НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 25.11.2021 № 2А-3929/2021

Судья Волкова А.А. 64RS0045-01-2021-008132-25

Дело № 33а-8784/2021 (2а-3929/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Шмидт Т.Е., Домниной А.В.,

при секретаре Мухиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области, министерству труда и социальной защиты Саратовской области об оспаривании решений об отказе в признании участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,

по апелляционной жалобе С.К.

на решение Кировского районного суда Саратовской области от 06 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., возражения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Симонова Н.В., представителя министерства труда и социальной защиты Саратовской области Дудниковой Н.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

С.К. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене решений ГУ МВД России по Саратовской области об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, Министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 18 марта 2021 года № 295 об отказе в участии в указанной Государственной программы, и возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление.

В обоснование требований указано, что решением Министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 18 марта 2021 года № 295 С.К. отказано в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее ? Государственная программа), в связи с его несоответствием требованиям подпрограммы Саратовской области. На основании данного решения ГУ МВД России по Саратовской области отказало С.К. в выдаче свидетельства участника Государственной программы. Административный истец полагает, что оспариваемые решения нарушают его право на легализацию правового положения на территории Российской Федерации в упрощённом порядке, приняты без учета обстоятельств, свидетельствующих о его соответствии предъявляемым требованиям: в настоящее время он постоянно проживает на территории РФ вместе с родителями и родственниками, знает русский язык, является законопослушным работником и налогоплательщиком, имеет трудовой стаж не менее 6 месяцев, не судим, административному выдворению/депортации, реадмиссии не подвергался, ложные сведения либо поддельные документы не представлял, режим пребывания не нарушал.

Решением Кировского районного суда Саратовской области от 06 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д. 115-119).

Не согласившись с принятым судебным актом, С.К. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы приводит обстоятельства и доводы, изложенные в административном иске, считает неверными и противоречащими установленным по делу обстоятельствам выводы суда о том, что на момент подачи заявления об участии в Государственной программе у С.К. отсутствовали требуемые уровень профессиональной квалификации и подтвержденный трудовой стаж, а также о его несоответствии критериям участника Государственной программы (л.д. 124-126).

Представителем административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых административный ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу С.К. – без удовлетворения. Полагает выводы суда о законности оспариваемых решений правильными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам (л.д. 142 – 144).

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Таких оснований по делу судебной коллегией не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), -обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в силу статьи 13.1 которого, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона предусмотрено, что основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками данный федеральный закон относит, в том числе, разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, разработку, принятие и реализацию программ субъектов Российской Федерации (статья 19.1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).

Президент Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом от 22 июня 2006 года № 637 утвердил Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

В соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Указ Президента Российской Федерации № 637) решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17 Указа Президента Российской Федерации № 637).

Пунктом 27 Государственной программы предусмотрено, что названное свидетельство не выдаётся и в том случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

В Саратовской области таковой является подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Саратовской области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года», утверждённая постановлением Правительства Саратовской области от 03 октября 2013 года № 525-П, из которой следует, что участники подпрограммы должны соответствовать следующим условиям: достигнуть 18-летнего возраста; обладать дееспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации; обладать квалификацией и опытом работы, достаточным для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; владеть русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточным для быстрой адаптации среди принимающего сообщества; соответствовать требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае, если получение такого разрешения является необходимым).

При определении участника подпрограммы уполномоченным органом будет отдаваться приоритет гражданам, находящимся в трудоспособном возрасте, имеющим средне и высшее профессиональное образование, а также непрерывный подтверждённый трудовой стаж. Особый приоритет будет отдаваться гражданам, планирующим занятость в сферах образования и здравоохранения в сельской местности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, С.К. является гражданином Республики Армения, имеет разрешение на временное проживание от 16 марта 2019 года, сроком действия до 06 марта 2024 года, в настоящее время проживает на территории города Саратова, окончил Кафанское медицинское училище в 1994 году по квалификации медбрат, на территории Саратовской области планирует осуществлять трудовую деятельность в качестве продавца-консультанта.

12 марта 2021 года С.К. обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением об участии в Государственной программе.

Из заполненной С.К. формы заявления об участии в Государственной программе следует, что он имеет опыт работы продавца-консультанта в течение 6 месяцев. Остальное время, то есть более 9 лет, нигде не работал, находясь при этом как на территории РФ, так и на территории Республики Армения.

Из трудовой книжки С.К. следует, что с 01 сентября 2020 года по настоящее он время работает продавцом-консультантом. Стажа работы по специальности «медбрат» не имеется.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2020 года № 178-П «Вопрос министерства труда и социальной защиты по Саратовской области» министерство труда и социальной защиты Саратовской области является уполномоченным органом по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территории области.

Для проведения процедуры согласования электронный вариант заявления об участии в Государственной программе был направлен в адрес Министерства труда и социальной защиты по Саратовской области.

По результатам рассмотрения заявления С.К. межведомственной рабочей группой Министерства труда и социальной защиты по Саратовской области по рассмотрению заявлений-анкет потенциальных участников подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» ему отказано в участии в подпрограмме в связи с длительным отсутствием занятости, как в стране проживания, так и на территории Российской Федерации, что противоречит критериям участия в подпрограмме области, основной целью которой является обеспечение потребностей экономики региона в притоке квалифицированных кадров.

На основании решения Министерства труда и социальной защиты по Саратовской области 20 апреля 2021 года Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области приято решение об отказе С.К. в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу, что на момент подачи заявления об участии в Государственной программе у С.К. отсутствовали соответствующие программе уровень профессиональной квалификации и подтвержденный трудовой стаж, что свидетельствует о его несоответствии критериям участника Государственной программы на момент подачи заявления. Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они основаны на приведенных правовых нормах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Сама по себе иная оценка автором апелляционной жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда Саратовской области от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.К. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: