НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 26.07.2021 № 2-1151/2021

Судья Калганова С.В. Дело № 2-1151/2021

(первая инстанция)

№ 33-2302/2021

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 26 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Устинова О.И.,

судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,

при секретаре - Садыковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на получение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе, просил признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от 12.05.2020 года об отказе в установлении страховой пенсии по старости, с учетом разъяснений Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе от 05.10.2020 года № К- Признать за ФИО1 право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 года № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе установить истцу страховую пенсию по старости с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с момента возникновения права на получение стразовой пенсии по старости, с 01.11.2019 года, мотивируя исковые требования тем, что истец является гражданином Российской Федерации, по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживал на территории города федерального значения Севастополя, что подтверждено судебным актом. Кроме того, гражданство истцом приобретено в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь». По достижению пенсионного возраста истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской федерации (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 12.05.2020 года № 198504/19 в установлении страховой пенсии по старости отказано на основании п. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов. В сентябре 2020 года истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии с применением Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 г. № 3279-О «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», приобщив к заявлению копию решения суда об установлении факта постоянного проживания на территории г. Севастополя и копию трудовой книжки. Письмом от 05.10.2020 года № К-98-14 в назначении страховой пенсии по старости ответчиком отказано, в связи с отсутствием оснований для применения Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, отсутствием минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов. Истец считает, что ему в назначении страховой пенсии по старости отказано незаконно, поскольку при расчете страхового стажа и размера пенсии ответчик не применил положения ст. 5 Федерального Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи с чем, не включил в страховой стаж и не учел при определении размера пенсии и расчета индивидуального пенсионного коэффициента период работы истца с 1990 года по 12.12.2014 года.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2021 года исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на получение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворены. За ФИО1 признано право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе обязано назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 208 - ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости с 01.11.2019 года.

Ответчиком ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает, что оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. В страховой стаж не были учтены периоды работы истца с 21.05.1975 года по 25.06.1976 года, в связи с отсутствием даты приказа об увольнении, что является нарушением п. 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162; с 10.11.1975 по 10.10.1977 года, поскольку печать при увольнении не подлежит прочтению; с 13.10.1977 года по 03.06.1981 года, поскольку основанием для приема на работу является записка о приеме, а основанием для увольнения – увольнительная записка, что является нарушением п. 2.3 Инструкции № 162; с 01.01.1991 года по 11.12.2014 года, поскольку нет документального подтверждения работодателем периодов работы, а также уплаты страховых взносов за периоды после 01.01.2002 года. При принятии судом решения не было учтено, что нормы Федерального закона № 208-ФЗ применяются при условии постоянного проживания граждан на территории города федерального значения Севастополя или Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории города Севастополя или Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории города Севастополя или Республики Крым на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. При этом, в паспорте гражданина Российской Федерации сведения о регистрации истца по месту жительства на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года отсутствуют. Факт проживания гражданина на территории города Севастополя или Республики Крым может подтверждаться судебным решением, если в данном судебном решении из обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территориях Республики Крым или города Севастополя. Истцом не предоставлено решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года при подаче заявления от 19.10.2019 года о назначении страховой пенсии по старости, а с новым заявлением о назначении страховой пенсии, приобщив указанное решение, истец не обращался.

Письменных возражений на апелляционную жалобу ответчика не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение районного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО4, участвующий по устному ходатайству в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просили оставить решение районного суда без изменения.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя ответчика, возражения истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 является гражданином РФ, что подтверждается паспортом гражданина РФ, серии <данные изъяты>, выданным <данные изъяты>, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания ФИО1 на территории города Севастополя с января 2011 года, в том числе, по состоянию на 18 марта 2014 года.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Севастополе (межрайонное) с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, предъявив паспорт Российской Федерации серии <данные изъяты>, выданным ОУФМС России по <данные изъяты> года, в котором отсутствовала отметка о регистрации места жительства истца в городе Севастополе на 18 марта 2014 года.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ отказано истцу ФИО1 в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Из данного решения следует, что ФИО1 не подпадает под действие Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи с отсутствием отметки в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или г. Севастополя оп состоянию на 18.03.2014 года.

В сентябре 2020 года истец обратился с заявлением о перерасчете его пенсионных прав в соответствии с нормами Закона 208-ФЗ, с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 г. -О «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». К заявлению также приложил копию решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23.07.2014 года об установлении факта его постоянного проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 год и копию трудовой книжки.

Согласно письма Центра ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе от 05.10.2020 года № , в составе документов, предоставленных истцом для назначения пенсии, решение суда от 23.07.2014 года, приложенное к рассматриваемому заявлению, отсутствует. Указано, что действие Определения Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 года № 3279-О распространяется на правоотношения, возникшие после его опубликования (после 23.12.2019 года), в связи с чем оснований для возврата к рассмотрению заявления истца о назначении пенсии от 29.10.2019 года об установлении страховой пенсии по старости не имеется.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт проживания ФИО1 на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года подтвержден вступившим в законную силу решением районного суда в совокупности с иными доказательствами, при установлении пенсии истцу подлежали применению положения Федерального закона № 208-ФЗ, которыми установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на которых не распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется в общем порядке в соответствии с иными актами законодательства Российской Федерации.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года -О «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» следует, что факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 2 февраля 1998 года №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713», согласно которым сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно паспорту гражданина РФ серии <данные изъяты>, выданному ОУФМС России по <данные изъяты>, истец ФИО1 является гражданином РФ, его место жительства зарегистрировано в городе Севастополе с 04 апреля 2016 года. По паспорту гражданина Украины на 18.03.2014 года истец был зарегистрирован в Запорожской области с 2002 года.

Вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания ФИО1 на территории города Севастополя с января 2011 года, в том числе, по состоянию на 18 марта 2014 года. Из установленных в решении обстоятельств в совокупности с представленными заявителем доказательствами следует, что ФИО1 проживал с 2009 года в <адрес> по адресу: <адрес>. Принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщиком 6 разряда в <данные изъяты>, работал с ДД.ММ.ГГГГ водителем <данные изъяты>». Факт его проживания и трудоустройства в г. Севастополе подтверждается трудовой книжкой, справкой <данные изъяты> выпиской из приказа <данные изъяты>» о приеме на работу, копиями договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, государственным актом на земельный участок, техническим паспортом жилого дома по адресу: <адрес>, договором от ДД.ММ.ГГГГ о пользовании электрической энергией и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельскими показаниями.

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, приходит к выводу, что имеющимися в деле доказательствами подтверждено постоянное проживание истца на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года. Таким образом, к данным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусматривающие льготы при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим на территории города Севастополя и Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.

При этом, отсутствие отметки в паспорте гражданина РФ о регистрации места проживания истца в г. Севастополе по состоянию на 18.03.2014 года, само по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не может служить основанием ограничения прав, предусмотренных, в том числе, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в составе документов, предоставленных истцом для назначения пенсии, решение суда от 23.07.2014 года об установлении факта постоянного проживания не предоставлено, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. Учитывая, что в соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с целью соблюдения пенсионных прав истца документы, подтверждающие факт его постоянного проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 год, могли быть запрошены ответчиком у истца самостоятельно, обстоятельства не предоставления истцом данных документов сами по себе не могут ограничивать его права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ, с момента возникновения такого права.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, судом первой инстанции определены верно. Нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, приведших к принятию неправильного судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2021 года оставить без удовлетворения.

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2021 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: О.И.Устинов

Судьи: Е.В.Козуб

И.А.Анашкина