Судья Шамаилова О.В. Дело № 33а-606/2024 (№ 2а-1754/2023)
64RS0048-01-2023-001846-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Ефремовой Т.С., Пашенько С.Б.,
при секретаре судебного заседания Лукине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области к Смагину Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе Смагина Сергея Владимировича на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 02 ноября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ефремовой Т.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России № 23) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Смагина С.В. задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 2 553 рублей, пени в размере 75 рублей 40 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года, по земельному налогу за 2019 год в размере 31 рубля, пени в размере 91 копейки за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года; по земельному налогу за 2018 год в размере 28 рублей, пени в размере 37 копеек за период с 03 декабря 2019 года по 02 февраля 2020 года, по земельному налогу за 2018 год в размере 2 092 рублей, пени в размере 27 рублей 25 копеек за период с 03 декабря 2019 года по 02 февраля 2020 года; по земельному налогу за 2020 год в размере 3 803 рублей 23 копеек; пени, начисленные на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, в размере 940 рублей 59 копеек за период с 09 февраля 2018 года по 07 сентября 2020 года.
Требования мотивированы тем, что Смагин С.В. в спорные налоговые периоды являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. В соответствии с действующим законодательством МРИ ФНС России № 23 налогоплательщику направлялись налоговые уведомления № 27448652 от 01 июля 2019 года, № 901662 от 03 августа 2020 года, № 163464 от 01 сентября 2021 года о необходимости уплаты земельного налога за 2018 год, 2019 год и 2020 год соответственно. В связи с наличием недоимки по земельному налогу налогоплательщику были начислены пени и направлены требования № 12946 по состоянию на 03 февраля 2020 года, № 6778 по состоянию на 17 июня 2021 года, № 85109 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате земельного налога и пени с указанием сроков исполнения и сумм недоимки, которые остались без исполнения. Кроме того, в 2016 году Смагину С.В. принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, за которую обязанность по оплате налога на имущество физических за 2016 год налогоплательщиком в установленный срок исполнена не была, в связи с чем ему начислены пени и направлено требование № 8400 по состоянию на 18 июня 2021 года, которое осталось без исполнения. По заявлению МРИ ФНС России № 20 мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова 26 сентября 2022 года вынесен судебный приказ, который 20 января 2023 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 02 ноября 2023 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Смагин С.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем должен быть освобожден от уплаты земельного налога в полном объеме. Кроме того, налог на имущество физических лиц за 2016 год, 2017 год и пени Смагиным С.В. были уплачены в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании вынесенных судебных приказов. Также административный ответчик полагал, что административное исковое заявление принято к производству суда незаконно, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Смагина С.В. задолженности по налогам и пени к мировому судье обращалась МРИ ФНС России № 20, а с административным исковым заявлением в районный суд обратилась МРИ ФНС России № 23. Помимо этого административным истцом не был соблюден тридцатидневный срок с даты направления копии административного искового заявления административному ответчику до его подачи в районный суд.
В возражениях на апелляционную жалобу МРИ ФНС России № 23 просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, об уважительной причине неявки не известили.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции как органа, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Порядок уплаты земельного налога регламентирован в главе 31 НК РФ, согласно пункту 1 статьи 388 которой налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с положениями статей 389, 393, 397 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статей 401, 402, 405, 409 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В статье 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
По смыслу статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривалось административным ответчиком, в 2018 - 2020 годах Смагин С.В. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговым органом были сформированы и направлены в адрес налогоплательщика Смагина С.В. налоговые уведомления № 27448652 от 10 июля 2019 года об уплате земельного налога за 2018 год в размере 2 092 рублей (за земельный участок с кадастровым номером №) и 28 рублей (за земельный участок с кадастровым номером №), № 901662 от 03 августа 2020 года об уплате земельного налога за 2019 год в размере 2 553 рублей (за земельный участок с кадастровым номером №) и 31 рубля (за земельный участок с кадастровым номером №), № 163464 от 01 сентября 2021 года о взыскании земельного налога за 2020 год в размере 3 830 рублей (за земельный участок с кадастровым номером №) и 34 рублей (за земельный участок с кадастровым номером №).
В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2018 - 2020 годы налогоплательщику направлены требования № 12946 по состоянию на 03 февраля 2020 года об уплате в срок до 30 марта 2020 года земельного налога за 2018 год в размере 2 092 рубля и 28 рублей, а также пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 02 февраля 2020 года в размере 27 рублей 25 копеек и 37 копеек; № 6778 по состоянию на 17 июня 2021 года об уплате в срок до 23 ноября 2021 года земельного налога за 2019 год в размере 2 553 рублей и 31 рубля, а также пени по земельному налогу за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года в размере 75 рублей 40 копеек и 91 копейки; № 85109 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате в срок до 08 февраля 2022 года земельного налога за 2020 год в размере 3 803 рублей 23 копеек.
Направление как налоговых уведомлений, так и требований подтверждается списками заказных почтовых отправлений.
Расчет земельного налога производится по следующей формуле: кадастровая стоимость x ставку налога х количество месяцев владения х доля в праве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 391 НК РФ для лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
В силу пункта 6.1 статьи 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
В пункте 10 статьи 396 НК РФ определено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Пунктом 15 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Принадлежащий Смагину С.В. земельный участок (дата регистрации права 08 сентября 2016 года), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью на 01 января 2018 года в размере 1 162 245 рублей, на 01 января 2019 года и 01 января 2020 года - 531 930 рублей, имеет разрешенное использование «под жилую застройку». Согласно сведениям, полученным из регистрирующих органов, построенный объект недвижимости по указанному адресу отсутствует.
Налоговым органом расчет земельного налога, подлежащего уплате Смагиным С.В. в спорные периоды 2018 - 2020 годов за принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами №, обоснованно произведен с учетом уменьшения на величину кадастровой стоимости на 600 кв.м площади земельного участка с кадастровым номером № (с максимальной исчисленной суммой налога), с применением повышающего коэффициента, что подтверждается налоговыми уведомлениями и требованиями.
Расчет земельного налога за земельный участок с кадастровым номером №:
за 2018 год: 1 162 245 / 1 500 х 600 = 464 898 (налоговый вычет);
(1 162 245 - 464 898) х 0,30 % х 12 / 12 х 1 = 2 092 рубля.
за 2019 год: 531 930 / 1 500 х 600 = 212 772 (налоговый вычет);
((531 930 - 212 772) х 1,20 % х 4 / 12 х 1) + ((531 930 - 212 772) х 0,60 % х 8 / 12 х 1) = 2 553 рубля.
за 2020 год: 531 930 / 1 500 х 600 = 212 772 (налоговый вычет);
(531 930 - 212 772) х 1,20 % х 12 / 12 х 1 = 3 830 - 26,77 (с учетом переплаты) = 3 803 рубля 23 копейки.
За земельный участок с кадастровым номером № сумма налога исчислена по формуле: кадастровая стоимость x ставку налога х количество месяцев владения х доля в праве, и составила 28 рублей (за 2018 год), 31 рубль (за 2019 год).
Согласно представленному административным истцом расчету Смагину С.В. начислены пени по земельному налогу за 2018 год - за период с 03 декабря 2019 года по 02 февраля 2020 года (62 дня), за 2019 год - за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года (197 дней), исходя из 1/300 ставки рефинансирования.
Расчет пени произведен по следующей формуле: сумма недоимки х количество календарных дней просрочки х 1/300 % ставки ЦБ РФ:
пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год:
(2 092 х 13 х 6,5 % / 300) + (2 092 х 49 х 6,25 % / 300) = 27 рублей 25 копеек (за земельный участок с кадастровым номером №);
(28 х 13 х 6,5 % / 300) + (28 х 49 х 6,25 % / 300) = 37 копеек (за земельный участок с кадастровым номером №).
пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2019 год:
(2 553 х 110 х 4,25 % / 300) + (2 553 х 35 х 4,5 % / 300) + (2 553 х 50 х 5 % / 300) + (2 553 х 2 х 5,5 % / 300) = 75 рублей 40 копеек (за земельный участок с кадастровым номером №);
(31 х 109 х 4,25 % / 300) + (31 х 35 х 4,5 % / 300) + (31 х 50 х 5% / 300) + (31 х 2 х 5,5 % / 300) = 91 копейка (за земельный участок с кадастровым номером №).
Расчет недоимки и пени, приведенный налоговым органом, является обоснованным и мотивированным, соответствует требованиям действующего налогового законодательства; административным ответчиком расчет не оспорен.
Кроме того, в налоговом периоде 2016 года Смагин С.В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 407 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно пункту 3 статьи 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика, вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира или комната (подпункт 1 пункта 4 статьи 407 НК РФ).
Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (пункты 6 и 7 статьи 407 НК РФ).
Поскольку в спорный налоговый период Смагину С.В. принадлежали на праве собственности две квартиры, налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в размере 4 835 рублей исходя из расчета: 967 066 х 0,50 % х 1 х 12 / 12 (налоговая база х налоговая ставка / доля в праве / 12 месяцев х количество месяцев владения).
В отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № (с максимальной исчисленной суммой налога) Смагину С.В. как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлена налоговая льгота в размере 5 571 рубля (расчет налога по формуле: 1 114 171 х 0,50 % х 1 х 12 / 12).
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 4 835 рублей в установленный законом срок до 01 декабря 2017 года налогоплательщику начислены пени и выставлено требование № 8400 по состоянию на 18 июня 2021 года об уплате в срок до 24 ноября 2021 года пени в размере 940 рублей 59 копеек, которое направлено в адрес Смагина С.В. заказной почтовой корреспонденцией, что подтверждается представленным в материалы дела списком почтовых отправлений.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции»).
В Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 НК РФ и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О, НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из материалов дела следует, что по заявлению ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова 10 июля 2018 года был вынесен судебный приказ № 2а-2946/2018 о взыскании с Смагина С.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 4 835 рублей и пени в размере 87 рублей 47 копеек за период с 02 декабря 2017 года по 08 февраля 2018 года.
Согласно сведениям, представленным МРИ ФНС России № 20 в рамках возбужденного на основании указанного судебного приказа Фрунзенским районным отделением судебных приставов города Саратова Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - Фрунзенское РОСП) исполнительного производства с должника Смагина С.В. была взыскана в полном объеме задолженность по налогу на имущество физических лиц была взыскана с Смагина С.В. в размере 4 835 рублей следующим образом: 07 ноября 2018 года в размере 662 рублей, 20 августа 2020 года в размере 17 рублей 96 копеек, 08 сентября 2020 года в размере 4 155 рублей 04 копеек.
Указанная информация подтверждается ответом Фрунзенского РОСП согласно которому на исполнении Фрунзенского РОСП находилось исполнительное производство № 2808918/640045, возбужденное на основании судебного приказа № 2а-2946/2018, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова. 18 декабря 2018 года исполнительное производство окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований о взыскании с административного ответчика пени по налогу на имущество за 2016 год за период с 09 февраля 2018 года по 07 сентября 2020 года.
Расчет пени произведен по следующей формуле: сумма недоимки (с учетом частичного погашения задолженности 07 ноября 2018 года в размере 662 рублей, 20 августа 2020 года в размере 17 рублей 96 копеек, 08 сентября 2020 года в размере 4 155 рублей 04 копеек) х количество календарных дней просрочки х 1/300 % ставки ЦБ РФ: (4 835 х 2 х 7,75 % / 300) + (4 835 х 42 х 7,5 % / 300) + (4 835 х 175 х 7,25 % / 300) + (4 173 х 39 х 7,5 % / 300) + (4 173 х 182 х 7,75 % / 300) + (4 173 х 42 х 7,5 % / 300) + (4 173 х 49 х 7 % / 300) + (4 173 х 49 х 6,5 % / 300) + (4 173 х 56 х 6,25 % / 300) + (4 173 х 77 х 6 % / 300) + (4 173 х 56 х 5,5 % / 300) + (4 173 х 35 х 4,5 % / 300) + (4 173 х 24 х 4,25 % / 300) + (4 155 х 19 х 4,25 % / 300) = 940 рублей 59 копеек.
Расчет недоимки и пени, приведенный налоговым органом, является обоснованным и мотивированным, соответствует требованиям действующего законодательства; административным ответчиком расчет не оспорен.
В установленный в требованиях срок задолженность по земельному налогу за 2018 - 2020 годы и пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 - 2019 годы, а также за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год, налогоплательщиком не погашена. Доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, отсутствие задолженности или ее наличие в меньшем размере, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости освобождения Смагина С.В. от уплаты земельного налога в полном объеме основаны на ошибочном толковании положений закона и не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку обязанность по уплате налога в конкретный налоговый период обусловлена действовавшим в указанный момент законодательством, которое в 2018 - 2020 годах не предусматривало освобождение для уплаты земельного налога категорий лиц, указанным в Законе № 1244-1.
Действительно, в силу пункта 10 части статьи 14 Законом № 1244-1 (в редакции, действовавшей до 20 апреля 1999 года) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, было предоставлено освобождение от уплаты подоходного налога и всех других видов налогов, а также всех видов пошлин, регистрационного и курортного сборов.
В дальнейшем в данную норму вносились изменения с указанием на предоставление вышеуказанной категории лиц льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В настоящее время Закон № 1244-I не регламентирует порядок предоставления физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с указанным Законом, налоговых льгот по уплате земельного налога. Предоставление налоговых льгот урегулировано налоговым законодательством.
Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в данный перечень не включена.
С учетом изложенного вопреки доводам жалобы Смагин С.В. не подлежит освобождению от уплаты земельного налога в полном объеме. Налоговым органом правомерно применен налоговый вычет в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:32:051832:26 с максимальной исчисленной суммой налога.
Ссылка в апелляционной жалобе Смагина С.В. на уплату пени по налогу на имущество физических за 2016 год за период с 09 февраля 2018 года по 07 сентября 2020 года в размере 940 рублей 59 копеек опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Как указывалось выше, исполнительное производство № 2808918/640045, возбужденное Фрунзенским РОСП на основании судебного приказа № 2а-2946/2018, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратов, окончено 18 декабря 2018 года в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе. Вместе с тем в рамках указанного исполнительного производства с Смагина С.В. была взыскана и перечислена взыскателю сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 4 835 рублей и пени в размере 87 рублей 47 копеек за период с 02 декабря 2017 года по 08 февраля 2018 года; пени, начисленные за спорный период, судебным приказом № 2а-2946/2018 не взыскивались, и, соответственно, в рамках исполнительного производства № 2808918/640045 не удерживались.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в том числе соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела административного дела № 2а-3995/2022, подлежащая взысканию с налогоплательщика сумма налогов и пени превысила 10 000 рублей при выставлении налоговым органом Смагину С.В. требования № 85109 об уплате налогов со сроком исполнения до 08 февраля 2022 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Смагина С.В. недоимки по налогам и пени МРИ ФНС России № 20 обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова 19 сентября 2022 года.
26 сентября 2022 года мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова выдан судебный приказ о взыскании с Смагина С.В. задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени в общем размере 10 212 рублей 08 копеек, который определением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района города Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова, от 20 января 2023 года был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Настоящее административное исковое заявление МРИ ФНС России № 23 поступило в Фрунзенский районный суд города Саратова 17 июля 2023 года, что свидетельствуют о соблюдении налоговым органом установленного законом шестимесячного срока (со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа) предъявления в суд требования о взыскании с Смагина С.В. обязательных платежей и санкций в порядке административного искового производства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности, срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).
Исходя из смысла положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Учитывая приведенные выше положения налогового законодательства и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что налоговый орган последовательно в предусмотренные законом сроки направлял налогоплательщику налоговые уведомления, требования, мировой судья не усмотрел оснований для отказа в выдаче судебного приказа, МРИ ФНС России № 23 в установленный законом срок обратилось в районный суд с административным иском, суд приходит к выводу, что срок на предъявление налоговым органом требования о взыскании с Смагина С.В. недоимки по налогам и пени не пропущен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом соблюдены предусмотренные законом сроки и порядок взыскания обязательных платежей и санкций, земельные участки и квартиры, являющиеся объектами налогообложения, в спорный налоговый период принадлежали административному ответчику, доказательств исполнения обязанности по уплате исчисленных сумм налогов и пени налогоплательщиком не представлено, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные МРИ ФНС России № 23 требования и взыскал с налогоплательщика Смагина С.В. задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 2 092 рублей и 28 рублей, пени за период с 03 декабря 2019 года по 02 февраля 2020 года в размере 27 рублей 25 копеек и 37 копеек, по земельному налогу за 2019 год в размере 2 553 рублей и 31 рубля, пени за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года в размере 75 рублей 40 копеек и 91 копейки, по земельному налогу за 2020 год в размере 3 803 рублей 23 копеек, задолженность по пени по налогу на имущество за 2016 год за период с 09 февраля 2018 года по 07 сентября 2020 года в размере 940 рублей 59 копеек.
Правильность расчета подлежащих взысканию сумм налогов и пени судом проверена, сомнений не вызывает.
Довод апелляционной жалобы о том, что у административного истца МРИ ФНС России № 23 отсутствовало право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, подлежит отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (подпункт 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ).
Из взаимосвязанных положений приведенных выше требований закона следует, что административный истец, являясь территориальным органом Федеральной налоговой службы и входящий в единую централизованную систему налоговых органов, наделен правом на взыскание с административного ответчика недоимки по налогам и пени. При этом ввиду единства бюджета, в доход которого происходит в данном случае взыскание обязательных платежей и санкций, вопрос о распределении обязанности по обращению в суд с заявленными требованиями не подлежит оценке в рамках рассматриваемого спора при отсутствии доказательств фактического исполнения налогоплательщиком своих обязательств.
Материалы дела не содержат сведений о повторном взыскании с административного ответчика задолженности, которая ранее уже была взыскана либо оплачена им в добровольном порядке, а также сведений о наличии спора между территориальными органами налогового контроля о перераспределении взыскиваемых денежных средств в счет уплаты обязательных платежей и санкций.
Вопреки доводам апелляционной жалобы МРИ ФНС России № 23 исполнена возложенная на нее частью 7 статьи 125 КАС РФ обязанность направить административному ответчику копию административного искового заявления и приложенных к нему документов, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 18 июля 2023 года. При этом процессуальным законом не предусмотрена обязанность административного истца по обращению в суд только по истечении тридцатидневного срока с момента направления административному ответчику копии административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность постановленного судом решения.
Выводы районного суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смагина Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: