НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 26.10.2023 № 2-1550/2023

Судья Замотринская П.А. Дело № 33-8628/2023

№ 2-1550/2023

64RS0047-01-2023-001166-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Негласона А.А., Брандт И.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдниковым В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет, по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июня 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, истца ФИО1 и его представителя ФИО3, возражавших по доводам жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет.

Требования мотивировал тем, что 23 августа 2022 года он обратился в ГУ ОПФР по Саратовской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по инвалидности.

Решением ГУ ОПФР по Саратовской области от 22 ноября 2022 года № 220000188864/24/2022/98595 ему отказано в перерасчете страховой пенсии по инвалидности, поскольку предоставлены не надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие заработную плату.

В исковом заявлении истец указывает, что из подсчета его страхового стажа исключены периоды трудовой деятельности в Республике Казахстан: с 14 августа 1989 года по 16 ноября 1989 года в качестве слесаря КИПиА в производственном объединении «Актюбрентген»; с 13 января 1992 года по 14 апреля 1992 года в качестве электромеханика Актюбинской телеграфно-телефонной станции, с 20 апреля 1992 года по 23 декабря 1994 года в должности вахтера в производственном объединении «Актюбинсксельмащ», с 03 января 1995 года по 10 июля 2003 года в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ «Аппарата Акима области», в связи с отсутствием подтверждения работы компетентным органом Республики Казахстан. Все эти периоды отражены в трудовой книжке, подтверждены архивными справками. Считает, что не включение в его страховой стаж пенсионным органом указанных периодов работы в Республике Казахстан влияет на размер его страховой пенсии по инвалидности.

Полагая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 обратился в суд, который с учетом уточнений просил признать незаконным решение ГУ ОПФР по Саратовской области от 23 декабря 2023 года, включить спорные периоды в страховой стаж, дающий право на перерасчет страховой пенсии по инвалидности, признать его право на перерасчет страховой пенсии по инвалидности и возложить на ОСФР по Саратовской области обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности с 23 августа 2022 года.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июня 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано незаконным решение ГУ ОПФР по Саратовской области от 22 ноября 2022 года № 220000188864/24/2022/98595 в части исключения из общего страхового стажа ФИО1 периодов работы: с 13 января 1992 года по 14 апреля 1992 года в Актюбинской телеграфно-телефонной станции в качестве электромеханика, с 20 апреля 1992 года по 23 декабря 1994 года в производственном объединении «Актюбинсксельмащ» в должности вахтера, с 03 января 1995 года по 10 июля 2003 года в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ «Аппарата Акима области»; на ОСФР по Саратовской области возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 13 января 1992 года по 14 апреля 1992 года в Актюбинской телеграфно-телефонной станции в качестве электромеханика, с 20 апреля 1992 года по 23 декабря 1994 года в производственном объединении «Актюбинсксельмащ» в должности вахтера, с 03 января 1995 года по 10 июля 2003 года в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ «Аппарата Акима области», а также произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности ФИО1 с 23 августа 2022 года с учетом включения указанных периодов работы в страховой стаж; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ОСФР по Саратовской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что спорные периоды работы не подтверждены справкой компетентного органа Республики Казахстан. Согласно ответа из компетентного органа Республики Казахстан АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 13 октября 2022 года ФИО1 не является трудящимся по сведениям информационной системы АО «Единый накопительный пенсионный фонд» и предоставление ответов на запросы о подтверждении стажа указанных лиц не входит в компетенцию АО «Единый накопительный пенсионный фонд». Кроме того указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в периоды работы истца с 01 января 2002 года по 10 июля 2003 года на территории Республики Казахстан производилась уплата страховых взносов в ПФ РФ. Включение периодов работы на территории Республики Казахстан с 01 января 2002 года не повлечет увеличение размера страховой пенсии, таким образом, пенсионные права ФИО1 не нарушены исключением из страхового стада периодов работы с 01 января 2002 года.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в спорные периоды ФИО1 работал на территории Республики Казахстан.

23 августа 2022 года ФИО1 обратился в ГУ ОПФР по Саратовской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по инвалидности.

Решением ГУ ОПФР по Саратовской области от 22 ноября 2022 года № 220000188864/24/2022/98595 ФИО1 отказано в перерасчете страховой пенсии по инвалидности, поскольку предоставлены не надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие заработную плату.

Из подсчета его страхового стажа исключены периоды трудовой деятельности в Республике Казахстан: с 13 января 1992 года по 14 апреля 1992 года в качестве электромеханика Актюбинской телеграфно-телефонной станции, с 20 апреля 1992 года по 23 декабря 1994 года в должности вахтера в производственном объединении «Актюбинсксельмащ», с 03 января 1995 года по 10 июля 2003 года в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ «Аппарата Акима области» в связи с отсутствием подтверждения работы компетентным органом Республики Казахстан.

Из материалов пенсионного дела следует, что период работы истца с 14 августа 1989 года по 16 ноября 1989 года в качестве слесаря КИПиА в производственном объединении «Актюбрентген» учтен ответчиком в общий страховой стаж истца в добровольном порядке, в связи с чем суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований истца о включении указанного периода работы в страховой стаж истца.

Поскольку в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Казахстан, ответчик направил формуляр-запрос в адрес компетентного учреждения (органа) этого государства о подтверждении трудового (страхового) стажа.

Согласно ответу компетентного органа Республики Казахстан АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 13 октября 2022 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является трудящимся по сведениям информационной системы АО «Единый накопительный пенсионный фонд» и предоставление ответов на запросы о подтверждении стажа указанных лиц не входит в компетенцию АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

Однако согласно поступившему ответу на ИПС ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ДД.ММ.ГГГГ года рождения (то есть с неправильным указанием даты рождения истца, который родился в ДД.ММ.ГГГГ году) были начислены пенсионные взносы в размере 495 и 1 558,26 тенге (л.д. 30-31).

Кроме того спорные периоды трудовой деятельности ФИО1 подтверждаются сведениями, отраженными в трудовой книжке, архивными справками о начисленной заработной плате.

Так истцом в материалы дела предоставлена архивная справка от 28 июля 2022 года, согласно которой на основании приказа № 21/к от 21 января 1992 года истец зачислен на работу с 26 января 1992 года в качестве электромеханика в цехе ЭПУ, на основании приказа № 119/к от 15 апреля 1992 года уволен с 14 апреля 1992 года по собственному желанию; на основании приказа № 276-ок от 20 апреля 1992 года принят с 20 апреля 1992 года вахтером в ведомственную охрану завода производственного объединения «Актюбинсксельмаш», на основании приказа от 12 декабря 1994 года № 763-ок уволен по собственному желанию с 23 декабря 1994 года (л.д. 22).

Также в материалы дела предоставлены справки о начислении истцу заработной платы в указанных организациях за спорные периоды работы (л.д. 24, 25).

По периоду работы истца с 03 января 1995 года по 10 июля 2003 года в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ «Аппарата Акима области» в материалы дела истцом предоставлены следующие документы:

- справка № 100 от 22 июня 2022 года, согласно которой истец работал в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ №Аппарата Акима области» в качестве электромонтера по лифтам с 03 января 1995 года (Приказ № 1), уволен с 10 июля 2003 года (Приказ № 43 от 08 июля 2003 года), стаж работы составляет 8 лет 7 месяцев (л.д. 27),

- справка о заработной плате, и в том числе об уплате страховых взносов в указный период работы от 22 июня 2022 года (л.д. 28).

Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований в части включения в его страховой стаж периодов работы в Республике Казахстан: с 13 января 1992 года по 14 апреля 1992 года в Актюбинской телеграфно-телефонной станции в качестве электромеханика, с 20 апреля 1992 года по 23 декабря 1994 года в производственном объединении «Актюбинсксельмащ» в должности вахтера, с 03 января 1995 года по 10 июля 2003 года в хозяйственном управлении при аппарате Акима области, которое постановлением акимата Актюбинской области от 16 марта 2005 года № 78 преобразовано в Коммунальное казенное государственное предприятие «Акком» при ГУ «Аппарата Акима области», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеющихся документов, подтверждающих трудовой стаж истца в спорные периоды, достаточно для включения периодов работы истца в Республике Казахстан в стаж, дающий основание для перерасчета страховой пенсии с даты обращения за ее перерасчетом – 23 августа 2022 года.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее -Соглашение).

В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).

Частью 1 статьи 4 Закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные требования о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила № 1015).

Согласно пунктам 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).

Согласно части 1 статьи 21 Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пунктам 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пунктам 22, 65 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что истец, как гражданин Российской Федерации, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу пенсии либо ее перерасчете периоды работы и иной деятельности выполняемой им за пределами Российской Федерации включаются в страховой стаж и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Правильно применив к спорным отношениям положения вышеуказанных норм, суд обоснованно исходил из того, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).

С учетом вышеприведенного правового регулирования в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, выводы суда первой инстанции о возможности учета спорных периодов работы в целях оценки пенсионных прав истца являются верными. При наличии трудовой книжки, оформленной в установленном законом порядке и содержащей сведения о спорных периодах работы истца и архивных справках, отсутствие подтверждения трудовой деятельности компетентным органом не может служить основанием для исключения спорных периодов при подсчете стажа и ограничивать право истца на перерасчет страховой пенсии по старости. Иное противоречит положениям вышеуказанных норм права.

20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 01 января 2021 года. Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.

Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 01 января 2021 года.

Относительно стажа работы до 01 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 01 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 01 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.

Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 01 января 2021 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13 марта 1992 года территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.

Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.

До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23 декабря 2020 года.

Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.

Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.

Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре «О стаже работы» отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра «О стаже работы», содержащего исчерпывающую информацию.

При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 года компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.

Учитывая, что факт работы истца на территории Республики Казахстан в спорные периоды подтвержден трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим наличие трудового стажа, архивными справками, сведениями о начислении заработной платы, об уплате страховых взносов, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не подтверждение спорных периодов работы справкой компетентного органа Республики Казахстан и частичная неуплата работодателем страховых взносов не может послужить основанием для умаления прав истца на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж для перерасчета пенсии.

Иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, также не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 ноября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: