НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 01.04.2019 № 33-1085/19

Дело № 33-1085/2019 Судья – Кукурекин К.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 01 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Радовиля В.Л.,

судей Кожевникова И.В. и Дудкиной Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковому заявлению Лисовского А.А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконными действий ответчика, возложении обязанности совершить действия, по встречному иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» к Лисовскому А.А. о признании удостоверения ветерана боевых действий недействительным и возложении обязанности сдать указанное удостоверение для последующего уничтожения, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства обороны Российской Федерации, по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 января 2018 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Лисовский А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» (далее – ФКУ «Военный комиссариат <адрес>») о признании незаконными действий начальница центра социального обеспечения военного комиссариата <адрес>, направленных на лишение права в получении льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», а также возложении на ответчика обязанности восстановить право на получение надбавки за участие в боевых действиях с момента приостановления, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он получил удостоверение ветерана боевых действий, которое подтверждает его право на получение надбавки за участие в боевых действиях на территории Эфиопии в период с 11 марта по ДД.ММ.ГГГГ и в Сирии в период с 11 апреля по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он переехал на проживание в <адрес>, после чего был постановлен на пенсионный учет в центр социального обеспечения военного комиссариата <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к начальнику Центра социального обеспечения военного комиссариата <адрес> по вопросу получения надбавки за участие в боевых действиях, на что им получен отказ в назначении и выплате данной надбавки.

ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обратился со встречным иском к Лисовскому А.А. с требованиями о признании удостоверения ветерана боевых действий истца недействительным и возложении на Лисовского А.А. обязанности сдать указанное удостоверение для последующего уничтожения, мотивируя требования тем, что личное дело Лисовского А.А. не содержит сведений об участии его в боевых действиях, а содержит сведения только о нахождении на боевой службе, при том, что федеральным законодательством льготы установлены только для ветеранов непосредственно участвующих в боевых действиях. Указывает, что выдача Лисовскому А.А. удостоверения ветерана боевых действий не подтверждена надлежащими доказательствами, является незаконным, отсутствуют документы, подтверждающие основания выдачи такого удостоверения.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ первоначальный иск Лисовского А.А. удовлетворен в части признания незаконными действий начальника центра социального обеспечения военного комиссариата <адрес> полковника Минкина А.В., направленных на лишение Лисовского А.А. права на получение льгот, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований истца отказано.

Этим же решением ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» отказано в удовлетворении встречного иска.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» просит решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить с принятием нового решения об удовлетворении встречных исковых требований и отказе в удовлетворении иска Лисовского А.А., ссылаясь на то, что судом первой инстанции применены нормы материального права, не подлежащие применению. Кроме того, заявитель полагает, что ссылка суда первой инстанции на судебные акты Новороссийского гарнизонного военного суда является несостоятельной, поскольку данные судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении данного спора и доказательственным значением в отношении истца не обладают.

Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствии истца Лисовского А.А., представителя Министерства обороны Российской Федерации, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления, а также возвращенная корреспонденция за истечением срока хранения, что в силу 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации является надлежащим извещением.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что судам необходимо учитывать, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что оснований для отмены решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судебной коллегией установлено, что Лисовский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и его выслуга лет составила 31 год 8 месяцев 17 дней.

Из расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию усматривается, что при определении общей продолжительности выслуги какие-либо периоды военной службы Лисовского А.А. не были учтены ему в льготном исчислении (л.д. 79).

В разделе 13 послужного списка Лисовского А.А. «Служба в Красной гвардии, участие в партизанских отрядах в период военных действий, участие на фронтах гражданской войны, в действующей армии в период Великой Отечественной войны и в других боевых действиях по защите СССР, служба в отдаленной местности и другие периоды службы, дающие право на льготное исчисление выслуги лет» содержится запись «не служил» (л.д. 81).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ полковник Лисовский А.А., командир 382-го отдельного батальона морской пехоты Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

С ДД.ММ.ГГГГ Лисовский А.А. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат <адрес> (выписка из приказа командира войсковой части 99608 от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Лисовскому А.А. объединенным стратегическим командованием Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК , в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 13).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О ветеранах», которой определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к числу таких мер социальной поддержки относятся, в том числе, льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством (подпункт 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно пункту «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», – на 32 процента расчетного размера пенсии.

Пенсию, с учетом указанной выше надбавки, Лисовский А.А. получал в <адрес> и в связи с переездом на место жительства в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Лисовский А.А. обратился к ответчику с заявлением о возобновлении пенсии, в котором, в том числе, указал о том, что является ветераном боевых действий, и приобщил копию удостоверения ветерана боевых действий.

Согласно расчету пенсию за выслугу лет, произведенного ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Лисовскому А.А. при исчислении пенсии не учтены льготы, предусмотренные пунктом «г» статьи 45 указанного Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I.

В ответ на заявление Лисовского А.А. о назначении ему к пенсии за выслугу лет указанной выше надбавки ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил истцу об отсутствии оснований для повышения пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий, поскольку хранящиеся в пенсионном (личном) деле копии архивных справок (справка Центрального архива Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и справка архива Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ) не содержат сведений, подтверждающих непосредственное участие Лисовского А.А. в боевых действиях в республиках Сирии и Эфиопии в 1985 году (л.д. 10).

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, установил, что факт непосредственного участия военнослужащего Лисовского А.А. в боевых действиях в указанные выше периоды времени и на соответствующих территориях, прямо предусмотренных приложением к Федеральному закону «О ветеранах», нашел свое подтверждение. На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии у ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» оснований для отказа в предоставлении Лисовскому А.А. как ветерану боевых действий льгот и компенсаций, предусмотренных названным законом, в связи с чем, суд признал незаконными действия должностного лица – начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата <адрес> Минкина А.В., направленные на лишение Лисовского А.А. льгот, предусмотренных Федеральным законом № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах». Эти же обстоятельства послужили основанием для вывода об обоснованности выдачи Лисовскому А.А. удостоверения ветерана боевых действий и, соответственно, основанием для отказа ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в удовлетворении встречного иска о признании удостоверения недействительным и истребовании его у Лисовского А.А.

В части исковых требований Лисовского А.А. о восстановлении действия права на получение надбавки за участие в боевых действиях, то отказ в их удовлетворении суд мотивировал тем, что данное право установлено Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» и подтверждается наличием у Лисовского А.А. надлежащего документа – удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем, не требуется судебного решения, подтверждающего это право.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции соответствуют как требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения, так и фактическим обстоятельствам спора, подтвержденным надлежащими и допустимыми доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (наименование закона и его нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Этим законом предусмотрены и основания для повышения размера пенсии за выслугу лет, в частности, повышение пенсии за выслугу лет на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I, - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее – Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» раздел III приложения к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ позиция «Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года» изложена в следующей редакции: «Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года».

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ участие военнослужащего при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях в Эфиопии в период с 11 марта по ДД.ММ.ГГГГ дает такому военнослужащему право на приобретение статуса ветерана боевых действий.

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Согласно пункту 1 этой Инструкции удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации названо обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

В целях выполнения этой задачи Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о военных комиссариатах) определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций (подпункт 32 пункта 17 Положения о военных комиссариатах); осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).

Лисовскому А.А. удостоверение ветерана боевых действий выдано ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Пунктом 9 приведенного выше Порядка предусмотрено, что к обращению лица о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий должны быть приложены документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях. Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, такими документами являются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Данный порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий утратил силу в связи с изданием Министром обороны Российской Федерации приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и также предусматривающий представление ряда документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.

В частности, пунктом 8 действующего Порядка предусмотрено, что вместе с заявлением (о выдаче удостоверения ветерана боевых действий) предоставляются, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Как следует из пункта 2 Порядка, рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.

Таким образом, принятие решений о выдаче удостоверения ветерана боевых действий либо об отказе в выдаче такого удостоверения относится к исключительной компетенции названных выше комиссий (центральной комиссии).

ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в возражениях на иск Лисовского А.А. и во встречном исковом заявлении, утверждал, что законных оснований для выдачи Лисовскому А.А. удостоверения ветерана боевых действий не имелось.

Между тем, ответчиком не представлено доказательств и в материалах дела отсутствуют данные о том, что ранее принятого в установленном законом порядке решение о выдаче Лисовскому А.А. удостоверения ветерана боевых действий отменен, либо признано недействующим.

Таким образом, поскольку Лисовскому А.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий, то предполагается (пока не доказано иное), что факт его непосредственного участия в боевых действиях в Эфиопии документально подтвержден в установленном законом порядке.

Соответственно, данное обстоятельство является основанием для предоставления военнослужащему (в том числе, уволенному в отставку) права на льготы и меры социальной поддержки, установленные законодательством, в том числе, основанием для повышения пенсии за выслугу лет военнослужащим, на 32 % от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I.

На основании изложенного судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции. Апелляционная жалоба содержит ссылки на нормы материального права, которыми руководствовался суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения, что свидетельствует об ином толковании норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 января 2018 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» – без удовлетворения.

Председательствующий: В.Л. Радовиль

Судьи: И.В. Кожевников

Т.Н. Дудкина