Судья Трапезникова Л.С. Дело № 33-2789
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 мая 2014 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Елисеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Раздольновскому муниципальному образованию Лысогорского муниципального района Саратовской области в лице администрации Раздольновского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области, муниципальному учреждению «Централизованная бухгалтерия администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области» о взыскании задолженности по авансовому отчету, компенсации за задержку выдачи трудовой книжки и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда Саратовской области от 26 марта 2014 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Раздольновского муниципального образования Лысогорского муниципального района в лице администрации Раздольновского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области в пользу ФИО1 компенсацию за несвоевременную выдачу заработной платы 169 руб. 53 коп.; компенсацию за задержку выдачи трудовой книжки 11268 руб. 73 коп., в возмещение морального вреда 1000 руб.; расходы на оплату услуг представителя 5000 руб.
В удовлетворении остальных требований ФИО1 отказать. В удовлетворении исковых требований к муниципальному учреждению «Централизованная бухгалтерия администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области» - отказать.
Взыскать с Раздольновского муниципального образования Лысогорского муниципального района в лице администрации Раздольновского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области в пользу государства государственную пошлину в размере 458 руб.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя ФИО1 - ФИО2 (доверенность от 13.01.2014 г.), поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что с 24 октября 2008 года он был назначен на должность главы Раздольновского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области (далее - Раздольновское МО). 07 декабря 2013 года по решению Совета Раздольновского МО он был освобожден от выполнения данной должности.
В момент увольнения администрацией Раздольновского МО ему за декабрь 2013 года заработная плата вовремя выплачена не была. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя и составляет 169,53 руб. Уведомление о получении трудовой книжки было направлено ему по почте 24 декабря 2013 года и получено 8 января 2014 года. Компенсация за задержку выдачи трудовой книжки составляет 19464,17 руб.
Кроме того, администрация Раздольновского МО имеет перед ним задолженность по авансовым отчетам, которая составляет 79397,52 руб. Указанную сумму он потратил на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) и запчастей к автомобилю администрации Раздольновского МО. Просил взыскать с администрации Раздольновского МО в его пользу компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы при увольнении -169,53 руб., компенсацию за задержку выдачи трудовой книжки - 19464,17 руб., задолженность по авансовым отчетам 79397,52 руб., компенсацию морального вреда - 10000 руб., расходы на оплату услуг представителя - 10000 руб.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по авансовым отчетам в размере 79397 руб. 52 коп. и принять новое решение, удовлетворив иск в вышеуказанной части.. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам.
На доводы апелляционной жалобы ответчиками принесены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ФИО1 - ФИО2 поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая вышеуказанные положения, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части решения.
Положениями ст. 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Совета Раздольновского МО от 24 октября 2008 года ФИО1 избран главой Раздольновского МО. Решением Совета Раздольновского МО от 07 декабря 2013 года ФИО1 освобожден от должности главы Раздольновского МО в связи с истечением срока полномочий.
ФИО1 представил авансовые отчеты в администрацию Раздольновского МО на сумму 79397,52 руб., указывая, что указанную сумму он потратил в период исполнения обязанностей главы Раздольновского МО на приобретение ГСМ для автомобиля администрации Раздольновского МО и запчастей к нему. Вышеуказанные авансовые отчеты у истца приняты к оплате не были.
Из распоряжения администрации Раздольновского МО № 01 от 10 января 2012 года «Об учетной политике» следует, что бухгалтерский и налоговый учет осуществляется силами бухгалтерской службы. Муниципальное учреждение «Централизованная Бухгалтерия администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области» осуществляет полную централизацию бухгалтерского и налогового учета на договорных началах. В п. 15 распоряжения разрешено подотчетным лицам в исключительных случаях использовать личные денежные средства для приобретения товаров, работ, услуг от имени и в интересах организации. В п. 18 указан перечень документов и порядок их предоставления в бухгалтерию - путевые листы на списание ГСМ не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Администрация Раздольновского МО является бюджетной организацией, деятельность которой должна строиться в соответствии с принципами бюджетной системы, определенными Бюджетным Кодексом РФ (далее - БК РФ). Принципы бюджетной системы включают в себя такие понятия, как: самостоятельность бюджета, его сбалансированность, результативность и эффективность использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, достоверности бюджета и другие.
Согласно ст. 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
В ст. 33 БК РФ установлено, что принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В силу ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с решением Собрания Лысогорского муниципального района Саратовской области от 31.01.2014 г. № 42/229, распоряжением Контрольно - счетной комиссии Лысогорского муниципального района Саратовской области № 03-01-14/8 от 03.02.2014 г. и на основании Удостоверения от 03 февраля 2014 г. № 2 председателем Контрольно-счетной комиссии Л. с 03.02.2014 г. по 10.02.2014 г. проведена тематическая проверка администрации Раздольновского МО по авансовым отчетам, представленными ФИО1 за период с 06.06.2013г. по 07.12.2013 г. на приобретение материальных запасов.
Проверкой установлено, что в соответствии с Распоряжением администрации Раздольновского МО № 01 от 10.01.2012 г. «Об учетной политике» Глава Раздольновского МО ФИО1 имеет право на получение денежных средств под отчет на хозяйственно-операционные расходы (п. 15). Администрация обязана применять формы первичных документов и регистры бухгалтерского учета, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 15.02.2010 г. № 173-н (п.6). Подотчетным лицам в исключительных случаях разрешается использовать личные денежные средства для приобретения товаров, работ, услуг от имени и в интересах организации (п. 15). Срок использования подотчетных сумм, выданных на хозяйственно-операционные расходы, составляет 10 дней. Лица, получившие денежные средства под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока, представить авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Главный бухгалтер не допускает выдачи денежных средств под отчет работнику, который не отчитался по ранее выданному ему авансу, либо представил авансовый отчет, но не вернул в кассу неизрасходованную сумму (п. 15). Списание на затраты расходов на ГСМ осуществляется по фактическому расходу, но не выше норм, утвержденных приказом руководителя. Путевые листы оформляются сроком на 7-10 дней. Подписываются руководителем или его заместителем (п. 13). Путевые листы на списание ГСМ представляются в бухгалтерию не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным (п.18). Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операций, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (п. 19).
Согласно Приказу Министерства финансов РФ от 15.12.2010 г. № 173-н авансовый отчет (код формы 0504049) применяется для учета расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета и заполняют графы 1-6 на оборотной стороне о фактически израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчет. Бухгалтерия учреждения авансовый отчет проверяет на предмет правильности оформления и наличия документов, подтверждающих произведенные расходы, обоснованности расходования средств. На оборотной стороне авансового отчета заполняются графы 7-10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учету. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения.
На 01.06.2013 г. за ФИО1 по данным бухгалтерского учета числится задолженность по не отчитанным авансовым отчетам в сумме 5110 руб. 14 коп., которая не погашена на момент проверки. В период с 01.06.2013 г. по 06.06.13 г. ФИО1 суммы под отчет не получал и не сдавал авансовые отчеты, то есть сумма задолженности 5110 руб. перед администрацией Раздольновского МО подтверждается на 06.06.2013 г. Между тем и администрация Раздольновского МО на 06.06.2013г. должна ФИО1 52 руб. 94 коп. за отправленную корреспонденцию. Сумма задолженности по авансовым отчетам ФИО1 перед администрацией Раздольновского МО на 06.06.2013 г., с учетом суммы 52 руб. 94 коп., составляет 5057 руб. 20 коп. В нарушение п.4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центробанком РФ от 12.10.11г.№ 373-П, и п. 15 Распоряжения администрации Раздольновского МО ФИО3 от 10.01.2012 г. № 01 «Об учетной политике» должностными лицами Централизованной бухгалтерии допускались выдачи денежных средств под отчет ФИО1, не отчитавшемуся по ранее выданному ему авансу и не возвратившему в кассу неизрасходованные суммы.
За период с 06.06.2013 г. по 07.12.2013 г. Главой Раздольновского МО ФИО1 в МУ «Централизованная бухгалтерия администрации Лысогорского района» сдано 15 авансовых отчетов, из них 12 - с путевыми листами и чеками на приобретение ГСМ за период с января по декабрь 2013г. и 3 авансовых отчета на приобретение материальных ценностей в период с февраля по ноябрь 2013г. на общую сумму 96465 руб. 47 коп.
Во всех авансовых отчетах на лицевой стороне подотчетным лицом ФИО1 не проставлена информация об остатке и перерасходе денежных средств, не проставлено количество документов, приложенных к отчету; целесообразность произведенных расходов не подтверждена подписью Главы Раздольновского МО ФИО1 Авансовые отчеты утверждены ФИО1 до проверки их бухгалтерией на предмет правильности оформления и наличия документов, подтверждающих произведенные расходы, обоснованность расходования средств. Авансовые отчеты от 01.10. 2013 г., 02.10.2013 г., 30.03.2013 г., 30.04.2013 г. в нарушение учетной политики приняты бухгалтерией на бланках первичных документов, не утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 15.12.2010 г. № 173-н.
Проверка авансовых отчетов с чеками на приобретение ГСМ и приложенными путевыми листами показала следующее:
операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов (п. 114 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению").
В соответствии с Обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. № 152, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица. Путевые листы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе (п.3). Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован (п.4). Сведения о транспортном средстве включают: тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (п.6). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом (п.9). Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п.10). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации; в заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, владеющего соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (п.11.). Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий (п.13). Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п.17).
Во всех путевых листах, приложенных к авансовым отчетам, заявлен срок действия путевого листа как один день (за исключением декабря). На оборотной стороне путевого листа расписаны рейсы за несколько дней, километраж, пройденный по этим поездкам, и продублированный на титульном листе. Согласно расчету ФИО1 остатки ГСМ отсутствуют на начало и конец каждого месяца. Во всех путевых листах отсутствуют время выезда и возвращения в гараж, подписи лиц, пользовавшихся автомобилем, что не позволяет принять к учету чеки АЗС, время заправки превышает пределы рабочего времени. Журнал регистрации путевых листов в администрации не ведется.
В соответствии с п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 749, поездки вне места постоянной работы для выполнения служебного поручения должны осуществляться с изданием приказа и оформлением командировочного удостоверения. В соответствии с п. 6 данного Положения цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем. В нарушение Положения поездки за пределы округа для выполнения служебного задания не подтверждаются командировочными удостоверениями, что не позволяет признать такие поездки служебным.
ФИО1 сдано 12 авансовых отчетов на приобретение ГСМ на общую сумму 82389 руб. 47 коп. Во всех случаях использовались личные денежные средства ФИО1
Авансовый отчет № 33 от 01.10.2013 г. на сумму 8957 руб. 61 коп. сдан в бухгалтерию 01.10.2013 г. и содержит чеки АЗС и путевые листы за январь 2013 г, из них бухгалтерией утверждены к возмещению 0 руб. 00 коп. Из кассы ФИО1 24.10.2013 г. была получена сумма 8957 руб. 61 коп. Сумма 8957 руб. 61 коп. на момент проверки не внесена в кассу администрации.
Авансовый отчет № 34 от 02.10.2013 г. на сумму 8030 руб. 34 коп. сдан в бухгалтерию 02.10.2013 г. и содержит чеки ГСМ и путевые листы за февраль 2013 г., из них бухгалтерией утверждены затраты в сумме 850 руб. 41 коп. Из кассы ФИО1 20.11.2013 г. была получена сумма 8030 руб. 34 коп. Сумма 7180 руб. 20 коп. на момент проверки не внесена в кассу администрации.
По авансовым отчетам на сумму 79477 руб. 52 коп., представленным ФИО1 в бухгалтерию в ноябре - декабре 2013г., выплата денежных средств из кассы администрации Раздольновского МО не осуществлялась.
По авансовому отчету № 52 от 29.11.2013 г. в зачет не принята сумма 750 руб. по товарному чеку без номера от 27.05.2013 г. на приобретение ступицы ВАЗ-2123 на 750 руб., заверенному печатью ЧП М., так как организационно-правовая форма «частный предприниматель» в настоящее время не существует, с 1998 г. введено понятие «индивидуальный предприниматель».
По данным Контрольно-счетной комиссии ФИО3 ФИО1 по представленным авансовым отчетам надлежит внести в кассу администрации Раздольновского МО сумму 3338 руб. 92 коп. С учетом числящейся за ФИО1 задолженности по состоянию на 06.06.2013г. в сумме 5057 руб. 20 коп.
Оценив представленные доказательства, районный суд посчитал, что требование о взыскании в пользу истца авансовых платежей не подлежит удовлетворению, поскольку им не представлены доказательства, подтверждающие то, что заявленная сумма 79397, 52 руб. действительно была затрачена им и траты были понесены на цели, связанные с исполнением трудовых обязанностей и в интересах работодателя. Ответчики факт необходимости трат по предъявленным к оплате авансовым отчетам оспаривают, из представленных документов невозможно определить были ли затрачены истцом средства и на какие цели они затрачены, проверка обоснованности указанных трат не представляется возможной, а опрошенные свидетели также не подтвердили обстоятельства, на которые ссылался истец.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Выводы суда подтверждаются и результатами проверки указанных авансовых платежей контрольно - счетной комиссией Лысогорского муниципального района, результаты и выводы которой соответствуют нормативным актам, которые указаны в справке проверки, и представленным истцом доказательствам (копии авансовых отчетов, чеков). Каких-либо доказательств в опровержение результатов вышеуказанной проверки истец не представил. Из справки по результатам проверки следует, что не имелось законных оснований для принятия от истца авансовых отчетов и приложений к ним.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства, в том числе показания свидетелей, в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 26 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи