Судья Богаевская Т.С. Дело № 2-1055/2023
(первая инстанция)
№ 33-2718/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 4 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,
судей - Григоровой Ж.В., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Пеньчук В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционные жалобы истца Бегаль И. И., ответчика Главного контрольного управления города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 мая 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Бегаль И. И. к Главному контрольному управлению города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по вопросам государственной службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, Правительство Севастополя о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ истец Бегаль И. И. обратилась в суд с иском к ответчику Главному контрольному управлению города Севастополя о признании незаконным и отмене приказа исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К «Об увольнении Бегаль И.И.», восстановлении Бегаль И.И. на работе в должности начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя, взыскании с Главного контрольного управления города Севастополя в пользу Бегаль И.И. среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда 100000 рублей, мотивируя исковые требования тем, что ответчиком нарушен порядок увольнения истца с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусмотренный статьей 31 названного федерального закона, Бегаль И.И. не были предложены для замещения все имеющиеся в Главном контрольном управлении города Севастополя вакансии, которые истец могла бы занимать. Исковые требования о компенсации морального вреда истец обосновывает нарушением своих трудовых прав незаконным увольнением по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, нарушением привычного уклада жизни, отсутствием заработка, необходимость защиты своих прав в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Нахимовским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по вопросам государственной службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ Нахимовским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 мая 2023 года удовлетворены частично исковые требования Бегаль И. И. к Главному контрольному управлению города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по вопросам государственной службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, Правительство Севастополя о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Признан незаконным приказ исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К «Об увольнении Бегаль И.И.». Бегаль И. И. восстановлена на работе в должности начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления г. Севастополя. Взысканы с Главного контрольного управления города Севастополя в пользу Бегаль И. И. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 366615 рублей 39 копеек, компенсация морального вреда 20000 рублей.
Истцом Бегаль И.И. подана апелляционная жалоба, просит изменить решение районного суда в части размера компенсации морального вреда, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 100000 рублей. Считает, что определенный судом размер компенсации морального вреда является несоразмерным моральным переживаниям истца, явно занижен. Незаконное увольнение является грубым нарушением трудовых прав истца, подтвержденное совокупностью доказательств, а факт нарушения трудовых прав является основанием для компенсации морального вреда на основании ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Сами обстоятельства нарушения трудовых прав угнетали истца и заставляли его переживать в течение длительного времени, с момента вручения работодателем уведомления об увольнении (ДД.ММ.ГГГГ) и до увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) истец вынуждена была наблюдать, как вакантные должности руководителей структурных подразделений занимались работниками, замещавшими до этого нижестоящие должности, находившимися в подчинении истца или вновь принятыми на работу в Главное контрольное управление города Севастополя, все это привело к нарушению нормальных жизненных устоев истца, ее образа жизни, необходимостью дополнительных мер для обеспечения жизни, защиты трудовых прав в правоохранительных органах и суде, она была лишена заработной платы, необходимого материального обеспечения для жизни, незаконные действия работодателя вызывали чувство несправедливости, разочарования, другие негативные эмоции, в результате чего истец испытывал моральные страдания и переживания. Учитывая степень вины работодателя, поведение работодателя, то, что трудовые права были восстановлены решением суда, длительность нарушения трудовых прав истца, с учетом принципа разумности, справедливости, определенный судом первой инстанции размер морального вреда 20000 рублей является явно заниженным. Судом исследованы представленные ответчиком сведения о том, что среднедневной заработок истца составляет 4213 рублей 97 копеек, тогда как удовлетворенный судом моральный вред фактически составил заработок всего за 4 полных рабочих дня. Выводы суда первой инстанции в части определения размера компенсации морального вреда 20000 рублей не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчиком Главным контрольным управлением города Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что ответчиком были предложены истцу все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы занимаемой ею должности, уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГБегаль И.И. была предложена вакантная должность гражданской службы в Контрольном управлении - главного государственного инспектора отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Контрольного управления, которая хоть и не относилась к той категории и группе, в которую включалась замещаемая ею должность, но как единственная с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГБегаль И.И. были предложены вакантные должности гражданской службы в иных органах исполнительной власти города Севастополя, а именно, главный специалист-эксперт отдела материально-технического обеспечения и финансового обеспечения Управления обеспечения деятельности мировых судей города Севастополя; главный специалист-эксперт отдела контроля и отчетности Управления приоритетных проектов и целевых программ департамента культуры города Севастополя; главный государственный инспектор Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя; консультант Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя; главный специалист-эксперт Управления имущественных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя; главный инспектор Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя; ведущий специалист Управления имущественных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. По квалификации, направлению профессионального образования и работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по должности гражданской службы по состоянию на момент уведомления о сокращении Бегаль И.И. не соответствует требованиям ни по одной из перечисленных судом вакантных и, соответственно, не может быть трудоустроена на любую из этих должностей. Судом первой инстанции указываются обстоятельства, не имеющие юридического значения для надлежащего рассмотрения дела и ставящие под сомнение правильность изложенных выводов, не учтено, что не имеет юридического значения для настоящего дела, личности и их предыдущие должности, которые заняли вакантные должности, при этом, вакантные должности были заняты специалистами, состоявшими в кадровом резерве Правительства Севастополя на эти должности в соответствии с их квалификацией, уровнем и направлением профессионального образования и работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по должности гражданской службы. Судом не принят во внимание ответ Контрольного управления на вынесенное представление прокуратуры, которое было рассмотрено с участием прокурора отдела Прокуратуры города Севастополя ... Согласно результатам рассмотрения, нарушений прав Бегаль И.И. ответчиком при проведении процедуры сокращения должностей государственных гражданских служащих в Главном контрольном управлении города Севастополя не было. Судом не учтено, что, согласно ч. 1 ст. 48 Закона 79-ФЗ, аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, а не в целях возможного соответствия или несоответствия иным должностям гражданской службы, имеющим иные квалификационные требования для их замещения. Должность заместитель начальника Управления финансового контроля - начальник отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений не могла быть предложена истцу Бегаль И.И. По предыдущей (сокращенной) должности у Бегаль И.И. как начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы, было узкое направление деятельности, в связи с чем, имеются существенные изменения условий по отношению к новой должности заместителя начальника Управления финансового контроля - начальника отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений. У Бегаль И.И. отсутствует необходимое для замещения указанной должности повышение квалификации в сфере закупок, в том числе и по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Бегаль И.И. ни одного раза не изъявила желание на прохождение такого обучения (повышения квалификации), которое предоставляется всем изъявившим желание государственным служащим города Севастополя на безвозмездной основе за счет бюджета города Севастополя. У истца отсутствует опыт работы в проведении контрольных мероприятий в сфере закупок как по ч. 3, так и по части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Должность начальник отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности не могла быть предложена истцу, поскольку предложена иному сотруднику, в соответствии с требованиями предоставления преимущественного права и гарантий, предусмотренных статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации на основании справки о беременности от 11.10.2022г. К тому же, указанная должность предложена сотруднику и ранее осуществлявшему деятельность по этому направлению деятельности, в соответствии с необходимой квалификацией, то есть имеющему более высокие квалификацию, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности (направлению деятельности) и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ст. 179 Трудового кодекса РФ). Должность - заместитель начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности не могла быть предложена истцу в связи с отсутствием у нее необходимого установленного образования и квалификации (не подходит по квалификационным требованиям по направлению подготовки). В соответствии с данными личного дела гражданского служащего Бегаль И.И. закончила в 1994 году Севастопольский приборостроительный институт (специалитет) по направлению/специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», в 2007 году Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды (специалитет) по направлению/специальности «Правоведение». Стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки «Правоведение» не имеет. Для замещения должности заместитель начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности установлены квалификационные требования по направлению подготовки (специальности): «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», а также стаж по перечисленным направлениям подготовки не менее двух лет. Должность начальник отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения не могла быть предложена истцу. В отделе бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения отсутствуют функции и полномочия, которые выполняла Бегаль И.И. по предыдущей занимаемой должности, как начальник отдела контроля в отраслях социальной сферы. По предыдущей (сокращенной) должности у Бегаль И.И. как начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы было узкое направление деятельности, имеются существенные изменения условий труда по отношению к новой должности - начальник отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения. У Бегаль И.И. отсутствует опыт работы в сфере закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 2020 года Бегаль И.И. не изъявила желание на прохождение такого обучения. Такое обучение предоставляется всем изъявившим желание государственным служащим города Севастополя на безвозмездной основе за счет бюджета города Севастополя. Бегаль И.И. не имеет стажа и опыта работы главным бухгалтером (бухгалтером) в бюджетной организации, у нее отсутствуют навыки работы в профессиональных специализированных бухгалтерских системах как: «СУФД», «1C», «Бухгалтерия и кадры», «ВЭБ-консолидация», «Континет» и т.п., а также отсутствуют навыки работы в профессиональных специализированных системах в сфере закупок: «Единая информационная система ЕИС», Электронные торговые площадки и т.п. Бегаль И.И. не имеет пройденных курсов повышения квалификации для главных бухгалтеров по Бух.учету, Бюджетному законодательству, не имеет навыков и опыта работы по составлению и ведению смет, составлению проектов бюджетов, отсутствуют навыки по формированию бухгалтерской отчетности. Должность начальник отдела правовой работы, методологии и делопроизводства не могла быть предложена истцу. У Бегаль И.И. отсутствует опыт работы в сфере юриспруденции и права, отсутствует опыт работы в сфере методологии, унифицированного планирования, разработки и внедрения внутренних профессиональных стандартов. У Бегаль И.И. отсутствует опыт работы и контроля в сфере закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По предыдущей (сокращенной) должности у Бегаль И.И. как начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы было узкое направление деятельности.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Бегаль И.И. и ее представитель Бугаенко Е.А. доводы апелляционной жалобы истца Бегаль И.И. поддержали, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представители ответчика Хрячков Е.А., Аксютин А.И. доводы апелляционной жалобы ответчика поддержали, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы истца Бегаль И.И.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Управления по вопросам государственной службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, представитель третьего лица Правительства Севастополя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы и возражения истца Бегаль И.И., представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционных жалоб, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К Бегаль И. И. назначена на должность начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории «руководители») в порядке перевода из Департамента финансов <адрес>.
Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Главного контрольного управления города Севастополя» изложена в новой редакции структура и штатная численность Главного контрольного управления города Севастополя.
Согласно указанной редакции, отдел контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления (далее ГКУ) города Севастополя упразднён, создан отдел контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Контрольного управления.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в штатное расписание Главного контрольного управления города Севастополя на 2022 год, изложив его в новой редакции. Введены в действие изменения в штатное расписание Главного контрольного управления города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сравнительной таблицы действующей и новой структуры Главного контрольного управления, уменьшено количество должностей: 1-заместитель начальника ГКУ; 1-начальник управления; 1-начальник отдела (в составе Управления); 1-начальник отдела; 3-главный государственный инспектор. Добавлены должности 1-заместитель начальника Главного Управления - начальник управления; 1-заместитель начальника Управления-начальник отдела; 1-заместитель начальника в составе Управления; 3-главный специалист-эксперт.
ДД.ММ.ГГГГБегаль И.И. вручено уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы, согласно которому, в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Главного контрольного управления города Севастополя», замещаемая Бегаль И.И. должность начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя сокращена. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Бегаль И.И. предложена для замещения должность государственной гражданской службы города Севастополя главного государственного инспектора отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К ... назначена на должность начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории «руководители»), освободив от обязанностей начальника отдела финансового контроля в сфере закупок Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К ... назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории «руководители»), освободив от обязанностей главного государственного инспектора отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К ... назначена на должность заместителя начальника Управления - начальника отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя (главная группа должностей категории «руководители»), освободив от обязанностей главного государственного инспектора отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Главного контрольного управления города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К расторгнут служебный контракт с Бегаль И.И., освобождена Бегаль И.И. от замещаемой должности начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя и уволена с государственной гражданской службы города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности гражданского служащего в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основание: уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой города Севастополя в рамках рассмотрения обращения Бегаль И.И. проведена проверка исполнения должностными лицами Главного контрольного управления города Севастополя требований законодательства при проведении процедуры сокращения должностей государственных гражданских служащих. В ходе проверки прокуратурой установлено, что, в связи с изменением структуры и штатной численности управления государственный гражданский служащий Бегаль И.И.ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о сокращении ее должности, предупреждена о предстоящем увольнении, ей предложена одна вакантная должность управления. ДД.ММ.ГГГГ предложены должности государственной гражданской службы в иных исполнительных органах города Севастополя. По состоянию на день увольнения в управлении имелось 16 вакантных должностей государственной граждански службы. В нарушение действующего законодательства Бегаль И.И. в течение двух месяцев со дня предупреждения о сокращении не предложены все имеющиеся в управлении вакантные должности гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Севастополя внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, с требованием рассмотреть представление с участием представителей прокуратуры города и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Главным контрольным управлением города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении представления с участием прокурора отдела прокуратуры города Севастополя, установлено, что Бегаль И.И. были предложены все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы ее должности, а также уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы, с учетом преимущественного права на замещение должности гражданской службы служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, в том числе, в соответствии с требованиями предоставления преимущественного права и гарантий, предусмотренных статьями 179, 261 Трудового кодекса Российской Федерации, как в Контрольном управлении, так и дополнительно, в иных органах исполнительной, власти города Севастополя.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Бегаль И.И., исходя из того, что ответчиком нарушен порядок увольнения истца с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусмотренный статьей 31 названного федерального закона, Бегаль И.И. не были предложены для замещения в Главном контрольном управлении города Севастополя вакантные должности по главной группе должностей, категории руководители, заместитель начальника Управления финансового контроля - начальник отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений, начальник отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, заместитель начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, начальник отдела правовой работы, методологии и делопроизводства, начальник отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении порядка увольнения истца, незаконности приказа Главного контрольного управления города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-К о расторжении служебного контракта с Бегаль И.И., об освобождении ее от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении истца на государственной гражданской службе в прежней должности. За время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом взыскан с ответчика в пользу истца средний заработок в размере 366615,39 рублей, исходя из установленного истцу среднего дневного заработка 4213,97 рублей и 87 рабочих дней периода вынужденного прогула. Установив факт нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 20000 рублей, определив ее размер с учетом требований разумности и справедливости.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционных жалоб, исходит из следующего.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (пункт 3 статьи 4 названного закона).
В пункте 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия, иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях, представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.
Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера. причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Аналогичные разъяснения даны в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда".
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия исходит из того, что часть 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ устанавливает обязанность, а не право представителя нанимателя при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа предлагать гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, или гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности. Эта обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению, предложить имеющиеся вакантные должности. Ввиду того, что при проведении организационно-штатных мероприятий в Главном контрольном управлении города Севастополя имелись вакантные должности заместителя начальника Управления финансового контроля - начальник отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений, начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, заместителя начальника отдела контроля, анализа и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, начальника отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения, соответствующие категории и группе (категория «руководители» главной группы должностей гражданской службы) занимаемой Бегаль И.И. должности начальника отдела контроля в отраслях социальной сферы Главного контрольного управления города Севастополя, которая подлежала сокращению, представитель нанимателя в соответствии с положениями части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ был обязан предложить Бегаль И.И. указанные вакантные должности. Сами по себе обстоятельства того, что у Бегаль И.И. отсутствует повышение квалификации в сфере закупок, не пройдены курсы повышения квалификации для главных бухгалтеров, не свидетельствуют о том, что истец не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным выше должностям. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе, в другом государственном органе.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия считает, что обязанность предложить все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой Бегаль И.И. должности гражданской службы, уровня ее квалификации, ее специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, представитель нанимателя не исполнил, предложив Бегаль И.И. вакантную должность главного государственного инспектора отдела контроля в сфере бюджетных правоотношений Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя, относящуюся к категории «специалисты» ведущей группы должностей гражданской службы, то есть, являющуюся нижестоящей по сравнению с ранее замещаемой Бегаль И.И. должностью. В период сокращения должности истца ей должны были быть предложены должности, на которые в период сокращения должности истца были назначены специалисты.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, в рассматриваемом случае сами по себе обстоятельства того, что Бегаль И.И. были предложены должности государственной гражданской службы в иных исполнительных органах города Севастополя, не свидетельствуют о соблюдении ответчиком порядка увольнения истца Бегаль И.И. с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия считает, что предложение представителем нанимателя по своему выбору вакантных должностей в том же государственном органе отдельным гражданским служащим, которые согласились на их замещение, не освобождает представителя нанимателя от исполнения установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ обязанности предложить всем гражданским служащим, включая истца, должности которых подлежат сокращению, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности, соответствующие группе и категории должности, замещаемой гражданским служащим. Только после этого, в случае, если на одну вакантную должность претендуют несколько гражданских служащих, решить вопрос с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы), с учетом квалификации, стажа гражданской службы, результатов профессиональной деятельности, о том, кого из них перевести на эту должность.
Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о размере компенсации морального вреда, считает, что районным судом правильно определены обстоятельства дела и определена компенсация морального вреда 20000 рублей. При определении размера компенсации морального вреда приняты во внимание фактические обстоятельства дела, период и характер нарушения прав государственного гражданского служащего незаконным увольнением с государственной гражданской службы. Судебная коллегия указывает о том, что моральный вред является оценочной категорией, включает в себя оценку совокупности всех обстоятельств, по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, определяется в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом фактических обстоятельств дела, характера причиненных нравственных страданий, требований разумности и справедливости. При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции учтены все предусмотренные законом критерии определения размера компенсации морального вреда и заслуживающие внимания обстоятельства, характер нравственных страданий, причиненных государственному служащему самим фактом нарушения его трудовых прав незаконным увольнением.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Бегаль И. И. и апелляционную жалобу ответчика Главного контрольного управления города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 мая 2023 года оставить без удовлетворения.
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 мая 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Е.В.Козуб
Судьи: Ж.В.Григорова
И.А.Анашкина