Судья Шилова И.С. № 33-2550/2021
№ 2-1827/2021
67RS50003-01-2021-002284-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2021 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,
судей: - Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,
при участии истца ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о перерасчете страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца ФИО1
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г. Смоленске) о перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что является работающим военным пенсионером. В соответствии с законодательством состоит в системе всеобщего солидарного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на основе принципа солидарности поколений за счет обязательных возмездных страховых взносов, уплаченных страхователем. При наступлении страхового случая, а именно выхода на страховую пенсию, пенсионный орган обязан выплачивать пенсию в полном объеме. Имеет страховой стаж работы, без учета военной службы, <данные изъяты>, при норме на 2021 г. 15 страховых лет, его индивидуальный страховой балл составляет <данные изъяты> балла (норма в 2021 г. – 21 балл). Несмотря на это, ему ежемесячное пенсионное обеспечение в размере <данные изъяты> не выплачивается. Данный вопрос был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе М.О.В. (постановление от 28 января 2020 г. № 5-П). Просил суд признать право граждан Российской Федерации на всеобщее солидарное пенсионное обеспечение за счет всеобщих обязательных возмездных страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо – страховщика, на общий обязательный возмездный солидарный страховой счет, для выплаты застрахованному лицу при наступлении страхового случая – выхода на страховую пенсию по старости, в размере <данные изъяты>. ежемесячно при наличии страхового стажа в размере <данные изъяты>, и индивидуальном пенсионном капитале <данные изъяты> балла; обязать страховщика выплатить застрахованному лицу на равных условиях с другими застрахованными лицами, всеобщее солидарное пенсионное обеспечение в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии ежемесячно в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что является получателем пенсии по линии Министерства обороны.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г. Смоленска, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте судебного заседания не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В представленных возражениях исковые требования не признал по следующим обстоятельствам.
ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 с 16 сентября 1995 г. Истец также является получателем страховой пенсии по старости, назначенной решением пенсионного органа № от (дата) на основании заявления, поданного в территориальный орган ПФ РФ 11 июня 2013 г., и ежемесячной денежной выплаты, назначенной решением от (дата) № Согласно части 2 статьи 4 Закона № 173-ФЗ предусмотрены случаи, когда допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Законом № 166-ФЗ, и трудовой пенсии. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Часть 3 статьи 3 Закона № 166-ФЗ установлены виды пенсий и перечень лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Пункт 6 статьи 3 Закона № 166-ФЗ гарантирует военным пенсионерам, осуществляющим после увольнения с военной службы трудовую или иную аналогичную деятельность, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность при наличии установленных условий получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР. При этом следует учесть, что все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в том числе внесенные в твердом размере, делятся на солидарную и индивидуальную части. Соответственно солидарная часть тарифа страховых взносов идет на финансирование фиксированной выплаты к страховой пенсии (которая не выплачивается военным пенсионерам), а индивидуальная формирует величину ИПК, который к моменту выхода на страховую пенсию по старости и должен быть не менее 30. Согласно действующему пенсионному законодательству фиксированная выплата представляет собой часть страховой пенсии по старости и является одним из видов обязательного страхового обеспечения, который финансируется за счет солидарной части тарифа страховых взносов. Однако право на получение фиксированной выплаты для военных пенсионеров не предусмотрено, несмотря на то, что страховые взносы по солидарной части тарифа уплачиваются за них на общих основаниях. Право на фиксированную выплату к страховой пенсии производно от права на страховую пенсию, оно возникает лишь при соблюдении предусмотренных Федерльным законом «О страховых пенсиях» условий для назначения пенсии, а сама фиксированная выплата не может устанавливаться отдельно от страховой пенсии и в этом смысле может быть соотнесена с базовой частью трудовых пенсий, что отражает преемственность в развитии системы обязательственного пенсионного страхования и законодательства, регулирующего отношения в этой сфере. Между тем, в отличие от базовой части трудовой пенсии финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные по солидарной части тарифа страховых взносов. Фиксированная выплата к страховой пенсии является тем самым одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, которое финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых по солидарной части тарифа. В то же время застрахованным лицам из числа военных пенсионеров, у которых при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения страховой пенсии по старости (то есть имеется страховой стаж продолжительностью не менее 15 лет и ИПК не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то, что страховые взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях. Таким образом, установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение только страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных взносов. ФИО1 в 2013 г. уже обращался в Ленинский районный суд г. Смоленска о признании расчета пенсии неправомерным, возложении обязнности произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученных денежных средств. Кроме того, перерасчет страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии – это изменение размера пенсии (выплаты) в связи с предоставлением новых документов, наличием у пенсионера дополнительного заработка или возникновением обстоятельств, от которых зависит размер пенсии (выплаты). По общему правилу, перерасчет размера установленной пенсии производится в сторону уменьшения – без истребования от пенсионера заявления о перерасчете, в сторону увеличения – на основании соответствующего заявления. ФИО1 с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии в ГУ-УПФ РФ в г. Смоленске не обращался.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 18 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит вышеуказанное решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на пункт 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 5-П.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Указывает, что истец не относится к категории лиц, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации № 167-ФЗ. Считает, что положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 5-П к спорным правоотношениям не применимы. Кроме того, отмечает, что истец с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии в УПФ РФ в г. Смоленске не обращался.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1) лица, указанные в статье 1 Закона № 4468-1, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии условий для назначения трудовой пении по старости (далее Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ), в соответствии с нормами которого истцу была назначена трудовая пенсия по старости, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет с (дата) назначенной в соответствии с Законом № 4468-1 (л.д. 22).
19 июня 2012 г. истец обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «ветеран боевых действий» (л.д. 23-24).
21 июня 2012 г. принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 25).
11 июня 2013 г. ФИО1 обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (л.д. 26-28).
На момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии, действовал Закон № 173-ФЗ. Исходя из положений статьи 7 Закона № 173-ФЗ к условиям назначения трудовой пенсии по старости относились: достижение определенного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин) при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно статье 19 данного закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
18 июня 2013 г. Управлением пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска принято решение в связи с наступлением возраста 60 лет, о назначении с (дата) . ФИО1 пенсии по старости в соответствии с статьями 5, 7, 14 Закона № 173-ФЗ, определен ее размер как <данные изъяты> (л.д. 31).
Истец просил признать за ним право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 5-П. При этом, исходя из сведений пенсионного органа, за перерасчетом не обращался.
Разрешая спор, дав оценку совокупности представленных доказательств в виде объяснений сторон, письменных доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку ФИО1 не относится к категории лиц, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Статьей 7 Федерального закона № 4468-1 предусмотрено, что лица, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также – Закон № 166-ФЗ) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в том числе, военнослужащие.
Согласно статье 16 Федерального закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме <данные изъяты> в месяц. С 1 января 2021 г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет <данные изъяты>
В указанном истцом постановлении Конституционного Суда проводится проверка доводов жалобы адвоката, получающего пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являются страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой и признаются плательщиками страховых взносов.
Лица, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1 (военные пенсионеры), обязаны встать на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному обеспечению и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют деятельность в качестве адвоката). Это обусловлено предоставлением им права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом действующее правовое регулирование не предусматривает возможности отказа таких лиц от участия в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, из выписки из индивидуального лицевого счета о пенсионных правах застрахованного лица следует, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию за ФИО1 являются работодатели – организации (л.д. 35), что относится к подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ. К указанным пунктам применяются различные тарифы страховых взносов и размеры страховых взносов.
Таким образом, поскольку истец не является страхователем согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ, а ссылки истца на положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 5-П ошибочны, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка истца в жалобе на то, что не учтены положения пункта 6 статьи 75 Конституции РФ, не влияет на постановленное решение.
В соответствии с данным пунктом в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
Суть принципа солидарности поколений состоит в перераспределении средств между застрахованными лицами независимо от того, какое количество средств уплачено за каждого из них. Данная система фактически возлагает на общество ответственность за обеспечение минимальной материальной базы для престарелых. Взносы накапливаются в пенсионном фонде, из средств которого финансируются пенсии пожилых граждан. Фактически солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам, с учетом действующего пенсионного законодательства. Однако данные положения не означают, что требования истца подлежат удовлетворению во всяком случае, без учета норм действующего пенсионного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, фактически аналогичны доводам иска, получившим оценку в решении суда.
На основании изложенного, оснований для отмены правильного по существу решения (ч.6 ст.330 ГПК РФ) и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.08.2021.