НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 06.06.2023 № 2А-4111/2022

УИД: №92RS0002-01-2022-004906-46 Председательствующий в

Производство: 1я инст. №2а-4111/2022, 2я инст. №33а-1886/2023 первой инстанции Матюшева Е.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

судей Никитина Г.В., Орловой С.В.,

при секретаре Марушевской Т.В.,

с участием представителя административного истца Вороновского Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Беляеву Алексею Александровичу о взыскании налога, пени, штрафов по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 05 декабря 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по г. Севастополю обратилось в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, уточнив которое просило взыскать с Беляева А.А. задолженность по земельному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени в общем размере 29 657,79 рублей, в том числе:

- пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5,57 рублей;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 24 986,80 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 63,72 рубля;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 4 590 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,70 рублей.

В обоснование требований истец указал, что в адрес Беляева А.А. в установленном законом порядке неоднократно направлялись уведомления и требования о необходимости уплатить имеющуюся задолженность, однако налогоплательщик в установленный срок обязанность по уплате задолженности не исполнил.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 05 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Отмечает, что порядок указания информации при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержден приказом Минфина России №107н от 12 ноября 2013 года «Об утверждении Правил информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - Правила), которые распространяются на налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов, налоговые органы, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно названных правил при невозможности однозначно идентифицировать платеж налоговые органы самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах. Денежные средства, уплаченные согласно представленным ответчиком в материалы дела квитанциям вследствие неуказания в квитанциях всех необходимых реквизитов, позволяющих идентифицировать платеж, период, налоговым органом зачислены в счет погашения имеющейся у Беляева А.А. задолженности за более ранние периоды.

На названную апелляционную жалобу Беляевым А.А. поданы возражения, в которых указывается на ее необоснованность и погашение имеющейся задолженности в спорный период.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пунктом 2 части 1 статьи 419 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 НК РФ).

В порядке пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По смыслу пунктов 1, 3, 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. С ДД.ММ.ГГГГ функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование закреплены за налоговыми органами.

Из материалов дела усматривается, что Беляев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, ИНН , с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в УФНС России по г. Севастополю по месту жительства – <адрес>, а также в качестве плательщика налога на имущество физических лиц и в качестве адвоката.

Поскольку Беляев А.А. обязанность по уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ год не выполнял, ДД.ММ.ГГГГ административный истец заказным письмом в его адрес направил требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 12) об уплате страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование и пени в суммах 24 986,80, 4 590 и 75,42 рублей соответственно. Срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ. Также в адрес Беляева А.А. налоговым органом направлялось требование (л.д. 15) о необходимости, в том числе, уплаты пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5,57 рублей. Факт получения требований ответчиком не опровергался и подтверждается материалами дела.

УФНС России по г. Севастополю обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Беляева А.А. вышеуказанной задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №8 Гагаринского судебного района г. Севастополя по делу вынесен судебный приказ о взыскании с Беляева А.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам и пени. В связи с поступлением возражений Беляева А.А. определением мирового судьи судебного участка №8 Гагаринского судебного района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д. 34), вследствие чего УФНС России пог. Севастополю обратилось с данным иском в Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Беляева А.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам за 2019-2021 годы и, соответственно, неправомерного исчисления пени.

С такими выводами нет оснований согласиться исходя из следующего.

В обоснование отсутствия задолженности в периоды, заявленные ко взысканию, истцом представлены платежные документы об оплате через портал Госуслуг и квитанции и . Данные платежные документы приняты судом как доказательства отсутствия задолженности за спорные периоды и, соответственно, неправомерного исчисления пеней.

При этом судом не учтено следующее.

Как верно указано административным истцом, порядок указания информации при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержден приказом Минфина России №107н от 12 ноября 2013 года «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Правила), которые распространяются на налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов, налоговые органы, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения, в том числе «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов), «ТП» - платежи текущего года.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 8 Правил установлено, что в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой ("."). Данный показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

В случае, если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что в реквизите «Назначение платежа» распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств и настоящим Порядком.

Материалами дела подтверждается, что представленные в качестве доказательств отсутствия задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам и пени квитанции и распечатки с портала «Госуслуги» вышеуказанным требованиям Правил не соответствуют, налоговые периоды в них не указаны, в связи с чем налоговым органом правомерно денежные средства по данным платежам зачислены в счет погашения имеющейся у Беляева А.А. задолженности по налогу за более ранние периоды, что подтверждается представленными в материалы дела карточками расчета с бюджетом.

При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, доводы административного истца о наличии у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам и пени подтверждаются материалами дела. Срок обращения с иском в суд налоговым органом не пропущен. Расчет задолженности является верным.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с пунктом 1, 2, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления.

Поскольку административное исковое заявление подлежит удовлетворению, с Беляева А.А. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 089,70 рублей.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 05 декабря 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.

Взыскать с Беляева Алексея Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН , <адрес>) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю задолженность по земельному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени в общем размере 29 657,79 рублей, в том числе:

- пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5,57 рублей;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 24 986,80 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 63,72 рубля;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 4 590 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,70 рублей.

Взыскать с Беляева Алексея Александровича государственную пошлину в доход бюджета города Севастополя в сумме 1 089,70 рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи