НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 03.01.2019 № 2А-3098/19

Судья Родионов В.А. дело № 33а-551/2020

№ 2а-3098/19

67RS0003-01-2019-003995-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Воеводина Александра Васильевича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, по апелляционной жалобе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., возражения представителя Воеводина А.В. – Новикова И.Е. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Воеводин А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление Росреестра по Смоленской области) о признании незаконным решения от 14.08.2019 г. об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на гараж, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет гаража и государственную регистрацию прав собственности на административного истца. В обоснование указал, что являясь членом гаражно-строительного кооператива, на закрепленном за ним в 2006 г. месте № построил гараж. 19.04.2019 г. он обратился в Промышленный МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете гаража, приложив все необходимые документы, включая технический план и декларацию. 14.05.2019 г. уведомлением административного ответчика государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены до 14.08.2019 г., ввиду того, что не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию здания гаража, представленный технический план и декларация об объекте недвижимости не соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Сведения о нежилом здании указаны в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости, в составе приложения технического плана отсутствует проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013 г.

После устранения недостатков 05.07.2019 г. административный истец представил переработанный технический план гаража, а также справки от 30.05.2019 г. № 25-2146 и от 14.06.2019 г. № 25-2145, в соответствии с которыми, сведениями о вводе в эксплуатацию архивный отдел Администрации г. Смоленска не располагает, проектно-сметная документация на ГСК-3 ... на хранение не поступала, а также сообщение Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от 17.06.2019 № 23/3335, в соответствии с которым Администрация г.Смоленска разрешение на ввод в эксплуатацию построенного гаража № , расположенного в ... за период с 2006 г. до настоящего времени не выдавала и проектная документация на указанный гараж отсутствует. 11.07.2019 г. государственным регистратором ФИО1 было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что в подготовке технического плана использована 3 версия XML-схемы, которая не является актуальной на дату проведения кадастровых работ (04.07.2019) и, кроме того, в составе технического плана отсутствует документ, свидетельствующий о том, что технический паспорт до января 2013 г. не изготавливался. После повторного устранения недостатков кадастровым инженером 07.08.2019 г. административный истец представил переработанный технический план гаража, при этом дополнительно была представлена справка ОГБУ «Смоленского областного бюро технической инвентаризации» от 07.08.2019 г. о том, что сведения о гараже № в архивных материалах БТИ отсутствуют. В заключении кадастрового инженера в техническом плане были указаны сведения о том, что технический паспорт до января 2013 г. не изготавливался. Однако, 14.08.2019 г. административным ответчиком вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не устранены. В обоснование принятого решения административный ответчик сослался на п. 20 Приказа Минэкономразвития № 953, согласно которому сведения о здании указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания. В случае, если, на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости, сведения о здании указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта. Административный истец считает данный отказ не основанным на законе и подлежащим отмене.

В судебное заседание надлежаще извещенный административный истец Воеводин А.В. не явился.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области также в суд не явился, в письменном отзыве Управление возражало против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2019 г. административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Смоленской области об отказе Воеводину А.В. в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: ..., строение , изложенное в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.08.2019 г. На Управление Росреестра по Смоленской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав за Воеводиным А.В. в отношении здания, расположенного по адресу: ..., строение .

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом были неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению, неверно истолкован закон. Суд не учел обоснованность требования Управления Росреестра по Смоленской области о необходимости представления в составе технического плана разрешения на ввод гаража в эксплуатацию, а также технического плана, подготовленного на основании представленной проектной документации такого здания. В случае же отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости, сведения о здании указываются в техническом плане на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Однако, согласно Постановлению главы администрации Промышленного района г. Смоленска от 04.04.2006 г. № 50 на застройщиков возложена обязанность производить строительство гаражей по типовому проекту, согласованному с Главным архитектором города. Кроме того, согласно Уставу ГСК ... строительство гаражей кооператив вправе осуществлять только после получения разрешения на строительство в мэрии, а также отвода мэрией земельного участка ГСК в бессрочное пользование или аренду.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Согласно пункту 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу части 15 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В статье 24 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указано, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Частью 8 статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Закона).

Согласно пункту 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, а также в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Декларация, а в случае подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома - Декларация и Уведомления, являются его неотъемлемой частью и включаются в состав Приложения.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, постановлением главы администрации Промышленного района г. Смоленска от 04.04.2006 г. № 50 за Воеводиным А.В., как за членом ГСК-3 ..., закреплено место № для строительства гаража, на котором административным истцом в 2006 г. был построен гараж, с внесением в полном объеме паенакопления в период с 4 по 10 апреля 2006 г.

19.04.2019 г. Воеводин А.В. через многофункциональный центр обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о государственном кадастровом учете гаража № , расположенного в ... и государственной регистрации права собственности на него.

14.05.2019 г. государственным регистратором ФИО2 вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 14 августа 2019 г., в связи с тем, что Воеводиным А.В. не представлены необходимые для государственного кадастрового учета документы и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию здания гаража, представленный технический план и декларация об объекте недвижимости не соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (в ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»; сведения о нежилом здании указаны в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости, в составе приложения технического плана отсутствует проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013 г.

05.07.2019 г. Воеводин А.В. дополнительно представил в Управление Росреестра по Смоленской области переработанный технический план гаража; справки от 30.05.2019 г. № 25-2146 и от 14.06.2019 г. № 25-2145, в соответствии с которыми архивный отдел Администрации г. Смоленска сведениями о вводе в эксплуатацию гаража не располагает, а проектно-сметная документация на ГСК-3 ... на хранение не поступала; сообщение Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска от 17.06.2019 № 23/3335, в соответствии с которым Администрация г. Смоленска разрешение на ввод в эксплуатацию построенного гаража № , расположенного в ГСК-3 ... за период с 2006 г. до настоящего времени не выдавала и проектная документация на указанный гараж отсутствует.

11.07.2019 г. государственным регистратором Глудилиной И.А. было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что в подготовке технического плана использована 3 версия XML-схемы, которая не является актуальной на дату проведения кадастровых работ (04.07.2019) и, кроме того, несмотря на представленные административным истцом справки, в составе технического плана отсутствует документ, свидетельствующий о том, что технический паспорт до января 2013 г. не изготавливался.

07.08.2019 г. Воеводин А.В. представил в Управление Росреестра по Смоленской области переработанный технический план гаража, в котором в заключении кадастрового инженера было указано, что технический паспорт до января 2013 г. не изготавливался, также справку от 07.08.2019 г. № 2824 П ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации», в соответствии с которой сведения о гараже № в архивных материалах БТИ отсутствуют.

14.08.2019 г. государственным регистратором ФИО2 вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что Воеводиным А.В. не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и послужившие основанием для приостановления последних.

Разрешая спор и признавая незаконным решение Управления Росреестра по Смоленской области об отказе Воеводину А.В. в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания (гаража), расположенного по адресу: ..., суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы права, исходил из того, что поскольку гараж возведен на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, административному истцу не требовалось оформление проектной документации и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поэтому, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности административного истца на гараж должны были производиться на основании представленного административным истцом технического плана здания и декларации об объекте недвижимости, содержащей сведения о гараже. К тому же административный ответчик не заявлял о том, что технический план после устранения недостатков оформлен с нарушениями требований действующего законодательства РФ. Следовательно, оснований для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на гараж, возведенный Воеводиным А.В., у административного ответчика не имелось.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждается собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания его незаконным по доводам апелляционной жалобы не имеется.

При установленных обстоятельствах требование административного ответчика представить разрешение на ввод в эксплуатацию здания гаража, проектную документацию, технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013 г., что послужило основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав является незаконным, противоречит положениям пункта 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ, части 15 статьи 55 ГрК РФ, части 11 статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», пункту 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.

Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно Постановлению главы администрации Промышленного района г. Смоленска от 04.04.2006 г. № 50 на застройщиков возложена обязанность производить строительство гаражей по типовому проекту, согласованному с Главным архитектором города и в силу Устава ГСК ... строительство гаражей кооператив вправе осуществлять только после получения разрешения на строительство в мэрии, а также отвода мэрией земельного участка ГСК в бессрочное пользование или аренду, судебной коллегией отклоняются, поскольку не являлись основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

Кроме того, данные доводы противоречат вышеприведенным нормам Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, в соответствии с которыми применительно к данным обстоятельствам дела государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются без разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости и проектной документации, а поэтому правового значения при разрешении возникшего спора не имеют.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, по существу повторяют правовую позицию административного ответчика по делу, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: