Судья Фисюк О.И. Дело №2-69/2020
(первая инстанция)
№33-1434/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Осколович Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Сулеймановой А.С. апелляционную жалобу истца Ильченко В. Н. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 30 января 2020 года
по гражданскому делу по иску Ильченко В. Н. к Губернатору города Севастополя, Правительству города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о понуждении к перерасчету пенсии, выплате недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ильченко В.Н. обратился в суд с иском, просил обязать ответчиков произвести перерасчет размера его пенсии за выслугу лет по государственной гражданской службе с учетом оклада за классный чин, обязать выплатить недополученную вследствие неправильного расчета пенсию с момента ее назначения.
Требования иска мотивированы тем, что истец в 2016 году вышел на пенсию в порядке Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ему была назначена пенсия за выслугу лет как государственному гражданскому служащему г. Севастополя, занимавшему должность заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, на основании Закона города Севастополя от 05 августа 2014 года №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя». Указывает, что при назначении пенсии по выслуге лет не была принята во внимание часть 5 статьи 64 Закона Севастополя от 03 июня 2014 года №23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя», согласно которой при определении размера пенсии лицам, которым присвоен классный чин, учитывается оклад за классный чин. На обращения к Губернатору Севастополя истец получал ответы о том, что размер пенсии ему определен в соответствии с действующим законодательством города Севастополя.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 30 января 2020 года в удовлетворении требований иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Ильченко В.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, требования иска удовлетворить. Считает, что судом неправильно истолкован закон города Севастополя №23-ЗС от 03 июня 2014 года «О государственной гражданской службе», которым до 01 января 2015 года вопросы пенсионного обеспечения госслужащих города Севастополя не регулировались, а положения об учете оклада за классный чин при назначении пенсии по выслуге лет введены с 10 июня 2015 года. Указывает на неприменение судом норм Закона №23-ЗС, которым предусмотрен учет оклада за классный чин при назначении пенсии, а также на несостоятельность ссылки суда на Постановление Правительства Севастополя №;80-ПП от 05 июня 2015 года, имеющее меньшую юридическую силу по сравнению с Законом №23-ЗС. Считает, что районным судом необоснованно отказано в назначении по делу судебной экспертизы для разрешения вопросов, требующих специальных познаний.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Севастополя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильченко В.Н. – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ильченко В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента аппарата Губернатора и Правительства города Севастополя Доденков А.Ю., представитель ответчика – Департамента труда и социальной защиты города Севастополя – Курбатов В.Ю., действующие на основании доверенностей, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили отказать в ее удовлетворении.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ Ильченко В.Н. назначен <данные изъяты>, проходил государственную гражданскую службу города Севастополя и замещал указанную должность на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы города Севастополя.
Распоряжением Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ Ильченко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин действительного государственного советника города Севастополя 3 класса.
ДД.ММ.ГГГГ с Ильченко В.Н. заключено дополнительное соглашение к служебному контракту, согласно которому ему устанавливается денежное содержание, состоящее, в том числе и из оклада за классный чин в размере <данные изъяты> рубля в месяц.
С ДД.ММ.ГГГГ Ильченко В.Н. досрочно назначена пенсия по старости в порядке Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Решением Департамента труда и социальной защиты населения года Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ Ильченко В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом города Севастополя от 05 августа 2014 года №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя».
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 05 августа 2014 года №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя».
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона №55-ЗС гражданскому служащему города Севастополя назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в размере 45 процентов 1,6 среднемесячного должностного оклада, установленного ему в расчетном периоде (должностного оклада, сохраненного в расчетном периоде в соответствии с законодательством города Севастополя), за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к ней и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Порядок определения среднемесячного должностного оклада, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, устанавливается Правительством Севастополя.
Такой порядок до настоящего времени не установлен, Постановление Правительства Севастополя от 05 июня 2015 №480-ПП «Об утверждении Правил определения среднемесячного должностного оклада, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Севастополя», предусматривающее вступление его в силу со дня официального опубликования, до настоящего времени не опубликован.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив установленные обстоятельства дела, представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер пенсии истцу верно определен в соответствии с действующими нормативными актами города Севастополя.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, полагая его основанным на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя» порядок определения среднемесячного должностного оклада, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, устанавливается Правительством Севастополя.
Такой порядок до настоящего времени не установлен, Постановление Правительства Севастополя от 05 июня 2015 года №480-ПП «Об утверждении Правил определения среднемесячного должностного оклада, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Севастополя», предусматривающее вступление его в силу со дня официального опубликования, до настоящего времени не опубликовано.
Пунктом 1 статьи 1 Закона города Севастополя от 3 июня 2014 года №22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» установлено, что денежное содержание гражданского служащего (далее - денежное содержание) состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы города Севастополя (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы города Севастополя (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из дополнительных выплат.
Из анализа указанных правовых норм следует, что при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Севастополя, учитывается не оклад денежного содержания, куда входит оклад за классный чин, а только должностной оклад.
Из материалов дела следует, что размер пенсии истца определен ответчиком исходя из должностного оклада государственного служащего г. Севастополя, без учета оклада за классный чин, что соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел положения Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года №23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя», судебной коллегией отклоняются.
Так, согласно пункту 5 статьи 65 указанного Закона, предусматривающей переходные положения, установлено, что пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих города Севастополя, а также лиц, замещавших государственные должности города Севастополя, осуществляется с 1 января 2015 года в соответствии с законами города Севастополя, определяющими условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим города Севастополя и лицам, замещавшим государственные должности города Севастополя.
На период до 1 января 2015 года пенсионное обеспечение государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления города Севастополя, государственных гражданских служащих города Севастополя, а также лиц, замещавших государственные должности города Севастополя, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентировавшими пенсионное обеспечение государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Лицам, которым присвоен ранг государственного служащего, служащего местного самоуправления, при определении размера пенсии учитывается соответствующая доплата за ранг, а лицам, которым присвоен классный чин, - оклад за классный чин.
Таким образом, определение размера пенсии с учетом классного чина было предусмотрено законодательством Севастополя в переходный период, на что обоснованно указано районным судом.
С 01 января 2015 года введен в действие специальный Закон №55-ЗС «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы города Севастополя», который предусматривает установление размера пенсии, исходя из должностного оклада без учета оклада за классный чин.
В соответствии со статьей 57 Закона №55-ЗС финансирование гражданской службы города Севастополя осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.
В силу пункта 2 статьи 4 указанного Закона пенсии за выслугу лет государственным служащим Севастополя выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 03 февраля 2010 года №150-О-О прямо указал, что введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат.
Доводы апеллянта о необоснованном отказе суда в назначении по делу судебной бухгалтерской экспертизы, не влияют на правильность судебного решения. У суда отсутствовали предусмотренные частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для назначения судебной экспертизы, необходимой при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла. Вопросы, которые надлежало разрешить суду при рассмотрении настоящего дела, носили правовой характер, доводов о математической неправильности расчета размера пенсии истец в исковом заявлении не приводил.
Оснований для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию нормативных актов, для которого судебная коллегия оснований не находит, нарушений норм материального, процессуального права, влекущих принятие незаконного и необоснованного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 30 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ильченко Валерия Николаевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий судья: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
И.А. Анашкина