Судья Кукурекин К.В. Дело № 2-940/2020
(первая инстанция)
№ 33-2787/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 15 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Козуб Е.В.,
судей - Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. гражданское дело по исковому заявлению Артамонова В. Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю о взыскании невыплаченной заработной платы, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Артамонов В.Б. обратился в суд с иском к ответчику Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю (далее Главное управление МЧС России по г. Севастополю), с учетом уменьшения размера исковых требований в суде апелляционной инстанции после перехода апелляционного суда к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, просил взыскать невыплаченную часть заработной платы с учетом повышения на 20% должностного оклада в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 за период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2018 года в размере 202473, 46 рублей, мотивируя исковые требования тем, что Артамонов В.Б. с 01.07.2015 года по 01.07.2019 года замещал должность заместителя руководителя территориального органа Главного управления МЧС России по г. Севастополю, которая отнесена к числу федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации. Размеры денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». В соответствии с подразделом 2 раздела 11 приложения №1 Указа Президента Российской Федерации №763 в городах федерального значения должностные оклады руководителей территориального органа исполнительной власти, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей увеличиваются на 20 процентов. Главное управление МЧС России по г. Севастополю является территориальным органом МЧС России в городе федерального значения Севастополе, однако должностной оклад истцу выплачивался без учета необходимого повышения на 20 процентов. 01.07.2019 года истец обратился к ВрИО начальника Главного управления с заявлением о производстве перерасчета и выплате Артамонову В.Б. суммы задолженности с даты назначения на должность заместителя руководителя территориального органа, т.е. с 01.07.2015 года и по дату увольнения. Однако, истцу произвели перерасчет и выплатили задолженность только за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года. В выплате задолженности за период с 01.07.2015 года по 31.12.2018 года Артамонову В.Б. было отказано, также как и в производстве перерасчета.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июля 2020 года исковые требования Артамонова В.Б. удовлетворены в полном объеме. Взыскана с Главного управления МЧС России по г. Севастополю в пользу Артамонова В.Б. задолженность в размере 364341 рублей 88 копеек. Взыскана с Главного управления МЧС России по г. Севастополю в доход бюджета Ленинского муниципального округа города Севастополя государственная пошлина в размере 6843 рубля 42 копейки.
Ответчиком Главным управлением МЧС России по г. Севастополю подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обжалуемый судебный акт принят без участия надлежаще извещенного ответчика, поскольку согласно почтовому уведомлению, имеющемуся в материалах дела, судебная повестка вручена сотруднику Главного управления МЧС России по г. Севастополю – 23 июля 2020 года, уведомление о вручении направлено обратно в суд – 24.07.2020 года, т.е. при рассмотрении дела 22 июля 2020 года в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие надлежащее извещение ответчика о дате и времени судебного заседания. Вышеуказанные обстоятельства, в силу п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012г. № 13, являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. Также, апеллянт ссылается на то, что районным судом не было исследовано в каком размере истцу начислялся должностной оклад за спорный период, судом не был произведен расчет полагающейся выплаты, исходя из размеров должностного оклада в разные периоды службы (с учетом индексации), а также размеров иных выплат, входящих в размер заработной платы государственного гражданского служащего и определяемых как производные от должностного оклада. Также в ходе судебного разбирательства не были запрошены у ответчика соответствующие расчеты, не исследованы периоды нетрудоспособности истца. Ответчик полагает, что материалы дела не содержат надлежащих доказательств, подтверждающих наличие задолженности по заработной плате в заявленном размере. В апелляционной жалобе выражает несогласие с взысканием с ответчика государственной пошлины, поскольку в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Главное управление МЧС России по г. Севастополю, вступая в дело в качестве ответчика, освобождено от её уплаты.
Истцом Артамоновым В.Б. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определением от 12 октября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Артамонов В.Б. поддержал заявленные исковые требования, с учетом уменьшения их размера в суде апелляционной инстанции, указал обстоятельства, изложенные в иске и возражениях на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика Шкаранда Е.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение районного суда отменить и отказать в удовлетворении иска, признав, что перерасчет должностного оклада истца с учетом, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 повышения на 20%, произведен не был, предоставила расчет невыплаченной заработной платы в размере 202473 рублей 46 копеек за спорный период с 01.07.2015 года по 31.12.2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав пояснения истца, представителя ответчика, установив обстоятельства дела, исследовав доказательства, представленные сторонами, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июля 2020 года подлежит отмене по основанию п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Артамонова В.Б. к Главному управлению МЧС России по г. Севастополю о взыскании невыплаченной заработной платы.
Судебным разбирательством установлено, что на основании приказа Главного управления МЧС России по г. Севастополю от 29.06.2015 №29-ГК с Артамоновым В.Б. заключен служебный контракт №11/2015 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Главном управлении МЧС России по г. Севастополю (далее Служебный контракт).
В соответствии с п. 9 Служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации размере 6222 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 120 процентов должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; оклада за классный чин в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
12.01.2018 года дополнительным соглашением к служебному контракту от 01.07.2015 № 11/2015 истцу установлен месячный денежный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации размере 6476 рублей.
Согласно расчету задолженности, представленному Главным управлением МЧС России по г. Севастополю, сумма доплаты за период с июля 2015 года по декабрь 2018 года трудовой деятельности Артамонова В.Б. составляет 202473,46 рублей.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (часть 3 статьи 37).
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон №79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федеральный закон №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - должностные оклады) и ежемесячного денежного поощрения согласно приложению N 1.
На основании подраздела 2 раздела 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 в городах федерального значения должностные оклады руководителя территориального органа, представителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей увеличиваются на 20 процентов.
Судебная коллегия, отменяя решение районного суда и принимая новое решение об удовлетворении иска Артамонова В.Б., исходит из установленных по делу обстоятельств, и считает, что повышение должностного оклада истца на 20% в спорный период было предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, однако ответчиком указанное повышение в спорный период не производилось, в связи с чем, подлежит взысканию с Главного управления МЧС России по г. Севастополю в пользу Артамонова В.Б. невыплаченная часть заработной платы в размере 202473 рубля 46 копеек.
Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по основаниям пунктов 4 части 1, пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Артамонова В. Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю о взыскании невыплаченной заработной платы.
Судебная коллегия, соглашается с доводом ответчика Главным управлением МЧС России по г. Севастополю, что на основании подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, судебные расходы по оплате государственной пошлины с ответчика не подлежат взысканию в доход бюджета.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июля 2020 года удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июля 2020 года отменить.
Принять новое решение.
Иск Артамонова В. Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю о взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю в пользу Артамонова В. Б. невыплаченную часть заработной платы в размере 202 473 рублей 46 копеек.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Е.В.Козуб
Судьи: И.А.Анашкина
А.С.Сулейманова