НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 04.04.2017 № 33-1091

Судья Зайцев В.В. Дело № 33 – 1091

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего Коржакова И.П.

Судей: Коженовой Т.В., Козловой А.А.

при секретаре Игнатовой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Казакевича С.В., Казакевич И.Г., Казакевича Н.И. на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 28 декабря 2016 года,

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П.,

установила:

Казакевич С.В., Казакевич И.Г., Казакевич Н.С. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру ..., ссылаясь на то, данная квартира 05.02.2010г. была предоставлена Администрацией МО «Рославльский район» Смоленской области Казакевичу С.В. на состав семьи 3 человека, с истцами был заключен договор найма служебного жилого помещения. Обратившись к ответчику с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, получили необоснованный отказ ввиду того, что квартира является служебной. Поскольку постановление Администрации об отнесении спорной квартиры к виду специализированного жилищного фонда - служебные жилые помещения было издано 18.11.2010г., то есть по истечении года проживания истцов в квартире, просили суд удовлетворить заявленные требования.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных о времени и месте слушания дела представителей Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра. Согласно письменного отзыва Администрация МО «Рославльский район» принятие решения по заявленному иску оставила на усмотрение суда.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 28 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Казакевич С.В., Казакевич И.Г., Казакевич Н.С. отказано.

В апелляционной жалобе Казакевич С.В., Казакевич И.Г., Казакевич Н.С. просят отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст.4 этого же Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) относятся, в том числе, служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).

В силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне -гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Таким образом, по смыслу положений ст. 99, 100 ЖК РФ, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей.

В силу частей 2, 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч.ч.3 и 4 ст.57, ст.63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п.5 ст.13, ч.ч.3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что 05.02.2010г. между Администрацией МО «Рославльский район» Смоленской области и Казакевичем С.В. заключен договор найма служебного жилого помещения по которому последнему совместно с членами его семьи - Казакевич И.Г. и Казакевич Н.С., было предоставлено жилое помещение – ... на период трудовых отношений в Рославльском межрайонном следственном отделе следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Смоленской области.

В указанной квартире с 06.05.2010г. зарегистрированы Казакевич С.В.(наниматель), его жена Казакевич И.Г. и сын Казакевич Н.С.

Правообладателем вышеуказанной квартиры является муниципальное образование «Рославльский район» Смоленской области.

Спорная квартира на основании Постановления Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области от 18.11.2010г. №2282 в соответствии с п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду специализированного жилищного фонда - служебные жилые помещения, которое не отменялось, в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.

Поскольку решение о предоставлении истцам спорной квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, проживание Казакевича С.В. и членов его семьи в ней в течение шести лет не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Спорная квартира предоставлена Казакевичу С.В. во временное пользование в качестве служебного жилья на определенный период, о чем наниматель изначально знал и заключил договор на таких условиях.

Также судом проанализировано специальное законодательство об обеспечении жильем сотрудников Следственного комитета РФ, указано, что гарантии обеспечения жильем должны быть обеспечены работодателем, а не Администрацией МО «Рославльский район» Смоленской области (ч.4 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред.от 28.11.2009) «О прокуратуре Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями"). Соответствующие положения содержатся и в ч.22 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

Доводы истцов об отсутствии решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления им, в связи с чем они имеют право на приватизацию спорного жилого помещения, судом с учетом установленных обстоятельств обоснованно не приняты во внимание, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит (Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 16-КГ15-44).

Казакевич С.В. при заключении договора найма служебного жилого помещения от 05.02.2010г. №72 согласился, что вышеуказанное жилое помещение предоставляется ему и членам его семьи как специализированное жилое помещение, подписав этот договор.

При этом постановление Администрации о признании жилья служебным и договор найма служебного жилого помещения от 05.02.2010г. №72 истцами не оспаривались.

Факт нарушения органом местного самоуправления порядка отнесения спорной квартиры к числу служебных в данном случае не свидетельствует о возможности отнесения этого жилого помещения к жилищному фонду социального использования и признании за проживающими в нем гражданами на основании договора найма служебного жилого помещения права пользования им на условиях договора социального найма, а также о том, что Казакевич С.В., Казакевич И.Г. и Казакевич Н.С. вправе приватизировать данное жилое помещение. В общем случае приватизации подлежат те помещения, которые были предоставлены по договору социального найма в установленном законом порядке, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истцы не вселялись в спорное жилье по договору социального найма, не проходили соответствующую процедуру, установленную для предоставления жилья по договору социального найма главой 7 ЖК РФ. Спорное жильё предоставлено Казакевич С.В. и членам его семьи как специализированное жилое помещение для временного проживания.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании норм материального права.

Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Рославльского городского суда Смоленской области от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Казакевича С.В., Казакевич И.Г., Казакевича Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: