НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 13.10.2016 № 33-2773/2016

Судья Прохорчук О.В. дело № 33-2773/2016 г.

категория 061 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2016 года г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

судей – Дубовцева А.С., Дудкиной Т.Н.,

при участии секретаря – Кравченко Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УМВД России по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2016 года, которым постановлено:

иск удовлетворить полностью.

Признать за Плащенковым С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 лет 02 месяцев 28 дней.

Установить Плащенкову С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: в календарном исчислении 19 лет 01 месяц 13 дней, в льготном исчислении – 23 года 04 месяца 11 дней.

Обязать УМВД России по <адрес> назначить Плащенкову С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения пенсию за выслугу лет с учетом наличия льготного стажа в количестве 4 лет 02 месяцев 28 дней с ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Плащенкова С.А. – Музыки С.Н. (по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, полагавшего решение суда подлежащим отмене, возражения представителя УМВД России по г. Севастополю - Аврамовой М.П. (по доверенности), против доводов жалобы, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Плащенков С.А. обратился в суд с иском к УМВД России по <адрес> и, уточнив требования, просил признать за ним право на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 лет 02 месяцев 28 дней; установить выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении 19 лет 01 месяц 13 дней, в льготном исчислении – 23 года 04 месяца 11 дней; обязать УМВД России по <адрес> назначить ему пенсию за выслугу лет с учетом наличия льготного стажа в количестве 4 лет 02 месяцев 28 дней с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований истец указал, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Украины. Выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 18 лет 07 месяцев 12 дней, в льготном исчислении – 26 лет 01 месяц 21 день. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел РФ. После увольнения и переезда на постоянное место жительство в <адрес> он обратился в отдел финансового обеспечения УМВД России по <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет. Однако, в удовлетворении заявления ему было отказано, в связи с отсутствием правовых оснований к назначению пенсии.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене состоявшегося по делу решения и принятия нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что суд при разрешении спора неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем пришел к ошибочным выводам.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования истца Плащенкова С.А., признавая за ним право на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью, суд первой инстанции исходил из того, что заявленное истцом требование обоснованно, поскольку Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества независимых государств, определено, что не приобретшие права на пенсию за выслугу лет по законодательству государства места прохождения службы на момент увольнения из органов внутренних дел, при переезде на постоянное местожительства в другое государство – участник Соглашения имеют право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством этого другого государства.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не считает возможным согласиться в связи со следующим.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Плащенков С.А. проходил службу в органах внутренних дел Украины.

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом о приеме в Симферопольское училище милиции МВД Украины от ДД.ММ.ГГГГ Плащенков С.А. проходил службу в органах внутренних дел, в качестве курсанта, впоследствии - в органах внутренних дел Украины.

Приказом начальника ГУМВД Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с Плащенков С.А. уволен согласно Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины в запас Вооруженных Сил Украины по ст. 64 п. ж (по собственному желанию).

С ДД.ММ.ГГГГ Плащенков С.А. является гражданином Российской Федерации, согласно паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ему органами Федеральной миграционной службы.

ДД.ММ.ГГГГ Плащенков С.А. поступил на службу оперуполномоченным по борьбе с преступлениями с сфере жилищно-коммунального комплекса отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступной деятельностью в сфере экономики управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приказом л/с с Плащенковым С.А. расторгнут контракт по ст. 82, п. 2, ч. 2 ФЗ «О службе в ОВД РФ» (по инициативе сотрудника).

В июле 2015 г. истец обратился в УМВД России по <адрес> о включении ему периодов работы в органах внутренних дел Украины, дающих право на назначение пенсии, в том числе и на льготных условиях.

Как видно из ответа от ДД.ММ.ГГГГ-П-14 истцу было разъяснено, что периоды прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в странах СНГ, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы, в том числе и на льготных условиях, урегулированыя положениями действующего законодательства. Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества независимых государств» в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних лет засчитывается служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Учитывая, что из органов внутренних дел Украины истец уволился без права на пенсию, то выслуга лет ему установлена не была.

ДД.ММ.ГГГГ истец Плащенков С.А. обратился в органы внутренних дел <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. з истцу был дан ответ, что оснований для назначения пенсии не имеется.

Обращаясь в суд, истец, уточнив требования, просил признать за ним право на зачисление в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы в органах внутренних дел Украины, установить выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении – 19 лет 01 месяц 13 дней, в льготном исчислении 26 лет 07 месяцев 22 дня и обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет, с момента его обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Между тем требования Плащенкова С.А. не основаны на законе.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

В соответствии со ст. 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества независимых государств» определено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Назначение пенсий производится Стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу на момент гибели (смерти) или на территории которой проживал пенсионер.

В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.

Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.

Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.

Поскольку пенсия по месту увольнения со службы в органах внутренних дел на территории Республики Украина Плащенкову С.А. не назначалась, то вывод суда первой инстанции о признании за ним права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Соглашением от 24.12. 1993 г. и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы международного и национального права при установлении наличия у Плащенкова С.А. права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Доводы истца о том, что он после увольнения из органов внутренних дел Украины ДД.ММ.ГГГГ, имея стаж службы в льготном исчислении более 20 лет, был принят на службу в органы внутренних дел России - УМВД по <адрес>, и после увольнения его стаж в календарном исчислении составил – 19 лет 01 месяц 13 дней, а в льготном исчислении – 26 лет 07 месяцев 22 дня, что дает ему право на назначение пенсии именно в России, по мнению судебной коллеги не состоятелен, поскольку противоречит положениям Соглашения от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества независимых государств» и иным нормам действующего законодательства в данной сфере правового регулирования.

Кроме того, в соответствии с положениями п.п. 6-8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 27.05.2005 г. № 416 (с последующими изменениями) «Об утверждении Инструкции по организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» определено, что пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.

Документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.

Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.

Обращаясь с требованием к ответчику о назначении ему пенсии истец не учел, что в УМВД России по <адрес> он не работал, в трудовых правоотношениях с указанной организацией не состоял. В связи с чем не имеет оснований требовать от указанного органа назначения ему пенсии.

Как установлено в суде апелляционной инстанции Плащенков С.А. в органы внутренних дел по последнему месту службы УМВД России по <адрес> с требованием о назначении ему пенсии не обращался.

Таким образом, указанное свидетельствует о неправомерности заявленного истцом требования к ответчику.

Оценивая приведенные обстоятельства в их совокупности, с учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, в связи с чем оно подлежит безусловной отмене, с принятием по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленного им требования.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым:

в удовлетворении исковых требований Плащенкова С.А. к Управлению МВД России по <адрес> о признании права на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы, обязании назначить пенсию отказать.

Председательствующий: Ж.В. Григорова

Судьи: А.С. Дубовцев

Т.Н. Дудкина