Судья Фомченкова В.Т. Дело № 33-2380/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 августа 2015 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Пудова А.В.,
при секретаре Лялиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шашковой В.В. на решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 22 апреля 2015 года, которым Шашковой В.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения истца Шашковой В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шашкова В.В. обратилась в суд с иском к Центру занятости населения Смоленского областного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастрыщинском районе, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области, Смоленскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Смоленска» об обязании СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастрыщинском районе направить предложение в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Монастырщинском районе о досрочном назначении ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что с 03.07.2014 г. зарегистрирована в качестве безработной; полагая, что в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» имеет право на назначение трудовой пенсии по старости, 26.12.2014 г. обратилась в Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, письмом которого от 23.01.2015 г. ей сообщено о том, что Департамент принял решение о предложении ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Приказом СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» от 26.01.2015 г. она снята с учета в качестве безработной. Письмом названного ответчика от 27.02.2015 г. ей отказано в направлении предложения о досрочном назначении пенсии. Считает данный отказ незаконным, поскольку на момент снятия ее с учете в качестве безработной имелось решение Департамента о назначении ей пенсии.
В судебном заседании Шашкова В.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Курова Н.Г. признала исковые требования в части того, что решение о досрочном назначении пенсии принимает Департамент, на момент принятия решения в январе 2015 г. у Департамента имелись все основания для направления Шашковой В.В. для назначения досрочной пенсии. Одним из условий внесения предложения о досрочной пенсии является статус безработного, после снятия Шашковой В.В. с соответствующего учета внести предложение не представляется возможным.
Представители ответчиков СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» Гаврилова Ю.Л., Центра занятости населения Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Смоленска» в Монастырщинском районе Екименкова О.А. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. Пояснили, что истец в установленном законом порядке была признана безработной, 26.01.2015 г. издан приказ о ее снятии с регистрационного учета по причине длительной (более 1 месяца) неявки в ЦЗН, в дальнейшем истец за государственной услугой содействия в поиске работы не обращалась. Шашкова В.В. имеет право встать на учет в качестве безработной и поставить вопрос о назначении досрочной пенсии по старости при наличии оснований; однако данным правом не воспользовалась.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения – об удовлетворении исковых требований в апелляционной жалобе просит Шашкова В.В.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Из указанной выше нормы Закона следует, что выдача предложения о досрочном назначении пенсии является правом, а не обязанностью службы занятости и представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.
Данный подход к реализации права, предусмотренного п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 г. № 400-о.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Шашкова В.В. уволена с последнего места работы – ОАО «...» ... г. в связи с сокращением численности (штата) работников с должности «...».
В установленном законом порядке истец признана безработной с 03.07.2014 г.; ей письменно разъяснены права и обязанности как гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
В октябре 2014 г. Шашкова В.В. обратилась к начальнику отдела Центра занятости населения в Монастырщинском районе Смоленской области с просьбой внести предложение о назначении ей пенсии до наступления возраста, дающего права на пенсию по старости.
Письмом Департамента ГСЗН Смоленской области от 09.12.2014 г. истцу сообщено об отсутствии оснований для предложения о ее направлении на пенсию досрочно.
26.01.2015 г. Шашкова В.В. снята с регистрационного учета по причине длительной (более 1 месяца) неявки в центр занятости, поскольку в установленный день для перерегистрации в качестве безработной – 12.01.2015 г. она не явилась без уважительных причин. Указанный приказ о снятии ее с учета Шашкова В.В. не оспаривала.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и пояснений сторон, письмом Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 23.01.2015 г. Шашковой В.В. сообщено о том, что Департамент принял решение о предложении ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, указано на необходимость обращения в отдел СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастырщинском районе для оформления необходимых документов.
02.02.2015 г. - после снятии с учета в качестве безработной Шашкова В.В. обратилась к директору Центра занятости населения с заявлением о внесении предложения на досрочную пенсию. Письмом Центра занятости населения от 27.02.2015 г. истцу сообщено об отсутствии оснований для внесения предложения о назначении ей досрочной пенсии.
В дальнейшем Шашкова В.В. за государственной услугой содействия в поиске подходящей работы в отдел Центра занятости населения в Монастырщинском районе не обращалась.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шашковой В.В. об обязании СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастрыщинском районе направить предложение в пенсионный орган о досрочном назначении ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, суд исходил из того, что на момент рассмотрения дела в суде Шашкова В.В. не имеет статус безработного, тогда как в силу положений п. 2 ст. 32 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» при отсутствии указанного условия оформление пенсии по старости досрочно не может быть произведено.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В апелляционной жалобе, равно как и в суде первой инстанции Шашкова В.В. ссылается но то, что наличие у нее статуса безработного не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку решение о назначении пенсии принимает Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, такое решение было принято им в период ее нахождения на соответствующем учете.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» связывает право на обращение в Центры занятости населения с заявлением о выдаче предложения о направлении на досрочную пенсию по старости с наличием определенных условий: гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке; у органов службы занятости должна отсутствовать возможность для его трудоустройства; у безработного гражданина должен быть выработан стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста; причиной увольнения гражданина является ликвидация организации, сокращение численности или штата; безработный гражданин должен быть согласен с направлением его на досрочную пенсию по старости.
Следовательно, истец обязана доказать факт нарушения ее прав и законных интересов со ссылкой на нормы права, которые были нарушены ответчиком, а также обязанность представить доказательства соответствия ее кандидатуры требованиям законодательства, регулирующего порядок выдачи органами занятости населения безработным, состоящим на их учете, направления на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Как было указано выше, выдача предложения о досрочном назначении пенсии является правом, а не обязанностью службы занятости, в рассматриваемом споре – СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастрыщинском районе.
Поскольку по состоянию на 23.01.2015 г. соответствующее предложение о направлении истца на досрочную пенсию по старости не было внесено для рассмотрения в пенсионный орган СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастрыщинском районе, обладающим таким полномочием в силу Закона, а последующее обращение Шашковой В.В. с заявлением о внесении предложения на досрочную пенсию (02.02.2015 г.) имело место после снятия последней с учета в качестве безработной, а при отсутствии данного статуса оформление пенсии по старости не может быть произведено в силу требований п. 2 ст. 32 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Шашковой В.В.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шашковой В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: