в электронном виде. Решение ИФНС от 18 марта 2022 г. административным ответчиком не оспорено.

При таких обстоятельствах, законных оснований для исключения ФИО1 из числа плательщиков страховых взносов за спорный период не было, запись в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обоснованно внесена 24 марта 2022 г. на основании документов, представленных последним для государственной регистрации 24 марта 2022 г. (л.д. 52).

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, противоречат установленным обстоятельствам и материалам дела, не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Судьи: