НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 24.10.2019 № 2А-1805/19

Судья Кожахин А.Н. Дело № 33а-8508/2019 (№ 2а-1805/2019)

64RS0046-01-2019-001876-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Машковой Л.Г.,

судей Шмидт Т.Е., Аршиновой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании страховых взносов, пени по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Саратова от 07 июня 2019 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова ФИО3, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова (далее – ИФНС) обратилась в суд с административными исковыми заявлениями, в которых, с учетом уточнения заявленных требований, просила взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшуюся до 01 января 2017 года, в сумме 19356 рублей 48 копеек, пени – 1235 рублей 59 копеек, а также задолженность по указанным страховым взносам за 2017 год в сумме 11742 рублей 254 копеек, пени – 115 рублей 69 копеек.

Ссылалась, что требования ИФНС по уплате спорных сумм задолженности не исполнены, в связи с чем она взыскана судебными приказами мировых судьей, которые отменены на основании статьи 123.7 КАС РФ, в связи с чем ИФНС обратилась в суд с настоящими административными исковыми заявлениями.

Определением суда от 15 мая 2019 года административные дела, возбужденные по указанным выше административным исковым заявлениям, объединены в одно производство.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 07 июня 2019 года с ФИО1 взысканы спорные суммы страховых взносов и пени, а также государственная пошлина в размере 1768 рублей 52 копеек.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда от 07 июня 2019 года, ссылаясь на уплату задолженности за 4-й квартал 2016 года, установление в ходе судебного разбирательства того обстоятельства, что при внесении платежа плательщиком ошибочно указан неверный код бюджетной классификации, в связи с чем полагает, что обязанность плательщика страховых взносов в данной части исполнена. Указывает, что ФИО1 обращался в пенсионный орган по вопросу уточнения платежа с отнесением его на правильный код бюджетной классификации. Ссылается также на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС, не оспаривая уплату ФИО1 страховых взносов за 4-й квартал 2016 года с неверным указанием в платежном документе кода бюджетной классификации, указывает, что данный платеж находится в ведомости невыясненных платежей, принятое решение об уточнении кода бюджетной классификации не позволяет реализовать программное соответствующее обеспечение. Ссылается на соблюдение административным истцом порядка взыскания спорных сумм задолженности, образовавшихся до 01 января 2017 года.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

С 01 января 2017 года размер, порядок исчисления и уплаты страховых взносов регламентированы статьями 430-432 НК РФ.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.

Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в связи с наличием статуса адвоката, который приостановлен со 02 июня 2017 года.

В связи с наличием сведений о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 19356 рублей 48 копеек, налоговым органом исчислены пени в размере 1235 рублей 59 копеек.

Кроме того, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год, в сумме 4590 рублей и 23400 рублей соответственно, ИФНС исчислены пени в общей сумме 115 рублей 69 копеек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В адрес ФИО1 направлено требование № 69859 по состоянию на 28 июля 2017 года об уплате в срок до 24 февраля 2018 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 4-й квартал 2016 года в размере 19356 рублей 48 копеек, а также пени в связи с неуплатой указанных взносов – 1235 рублей 59 копеек.

В требовании № 1907 по состоянию на 25 января 2018 года ФИО1 предложено в срок до 14 февраля 2018 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4590 рублей, на обязательное пенсионное страхование – 23400 рублей, пени в связи с неуплатой страховых взносов - 115 рублей 69 копеек.

Спорные суммы задолженности по требованию № 69859 взысканы с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 14 августа 2018 года, который отменен определением от 26 октября 2018 года на основании статьи 123.7 КАС РФ; суммы задолженности по требованию № 1907 взысканы судебным приказом мирового судьи от 01 октября 2018 года, который отменен по тем же основаниям определением от 20 ноября 2018 года.

С административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам за 4-й квартал 2016 года и пени ИФНС обратилась в суд 04 апреля 2019 года, с административным исковым заявление о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени – 16 апреля 2019 года.

В соответствии со статьей 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством страховых взносов.

По смыслу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ», указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).

Поскольку обстоятельством, подлежащим установлению по данному делу, также является соблюдение шестимесячного срока подачи налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа, судебной коллегией исследовано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2017 год, пени.

Доказательств тому, что указанное заявление подано в суд ранее 01 октября 2018 года, то есть до истечения 6-тимесячного срока, установленного статьей 48 КАС РФ, административным истцом не представлено.

Таким образом, налоговым органом пропущен срок на подачу в суд заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 страховых вносов по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию за 2017 года, а также пени, исчисленной на задолженность за указанный расчетный период.

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, административным истцом также не представлено, их обоснование не приведено, что свидетельствует об отсутствии оснований для восстановления такого срока.

При таком положении возможность принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2017 год, пеней, исчисленных в связи с неуплатой такой задолженности, с учетом положений статьи 48 НК РФ утрачена.

Кроме того, обстоятельством, подлежащим установлению по данному делу, является факт уплаты страховых взносов, обоснованность исчисления пени.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ФИО1 на основании платежного документа от 07 декабря 2016 года № 208912 произвел уплату страховых взносов за 4-й квартал 2016 года в сумме 19356 рублей 48 копеек, указав код бюджетной классификации 39 вместо 39.

26 декабря 2017 года ФИО1 обращался в ИФНС с просьбой о сверке расчетов по страховым взносам, ссылаясь на отсутствие задолженности за 2016 год.

28 мая 2019 года ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда российской Федерации в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) с заявлением об уточнении реквизитов по указанному выше платежному документу, а именно: показателя кода бюджетной классификации.

В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в том числе с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 3).

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (пункт 7).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.

Уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 9).

В письме от 19 января 2017 года № 03-02-07/1/2145 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, перечисленных в пункте 4 статьи 45 НК РФ, при этом неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Код бюджетной классификации относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа.

Таким образом, при обнаружении ошибочно указанного кода бюджетной классификации в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа.

Принимая во внимание изложенное, учитывая позицию административного ответчика, указавшего на принятие решения об уточнении по указанному выше платежу ФИО1 кода бюджетной классификации, наличие у налогового органа права уточнить реквизиты платежа, а также обязанности осуществить пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 4-й квартал 2016 года в сумме 19356 рублей 48 копеек, пени – 1235 рублей 59 копеек.

Доводы административного ответчика о нарушении судом норм процессуального права материалами дела не подтверждаются.

При таком положении на основании пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда от 07 июня 2019 года подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об оставлении административных исковых требований ИФНС без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 07 июня 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании страховых взносов за 4 квартал 2016 года, 2017 год и пени отказать.

Председательствующий:

Судьи: