НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 19.06.2018 № 33А-2618/2018

Дело №33а-2618/2018 Председательствующий в

Категория 022а первой инстанции Богаевская Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Бабича В.В.,

судей Кондрак Н.И., Артамоновой Т.А.,

при секретаре Дубровой А.В.,

с участием:

представителя административного истца Федорченко А.А.,

административного ответчика и представителя административного ответчика - ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю Сысоевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Парнак Людмилы Николаевны к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Нахимовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Сысоевой Елене Алексеевне, Отделу судебных приставов по Нахимовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, заинтересованное лицо Пикуза Александр Александрович о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца Парнак Людмилы Николаевны – Федорченко Александра Александровича на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 05 апреля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Парнак Л.Н. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю Сысоевой Е.А., связанные с отказом в проведении индексации алиментов на содержание несовершеннолетних детей, возложить на ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю обязанность провести индексацию алиментов.

Административный иск мотивирован тем, что индексация алиментов предусмотрена ст. 117 СК РФ, кроме того, прожиточный минимум в г. Севастополе увеличился, в связи с чем отказ судебного пристава-исполнителя в проведении индексации нарушает права истца и ее детей и не основан на законе.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 05 апреля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, иск удовлетворить.

Указывает, что на исполнении ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю находится исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения - взыскание с должника Пикуза А.А. алиментов в пользу истца Парнак Л.Н. на содержание несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в исполнительную службу с заявлением о проведении индексации взысканных алиментов, однако в проведении индексации было отказано.

Отказывая в удовлетворении иска и соглашаясь с действиями судебного пристава-исполнителя, суд первой инстанции, ссылаясь на ч. 2 ст. 117 СК РФ сделал вывод о том, что индексация не может быть проведена, поскольку не установлена судом при вынесении решения о взыскании алиментов в твердой денежной сумме, однако такой вывод суда является ошибочным, так как не приняты во внимание положения ч. 1 ст. 117 Семейного кодекса РФ, ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» согласно которых судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.

Вывод суда первой инстанции о невозможности применения положений законодательства Российской Федерации в части возникновения права на индексацию алиментов, поскольку решение о взыскании алиментов было принято в период действия законодательства Украины, противоречит ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которой законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Представитель административного истца на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.

Административный ответчик, также выступающий в качестве представителя административного ответчика ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю против удовлетворения жалобы возражала, полагая решение суда законным и обоснованным.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ с Пикуза А.А. в пользу Пикуза Л.Н., ныне Парнак Л.Н., взысканы алименты на содержание детей: дочки Алины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Кирилла, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере <данные изъяты> гривен на каждого ребенка до их совершеннолетия, ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, взыскателем по которому является Пикуза Л.Н., должником Пикуза А.А., предмет исполнения: взыскание алиментов на содержание детей в размере 400,00 грн. в твердой денежной сумме ежемесячно (л.д. 20-21).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю Сысоевой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ произведен расчет задолженности по алиментам (л.д. 6), которым установлено, что задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> грн. При этом, расчет задолженности судебным приставом-исполнителем осуществлялся в гривнах исходя из размера алиментов 400 гривен на каждого ребенка ежемесячно.

ДД.ММ.ГГГГ Пикуза Л.Н., действуя через представителя, обратилась к судебному приставу-исполнителю ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю Сысоевой Е.А. с заявлением о проведении индексации алиментов (л.д. 7).

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ДД.ММ.ГГГГ дан ответ (л.д. 23), из которого следует, что произвести индексацию алиментов не представляется возможным, поскольку исполнительный документ не предусматривает проведение данной индексации, решение суда о назначении алиментов в размере 400 грн. на каждого ребенка принято в соответствии с законодательством Украины, а для изменения установленного размера алиментов необходимо обратиться в суд.

Не согласившись с отказом в индексации взысканных алиментов, Парнак Л.Н. обратилась с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия у судебного пристава-исполнителя оснований для индексации алиментов, поскольку порядок индексации не указан в исполнительном документе, а также отсутствует решение суда об их индексации.

С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (часть 1 статьи 13 названного Федерального закона).

Статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 4 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется в том числе на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно положений ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которой законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Закона № 229-ФЗ и частью 1 статьи 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из зарплаты (иного дохода) должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты. При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.

В соответствии с частью 2 статьи 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 указанной статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.

Пунктом 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 19.06.2012 N 01-16 определено, что при индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума. Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

Порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте установлен статьей 72 Закона № 229-ФЗ.

Согласно частей 1, 2 приведенной нормы взыскание по исполнительным документам при исчислении долга в иностранной валюте обращается на денежные средства должника в иностранной валюте, указанной в исполнительном документе, иной иностранной валюте или в рублях, о чем судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление.

Купля-продажа иностранной валюты осуществляется банком или иной кредитной организацией, имеющими право осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, по курсу, установленному этими банком или иной кредитной организацией на день купли-продажи. При отсутствии такого курса купля-продажа иностранной валюты осуществляется по официальному курсу, установленному Банком России. Денежные средства в иностранной валюте перечисляются банком или иной кредитной организацией на депозитный счет подразделения судебных приставов или счет взыскателя.

В соответствии с частью 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащая уплате в рублях сумма, выраженная в иностранной валюте, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Исходя вышеприведенных фактических обстоятельств дела и положений законодательства, судебный пристав-исполнитель обязан был определить, а затем проиндексировать задолженность пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не может считаться законным и обоснованным, поскольку при его принятии неверно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме и исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ о признании обжалуемого решения незаконным, возложении на ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления истца о проведения индексации задолженности по уплате алиментов.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 05 апреля 2018 года – отменить.

Принять по делу новое решение.

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Нахимовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Сысоевой Елены Алексеевны по отказу в проведении индексации алиментов, взыскиваемых с Пикузы Александра Александровича в пользу Парнак Людмилы Николаевны на содержание несовершеннолетних детей Пикузы Алины Александровны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пикузы Кирилла Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на отдел судебных приставов по Нахимовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю обязанность повторно рассмотреть заявление истца об индексации алиментов, взыскиваемым с Пикузы Александра Александровича в пользу Парнак Людмилы Николаевны на содержание несовершеннолетних детей Пикузы Алины Александровны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пикузы Кирилла Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату расчета.

Председательствующий

судьи