СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Председательствующий
в первой инстанции Прохорчук О.В.
Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь
17 марта 2016 года Дело №33-550/16
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Володиной Л.В.
судей Лядовой Т.Р.
ФИО1
при секретаре судебного заседания Кондратовой Е.В.
при участии:
от Г.Т.А.: И.О.А.,
от Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное): Ю.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2015 года по делу №33-550/16
по иску Г.Т.А.
к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное)
о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2015 года Г.Т.А. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное), в котором просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении и удовлетворении заявления истца о перерасчете пенсии, обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) назначить Г.Т.А. пенсию по возрасту в соответствии со статьями 27, 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с 13 ноября 2014 года с применением показателя средней заработной платы работников за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, в размере 2700,98 грн., обязать ответчика при пересчете пенсии истца с 01 января 2015 года согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" исходить из размера пенсии по возрасту с учетом показателя средней заработной платы работников за три года предшествующих году назначения пенсии – 2011-2013 годы равного 2700.98 грн., выплатить истцу недополученные суммы пенсии с 13 ноября 2014 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены частично: обязано Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) назначить Г.Т.А. пенсию по возрасту в соответствии со статьями 27, 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с 13 ноября 2014 года, обязано Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) при перерасчете пенсии Г.Т.А. с 01 января 2015 года согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" учесть размер пенсии по возрасту, назначенной в соответствии со статьями 27, 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с 13 ноября 2014 года, обязано Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) выплатить Г.Т.А. недополученные суммы пенсии с 13 ноября 2014 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что территориальным органом Пенсионного фонда города Севастополя при назначении истцу пенсии по возрасту в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в ноябре 2014 года противоправно не применен показатель средней заработной платы за 2011, 2012 и 2013 год, предшествующие году обращения за назначением пенсии, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию по возрасту с учетом показателя средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, при перерасчёте пенсии истца с 01 января 2015 года учесть размер пенсии по возрасту в полном объеме, выплатить недополученные суммы пенсии, начиная с ноября 2014 года.
Однако с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку они не в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря 2014 года, за перерасчетом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 года включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 года. При этом заявление о перерасчете размера пенсии и (или) иной устанавливаемой к пенсии выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Судом апелляционной инстанции установлено, что после ознакомления с материалами пенсионного дела в августе 2015 года, Г.Т.А. в адрес Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) направлено заявление от 11 августа 2015 года, в котором истец указывает, что 13 ноября 2014 года ей впервые назначена пенсия по возрасту согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», однако, территориальным органом Пенсионного фонда города Севастополя при назначении пенсии ошибочно применен показатель средней заработной платы за 2007 год, в связи с чем Г.Т.А. просит осуществить перерасчет истцу пенсии по возрасту с учетом показателя средней заработной платы за три календарных года предшествующих году обращения за назначением пенсии, исчислить размер пенсии истца с 01 января 2015 года исходя из размера пенсии по возрасту, назначенной с 13 ноября 2014 года с учетом указанного показателя, выплатить недополученные суммы пенсии.
По результатам рассмотрения указанного обращения, ответчиком в письме от 20 августа 2015 года №Г-1506, Г-1507-35, Г.Т.А. сообщено, что с 01 января 2015 года произведен перерасчет пенсии по старости согласно Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в результате которого расчетный размер пенсии исчислен исходя из страхового стажа 30 лет 3 месяца 28 дней, имеющегося отношения заработков за период с 01 января 2000 года по 03 декабря 2001 года – 1,119. С 01 января 2015 года размер страховой пенсии по старости составляет 8984,80 рублей, с 01 февраля 2015 года – 10009,27 рублей. Также ответчиком указано, что проверкой электронной базы получателей пенсии установлены с 01 января 2015 года технические нарушения, вследствие которых пенсия выплачивалась в неверном размере, однако доплата за период с 01 января 2015 года по 31 августа 2015 года будет выплачена в сентябре с текущей пенсией за сентябрь. В остальном заявление Г.Т.А. оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению нормативно-правовые акты государства Украина, в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, регулирующие порядок назначения, перерасчета и перевода с одного вида пенсии на другой.
Из материалов дела усматривается, что протокольным решением Управления Пенсионного фонда Украины в Нахимовском районе города Севастополя № от 16 января 2007 года Г.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании поданного заявления от 12 января 2007 года, назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с положениями Закона Украины «О пенсионом обеспечении» (л.д.25, 39).
В ноябре 2014 года, в связи с достижением пенсионного возраста Г.Т.А. обратилась в Нахимовское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя с заявлением о назначении пенсии по возрасту (л.д.38).
Распоряжением Нахимовского районного управления Пенсионного фонда города Севастополя № от 12 декабря 2014 года, на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся в период перевода в пенсионном деле, осуществлен перевод с одного вида пенсии на другой, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался при назначении (предыдущем перерасчете) предыдущего вида пенсии, а именно за 2007 год.
Статьей 10 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» закреплено, что лицу, которое имеет право на разные виды пенсий, назначается один из этих видов пенсий по его выбору.
В соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Закона перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня подачи заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на момент перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда. При переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в части первой статьи 40 настоящего Закона, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался при назначении (предыдущем перерасчете) предыдущего вида пенсии.
Согласно пункту 15 Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственным пенсионном страховании», утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины №22-1 от 25 ноября 2005 года, возобновление выплаты ранее назначенной пенсии осуществляется по документам, имеющимся в наличии в пенсионном деле и соответствуют требованиям законодательства, которое действовало на момент назначения указанного вида пенсии. В этом случае заработная плата определяется с учетом средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины за календарный год, который учитывался при назначении (перерасчете) пенсии, выплата которой возобновляется. В таком же порядке по желанию пенсионера осуществляется перевод с одного вида пенсии на другой.
При этом, в силу пункта 16 раздела XV Переходных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» до приведения законодательства Украины в соответствие с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» законы Украины и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Положения Закона Украины "О пенсионном обеспечении" применяются исключительно в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.
Исходя из правового анализа приведенных выше норм показатель средней заработной платы работников при переводе с одного вида пенсии на другой является неизменной величиной, и применяется в том размере, который был учтен при назначении первичного вида пенсии.
Учитывая изложенное, судебная коллегия отмечает, что истец ошибочно полагает, что исчисление размера пенсии по возрасту должно осуществляться в соответствии с нормами Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которые определяют условия назначения пенсии по возрасту именно при первичном назначении, подменяет понятия «назначение пенсии» и «перевод с одного вида пенсии на другой».
Так, при обращении в Нахимовское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя 13 ноября 2014 года Г.Т.А. фактически подано заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, а именно: с пенсии по выслуге лет на пенсию по возрасту, в связи с чем несостоятельной, по мнению коллегии судей, является ссылка истца на то, что при достижении истцом пенсионного возраста Г.Т.А. с заявлением о назначение пенсии по возрасту обратилась впервые, а следовательно, при исчислении пенсии Нахимовским районным управлением Пенсионного фонда города Севастополя должен был учитываться показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, поскольку в силу прямого указания Закона, при реализации лицом, имеющим право на разные виды пенсии, права выбора путем перевода с одного вида пенсии на другой, применяется показатель средней заработной платы (дохода), который учитывался при назначении (предыдущем перерасчете) предыдущего вида пенсии.
Также, следует отметить, что истец, при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии по возрасту, поставлена в известность сотрудниками Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) о том, что размер пенсии по возрасту будет меньше размера пенсии по выслуге лет, однако истец настаивала на назначении пенсии по возрасту, о чем свидетельствует собственноручное заявление Г.Т.А. (л.д.63).
Таким образом, изучив представленные в дело доказательства в их совокупности, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции не в полной мере установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, решение суда принято без соблюдения норм материального права, в связи с чем, усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное), отмены решения Ленинского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2015 года с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2015 года по делу №33-550/16 отменить, принять новое решение:
«В удовлетворении исковых требований Г.Т.А. отказать».
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Володина
Судьи Т.Р. Лядова
ФИО1