НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 25.11.2021 № 430/2021

Судья: Вайцуль М.А. Дело № 33-8801/2021

(№ 430/2021)

64RS0002-01-2021-001033-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2021 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Негласона А.А., Сугробовой К.Н.,

при ведении протокола помощником судьи ФИО15

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО12, ФИО11 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при расторжении служебного контракта по сокращению численности или штата работников, сумм причитающихся отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области на решение Аткарского городского суда Саратовской области от 06 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения, представителей ответчика ФИО16, ФИО17, поддержавших доводы жалобы, истца ФИО12, возражавшего против отмены решения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО12 и ФИО11 обратились в суд с уточненными исковыми требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области (далее МИФНС № 13 по Саратовской области) о взыскании невыплаченной компенсации при расторжении служебного контракта по сокращению численности или штата работников, сумм причитающихся отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

ФИО12 требования мотивировал тем, что в период с 16 июля 2010 года по 30 июня 2021 года находился на государственной службе в МИФНС № 13 по Саратовской области, последняя замещаемая истцом должность – главный специалист-эксперт правового отдела.

На основании приказа УФНС России по Саратовской области от 15 апреля 2021 года № 01-04/0098 «О структуре Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области», приказа от 26 апреля 2021 года № 01-01-08/0020 «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» и от 27 апреля 2021 года № 01-01-08/0021 «О проведении организационно-штатных мероприятий Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года правовой отдел МИФНС России № 13 по Саратовской области реорганизовывался путем присоединения к отделу общего обеспечения и замещаемая истцом должность главного специалиста-эксперта правового отдела МИФНС России № 13 по Саратовской области, была сокращена, о чем истца уведомили 28 апреля 2021 года. Приказом от 25 июня 2021 года контракт с истцом расторгнут, он освобожден от замещаемой должности, 30 июня 2021 года уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении истцу стало известно о том, что в расчет денежного содержания работодателем не включились суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий при исчислении отпускных за период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года, единовременные выплаты к отпуску, материальная помощь. Считал, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным и полагает, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий из средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также полагал, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, а также компенсация морального вреда, ввиду неправомерности действий ответчика, поскольку выплаты отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу при увольнении, выплачены не в полном объеме, истец не смог своевременно воспользоваться причитающимися ему денежными средствами, кроме того вынужден обратиться за защитой нарушенного права в суд и представлять доказательства и расчеты, причитающихся к выплате денежных средств.

Считая свои права нарушенными, истец просил взыскать с МИФНС России №13 по Саратовской области: задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года в размере 35 102 руб. 26 коп.; компенсацию за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 13 495 руб. 30 коп.; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 88 797 руб. 64 коп., из которых не подлежащая обложению НДФЛ 66 598 руб. 23 коп., подлежащая обложению НДФЛ - 22 199 руб. 41 коп.; компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи заявления, в размере 2 166 руб. 99 коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Также просил обязать МИФНС России № 13 по Саратовской области произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.

ФИО11 требования мотивировала тем, что в период с августа 2004 года по 30 июня 2021 года находилась на государственной службе в МИФНС № 13 по Саратовской области, последняя замещаемая истцом должность – начальник правового отдела.

На основании приказа УФНС России по Саратовской области от 15 апреля 2021 года № 01-04/0098 «О структуре Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области», приказа от 26 апреля 2021 года № 01-01-08/0020 «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» и от 27 апреля 2021 года № 01-01-08/0021 «О проведении организационно-штатных мероприятий Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года правовой отдел МИФНС России № 13 по Саратовской области реорганизовывался путем присоединения к отделу общего обеспечения и замещаемая истцом должность начальника правового отдела МИФНС России № 13 по Саратовской области, была сокращена, о чем истца уведомили 28 апреля 2021 года. Приказом от 25 июня 2021 года контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещаемой должности, 30 июня 2021 года уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении истцу стало известно о том, что в расчет денежного содержания работодателем не включились суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий при исчислении отпускных за период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года, единовременные выплаты к отпуску, материальная помощь. Считала, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным и полагает, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий из средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также полагала, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, а также компенсация морального вреда, ввиду неправомерности действий ответчика, поскольку выплаты отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу при увольнении, выплачены не в полном объеме, истец не смогла своевременно воспользоваться причитающимися ей денежными средствами, кроме того вынуждена обратиться за защитой нарушенного права в суд и представлять доказательства и расчеты, причитающихся к выплате денежных средств.

Считая свои права нарушенными истец просила взыскать с МИФНС России №13 по Саратовской области: задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года в размере 42 734 руб. 89 коп.; компенсацию за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 21 096 руб. 96 коп.; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 122 735 руб. 25 коп., из которых не подлежащая обложению НДФЛ 92 037 руб. 94 коп., подлежащая обложению НДФЛ - 30 697 руб. 31 коп.; компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи заявления, в размере 3 491 руб. 78 коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Также просила обязать МИФНС России № 13 по Саратовской области произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.

Определением судьи от 27 июля 2021 года гражданское дело № 2-431/2021 по исковому заявлению ФИО12 и № 2-430/2021 по исковому заявлению ФИО11 к МИФНС России № 13 по Саратовской области объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, с присвоением единого номера № 2-430/2021.

В суде первой инстанции в ходе рассмотрения спора стороной ответчика МИФНС России № 13 по Саратовской области представлен контррасчет на расчеты, представленные в исковых заявлениях ФИО18 и ФИО11

С учетом поступившего контррасчета истцы ФИО12 и ФИО11 уточнили исковые требования (в порядке ст. 39 ГПК РФ).

ФИО12 с учетом уточнений просил суд взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года в размере 33 139 руб. 02 коп.; компенсацию за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 10 782 руб. 66 коп.; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 90 829 руб. 08 коп., из которых не подлежащая обложению НДФЛ 68 121 руб. 81 коп., подлежащая обложению НДФЛ - 22 707 руб. 27 коп.; компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи заявления, в размере 2 176 руб. 79 коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Также истец просил обязать МИФНС России № 13 по Саратовской области произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты (л.д. 140-144).

ФИО11 с учетом уточнений просила суд взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года в сумме 34 944 руб. 10 коп.; компенсацию за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 17090 рублей 08 копеек; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 125 184 руб. 68 коп., из которых не подлежащая обложению НДФЛ 93 888 руб. 51 коп., подлежащая обложению НДФЛ - 31 296 руб. 17 коп.; компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи заявления, в размере 2 965 руб. 38 коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Также истец просила обязать МИФНС России по Саратовской области произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты (л.д. 135-139).

Решением Аткарского городского суда Саратовской области от 06 августа 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 08 октября 2021 года) постановлено:

- исковые требования ФИО12, ФИО11 к МИФНС России № 13 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, сумм причитающихся отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО12 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года в общей сумме 33 139 руб. 02 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО11 задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года в общей сумме 34 944 руб. 10 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО12 задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении численности или штата работников в размере 10 782 руб. 66 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО11 задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении численности или штата работников в размере 17 090 руб. 08 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО12 задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 90 829 руб. 08 коп., из которых не подлежит обложению НДФЛ сумма 68 121 руб. 81 коп., подлежит обложению НДФЛ сумма 22 707 руб. 27 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО11 задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 125 184 руб. 68 коп., из которых не подлежит обложению НДФЛ сумма 93 888 руб. 51 коп., подлежит обложению НДФЛ сумма 31 296 руб. 17 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО12 компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи искового заявления, в размере 2 176 руб. 79 коп. по день вынесения решения;

- обязать МИФНС России № 13 по Саратовской области рассчитать и выплатить ФИО12 дополнительную компенсацию (проценты) за задержку выплат следующего за днем вынесения решения и по день фактического исполнения;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО11 компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи искового заявления, в размере 2 965 руб. 38 коп. по день вынесения решения;

- обязать МИФНС России № 13 по Саратовской области рассчитать и выплатить ФИО11 дополнительную компенсацию (проценты) за задержку выплат следующего за днем вынесения решения и по день фактического исполнения;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО12 компенсацию морального вреда в размере 500 руб.;

- взыскать с МИФНС России № 13 по Саратовской области в пользу ФИО11 компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.;

- обязать МИФНС России № 13 по Саратовской области произвести с выплат, причитающихся в пользу ФИО12 и ФИО11 удержание налогов и сборов в соответствии с НК РФ, перечислив их в соответствующие бюджеты.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 13 по Саратовской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истцов. В обоснование жалобы ссылается на то, что материальное стимулирование на основании п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, не входит в состав денежного содержания, предусмотренного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того в соответствии со ст. ст.11,129, 135 ТК РФ суммы средств материального стимулирования и разовых премий не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов налоговой службы. Поскольку выплата средств материального симулирования осуществлялась сверх установленного фонда оплаты труда, то данные средства не могли учитываться при выплате компенсации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.

В связи с прекращением деятельности Межрайонной ИФНС № 13 по Саратовской области путем реорганизации в форме присоединения к Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области на основании ч. 1 ст. 44 ГПК РФ судом апелляционной инстанции до рассмотрения дела по существу удовлетворено ходатайство представителя ответчика о процессуальном правопреемстве.

Истец ФИО11, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила, о причинах неявки не сообщила. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО12 с 16 июля 2010 года по 30 июня 2021 года состоял в трудовых отношениях с МИФНС России № 13 по Саратовской области в период предшествующий сокращению на должности главного специалиста-эксперта правового отдела.

ФИО11 с августа 2004 года по <дата> состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 13 по Саратовской области в период предшествующий сокращению на должности начальника правового отдела.

С ФИО18 был заключен служебный контракт от 16 июля 2010 года, от 08 апреля 2014 года (с последующими дополнительными соглашения), согласно которому оплата труда работника состоит из должностного оклада, надбавок за классный чин, особые условия гражданской службы 90%, за выслугу лет 10% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

С ФИО11 был заключен служебный контракт от 15 июня 2015 года (с последующими дополнительными соглашениями), согласно которому оплата труда работника состоит из должностного оклада в размере, надбавок за классный чин 1 599 руб., особые условия гражданской службы 100%, за выслугу лет 15% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

Во исполнение приказа ФНС России от 16 февраля 2021 года № ЕД-7-12/142@ «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы» в период с 20 мая 2021 года по 20 сентября 2021 года реорганизации подлежали, в том числе МИФНС России №13 по Саратовской области путем присоединения к МИФНС России № 12 по Саратовской области.

Приказом руководителя МИФНС России № 13 по Саратовской области установлена предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, а именно МИФНС России № 13 по Саратовской области в количестве 47 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Приказом руководителя УФНС России по Саратовской области от 15 апреля 2021 года № 01-04/0098 «О структуре Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий и утверждении новой структуры МИФНС России № 13 по Саратовской области.

Приказом начальника МИФНС России № 13 по Саратовской области от 26 апреля 2021 года № 01-01-08/0020 «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года изменена структура МИФНС России № 13 по Саратовской области, кроме того реорганизован правовой отдел путем присоединения к отделу общего обеспечения и установлена численность отдела (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 10 единиц.

Приказом начальника МИФНС России № 13 по Саратовской области от 27 апреля 2021 года № 01-01-08/0021 «О проведении организационно-штатных мероприятий Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года правовой отдел МИФНС России № 13 по Саратовской области реорганизовывался путем присоединения к отделу общего обеспечения и утверждено новое штатное расписание МИФНС России № 13 по Саратовской области.

Во исполнение приказа УФНС России по Саратовской области от 15 апреля 2021 года № 01-04/0098 «О структуре МИФНС России № 13 по Саратовской области», от 26 апреля 2021 года «Об изменении структуры МИФНС России № 13 по Саратовской области» и от 27 апреля 2021 года «О проведении организационно-штатных мероприятий МИФНС России по Саратовской области» с 01 июля 2021 года правовой отдел МИФНС России № 13 по Саратовской области реорганизован путем присоединения к отделу общего обеспечения, замещаемая ФИО18 должность (главный специалист-эксперт правового отдела) и должность ФИО11 (начальник правового отдела) подлежат сокращению 30 июня 2021 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истцам 28 апреля 2021 года вручено предупреждение о возможном предстоящем увольнении 30 июня 2021 года по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приказом начальника МИФНС России № 13 по Саратовской области от 25 июня 2021 года с ФИО18 30 июня 2021 года расторгнут служебный контракт ввиду сокращения должности государственной службы, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 14 календарных дней, компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания, без учета суммы средств материального стимулирования и разовых премий гражданского служащего.

Также приказом начальника МИФНС России № 13 по Саратовской области от 25 июня 2021 года с ФИО11 30 июня 2021 года расторгнут служебный контракт ввиду сокращения должности государственной службы, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 16 календарных дней, компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания, без учета суммы средств материального стимулирования и разовых премий гражданского служащего.

Ввиду увольнения ФИО12 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 14 дней - в размере 10257 рублей 10 копеек, денежное содержание по состоянию на 30 июня 2021 года в размере 17 427 руб., из которых оклад за классный чин 1 694 руб., должностной оклад 5 075 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы 4 568 руб., ежемесячное денежное поощрение 5 075 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе 1 015 руб.

Выплаты включаемые в размере 1/12 в размере 90 378 руб. 72 коп. (22 594 руб. 68 коп. *4 (мес.)), а именно 4-х месячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ (в соответствии с ч. 1 ст. 217 НК РФ), премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 41 705 руб. 18 коп., материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты гражданских служащих 6 769 руб., единовременная выплата при предоставлении отпуска 13 538 руб., выплаты в размере 5 167 руб. 68 коп. (1/12 (62 012 руб. 18 коп. /12), средний заработок 22 594 руб.68 коп.*4 (17 427 руб. +5 167 руб. 68 коп.).

При увольнении ФИО11 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 16 дней - в размере 14 002 руб. 88 коп., денежное содержание по состоянию на 30 июня 2021 года в размере 21 011 руб., из которых оклад за классный чин 1 788 руб., должностной оклад 5 825 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы 5 825 руб., ежемесячное денежное поощрение 5 825 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе 1 748 руб.

Выплаты включаемые в размере 1/12 в размере 107 646 руб. 68 коп. (26 911 руб. 67 коп. *4 (мес.)), а именно 4-х месячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ (в соответствии с ч. 1 ст. 217 НК РФ), премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 47 969 руб. 03 коп., материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты гражданских служащих 7 613 руб., единовременная выплата при предоставлении отпуска 15 226 руб., выплаты в размере 5 900 руб. 67 коп. (1/12 (70 808 руб. 03 коп./12), средний заработок 26 911 руб. 67 коп. *4 (21 011 руб. +5 900 руб. 67 коп.).

Из материалов дела, следует, что истцам выплачивались суммы средств материального стимулирования, при этом, данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении отпускных при расчете компенсации при увольнении с государственной службы:

- ФИО12 за период с 06 июля 2020 года по 24 июля 2020 года (19 дней) 27 311 руб. 74 коп. (27 311 руб. 74 коп. -13 760 руб. 56 коп.), сумма недоплаты составляет 13 551 руб. 18 коп.; за период с 23 марта 2021 года по 09 апреля 2021 года (18 дней) 26 464 руб. 32 коп. (26 464 руб. 32 коп. -13 038 руб. 12 коп.), сумма недоплаты составляет 13 426 руб. 20 коп.; за период с 15 июня 2021 года по 22 июня 2021 года (8 дней) 12 022 руб. 72 коп. (12 022 руб. 72 коп. -5 861 руб. 20 коп.), сумма недоплаты составляет 6 161 руб. 52 коп.;

- ФИО11 за период с 27 июля 2020 года по 14 августа 2020 года (19 дней) 37 062 руб. 54 коп. (37 062 руб. 54 коп. - 17 031 руб. 38 коп.), сумма недоплаты составляет 20 031 руб. 16 коп.; за период с 09 марта 2021 года по 22 марта 2021 года (14 дней) 27 067 руб. 04 коп. (27 067 руб. 04 коп. - 12 154 руб. 10 коп.), сумма недоплаты составляет 14 912 руб. 94 коп.

Указанные обстоятельства ответчиком в суде первой инстанции не оспаривались и подтверждаются материалами дела, в том числе и представленным стороной ответчика контррасчетом.

Удовлетворяя требования истцов в части взыскания с ответчика задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном) в период с 06 июля 2020 года по 22 июня 2021 года; компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении; задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание), суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 22, 236, 237, 391 ТК РФ, Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года , пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования входят в фонд оплаты труда, а указанные суммы подлежат включению в расчет для исчисления денежного содержания ФИО12 и ФИО11 при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных. Также суд первой инстанции пришел к выводу, что в расчет отпускных входит материальная помощь.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование на основании п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, не входит в состав денежного содержания, предусмотренного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» судебная коллегия полагает несостоятельным.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01 января 2007 года, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, а ссылка ответчика на нормы Порядка является ошибочной.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что документы, подтверждающие, что выплата ФИО12 и ФИО11 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» средств материального симулирования осуществлялась сверх установленного фонда оплаты труда, в нарушение требований статей 55, 56 ГПК РФ ответчиком не представлены.

Доводы апелляционной жалобы МИФНС России № 13 по Саратовской области о сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые она ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своей позиции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

В остальной части удовлетворенных исковых требований решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем законность и обоснованность судебного постановления проверена судом апелляционной инстанции в пределах доводов жалобы. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аткарского городского суда Саратовской области от 06 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 ноября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: