Судья: Гончарова Н.О. № 33а-8006
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области к Барабанову А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени, по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2016 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области - Сметаниной И.А., поддержавшей апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
29 апреля 2016 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (далее - ИФНС) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Барабанова А.С. транспортный налог за 2014 год в сумме 14183 руб., пени за период с 13 ноября 2014 года по 09 октября 2015 года - 793 руб. 85 коп., налог на имущество физических лиц за 2014 год - 2719 руб., пени за период с 10 ноября 2014 года по 09 октября 2015 года - 253 руб. 59 коп. Требования мотивированы тем, что Барабанов А.С. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год. В связи с неуплатой недоимки по налогам в установленный законом срок - не позднее 01 октября 2015 года, ИФНС с учетом имеющейся задолженности за предыдущие налоговые периоды Барабанову А.С. начислены пени. 15 октября 2015 года в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате задолженности, которое в установленный срок - до 14 декабря 2015 года не исполнено.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2016 года ИФНС отказано в удовлетворении административных исковых требований о взыскании налогов и пени.
В апелляционной жалобе ИФНС просит отменить данное решение, принять по делу новое решение, взыскать с Барабанова А.С., с учетом оплаченных административных истцом сумм, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 года в сумме 2719 руб., пени - 253 руб. 59 коп., задолженность по транспортному налогу за 2014 года в сумме 8375 руб., пени - 51 руб. 93 коп. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об уплате Барабановым А.С. недоимок за 2014 год, поскольку представленные в подтверждение оплаты налогов чеки-ордера не содержат указание на период налогового платежа и его основание. Учитывая требования приказа Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - приказ Минфин России от 12 ноября 2013 года № 107н), налоговый орган отнес поступившие денежные средства на уплату задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 года, транспортному налогу за 2013 года и частично за 2014 год, а также на уплату сумм пени, в том числе не являющейся предметом настоящего спора.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, заслушав представителя ИФНС, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Как определено в статье 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статья 72 НК РФ).
В части 3 статьи 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Барабанов А.С. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2014 год, в связи с нахождением у него в собственности в 2014 году двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, а также трех транспортных средств.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
С 01 января 2015 года данная обязанность определена в главе 32 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Главой 28 НК РФ определено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее - Закон № 109-ЗСО).
Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 в редакции Федерального закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ). Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3).
Как следует из материалов дела, в 2015 году Барабанову А.С. ИФНС начислены - налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 2719 руб., транспортный налог в общей сумме 14183 руб., об уплате которых в срок не позднее 01 октября 2015 года Барабанову А.С. направлено 20 мая 2015 года налоговое уведомление № 778292.
В связи с неуплатой недоимок в установленный законом срок, ИФНС начислены пени в порядке статьи 75 НК РФ. 15 октября 2015 года административному истцу направлено требование № 36977 об уплате налогов в общей сумме 16902 руб., пени - 1047 руб. 44 коп., которые предложено уплатить в срок до 14 декабря 2015 года. Данное требование также содержит указание на наличие у Барабанова А.С. задолженности в общей сумме 29109 руб. 03 коп., в том числе по налогам и сборам - 27996 руб.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ИФНС, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком погашена задолженность по заявленным ИФНС административным исковым требованиям в полном объеме, поскольку Барабановым А.С. были представлены чеки-ордера, выданные Саратовским отделением ОАО Сбербанк России № 8622 филиал № 27, свидетельствующие, по мнению суда, об уплате 28 июня 2016 года недоимок по налогам за 2014 году, а также сумм пени, указанных в требовании № 36977, по состоянию на 09 октября 2015 года.
Вместе с тем судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (пункт 7).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 8).
Минфин России по согласованию с Банком России приказом от 12 ноября 2013 года № 107н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 1); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (приложение № 3); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) (приложение № 4); Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 5). Соблюдение Правил предусматривает обязательность заполнения всех реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2 к Приказу Минфина РФ от 12 ноября 2013 года № 107н), в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП» - платежи текущего года; «ЗД» - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате «день.месяц.год» указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).
Из представленных Барабановым А.С. платежных документов от 28 июня 2016 года следует, что данные документы не содержат указание о том, за какой конкретно налоговый период произведена оплата и основание произведенного платежа.
При таких обстоятельствах уплаченные Барабановым А.С. платежи обоснованно были зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.
Принимая во внимание перечисление Барабановым А.С. налоговому органу денежных средства в размере 17949 руб. 44 коп., что не оспаривается административным истцом, их зачисление ИФНС, в связи с невозможностью идентифицировать платежные поручения, в счет погашения частично задолженности по налогам за 2013 год, налогам и пени за 2014 год, судебная коллегия соглашается с расчетом задолженности, представленным ИФНС в апелляционной жалобе, и приходит к выводу, что на момент вынесения судом первой инстанции решения у административного ответчика имелась задолженность по налогам и пени в следующем размере: по уплате транспортного налога за 2014 год - 8375 руб., пени в связи с неуплатой транспортного налога - 51 руб. 93 коп., налога на имущество физических лиц за 2014 год - 2719 руб., пени в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц - 253 руб. 59 коп. При этом доказательств, подтверждающих оплату в полном объеме задолженности по налогам и пени, Барабановым А.С. не представлено.
Учитывая изложенное, а также обстоятельства того, что с настоящим административным исковым заявлением ИФНС обратилась в суд с соблюдением срока взыскания имеющейся задолженности с Барабанова А.С., определенный статьей 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ, - 29 апреля 2016 года, судебная коллегия полагает, что административные исковые требования ИФНС подлежат частичному удовлетворению.
При таком положении решение Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2016 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене на основании подпункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, с удовлетворением заявленных ИФНС административных исковых требований в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 года в размере 2719 руб., пени в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц - 253 руб. 59 коп., транспортного налога за 2014 года в размере 8375 руб., пени в связи с неуплатой транспортного налога - 51 руб. 93 коп.
Исходя из положений части 1 статьи 114 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 455 руб. 52 коп. в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым взыскать с Баабанова А.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 2719 рублей, пени в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц - 253 рубля 59 копеек, транспортный налог за 2014 года в сумме 8375 рублей, пени в связи с неуплатой транспортного налога - 51 рубль 93 копейки.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с Баабанова А.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 455 рублей 98 копеек.
Председательствующий:
Судьи: