НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 19.08.2021 № 2А-271/2021

Судья Мурго М.П. Дело № 33а-6080/2021 (№ 2а-271/2021)

64RS0022-01-2021-000525-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2021 года город Саратов

Судья судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда Черняева Л.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административные дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области к Катаржиной Н.В. о взыскании транспортного налога и пени, штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по апелляционной жалобе Катаржиной Н.В. на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, исследовав материалы административного дела,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Катаржиной Н.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 2128 рублей, пени, начисленные за неуплату транспортного налога, в размере 28 рублей 16 копеек, штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей, мотивируя требования тем, что Катаржина Н.В. значится владельцем следующих транспортных средств: ВАЗ 21061, государственный регистрационный знак ; Опель Вектра GL, государственный регистрационный знак , за которые ей не доплачен транспортный налог за 2018 год в сумме 2128 рублей. Кроме того, Катаржина Н.В. является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой. С 01 января 2013 года по 15 октября 2014 года Катаржина Н.В. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. Административным истцом на основании закона Саратовской области от 08 декабря 2008 года № 331-ЗСО «Об областном бюджете на 2009 год» по результатам камеральной налоговой проверки было вынесено решение от 14 декабря 2017 года о привлечении Катаржиной Н.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма – 3НДФЛ), налогоплательщику был начислен за 2014 год штраф в размере 1000 рублей. Направленное в адрес Катаржиной Н.В. требование по состоянию на 04 февраля 2020 года об уплате налоговых платежей и штрафа оставлено без исполнения. Вынесенный 03 августа 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Марксовского района Саратовской области судебный приказ № 2а-2485/2020 о взыскании с Катаржиной Н.В. задолженности по налоговым платежам был отменен 21 августа 2020 года в связи с поступившими от Катаржиной Н.В. возражениями относительно его исполнения.

Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2021 года административные исковые требования налогового органа удовлетворены, а также с Катаржиной Н.В. в доход бюджета Марксовского муниципального района Саратовской области взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Катаржина Н.В. просит отменить данное решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В доводах жалобы указывает, что не является собственником автомобилей ВАЗ 21061, государственный регистрационный знак ; Опель Вектра GL, государственный регистрационный знак , в связи с чем не несет обязанности по уплате транспортного налога; с 2016 года ей прекращен статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем полагает, что штраф по налогу на доходы физических лиц, начислен налоговым органом незаконно. Также указывает, что налоговым органом пропущен установленный законом срок для предъявления заявленных административных исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая вынесенный судебный акт законным и обоснованным.

На заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), прихожу к следующему.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать налоги в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).

Согласно пункту 3 статьи 229 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В силу требований статьей 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 357 НК РФ (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ устанавливает объекты налогообложения, которыми признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Согласно статье 362 НК РФ (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков-физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно Закону Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции на момент начисления транспортного налога) ставка транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло свыше 3 лет) составляет 14 рублей.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункт 4).

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ (здесь и далее - в редакции на дату возникновения спорных равоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Катаржина Н.В. с 01 января 2013 года по 15 октября 2014 года состояла на налоговом учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого с особенностями, предусмотренными статьей 227 НК РФ.

В нарушение пункта 3 статьи 229 НК РФ в установленный срок - не позднее 22 октября 2014 года налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 года в налоговый орган Катаржиной Н.В. не была представлена.

Фактически декларация была представлена административным ответчиком 02 июня 2017 года, то есть со дня установленного срока до фактического предоставления истекли 31 полный и 1 неполный месяц. В представленной налоговой декларации исчислен налог в сумме 0 рублей.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение № 37400 от 14 декабря 2017 года о привлечении Катаржиной Н.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскан штраф, исчисленный в соответствии со статьей 119 НК РФ, за несвоевременное представление ответчиком декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в сумме 1 000 рублей.

В связи с неуплатой штрафа в установленный срок в адрес Катаржиной Н.В. было направлено требование № 1019 по состоянию на 14 февраля 2018 года с указанием срока его уплаты до 07 марта 2018 года, которое не было исполнено.

Как следует из материалов дела, Катаржина Н.В. в спорном налоговом периоде являлась собственником транспортных средств - автомобилей ВАЗ 21061, государственный регистрационный знак ; Опель Вектра GL, государственный регистрационный знак (л.д. 20, 21-22).

Налоговым органом налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 2128 рублей, в адрес Катаржиной Н.В. направлено налоговое уведомление № 37769707 от 11 июля 2019 года об уплате транспортного налога в срок не позднее 02 декабря 2019 года.

В установленный законом срок административным ответчиком сумма транспортного налога не была уплачена, направленное в адрес Катаржиной Н.В. налоговое требование № 31077 от 04 февраля 2020 года не исполнено, в связи с чем на сумму задолженности по налогу были начислены пени в размере 28 рублей 16 копеек.

Расчет суммы налога и пени административным ответчиком не оспорен, судом проверен, является правильным. Контррасчет в материалы дела Катаржиной Н.В. не представлен,

30 июля 2020 года налоговый орган в порядке статьи 48 НК РФ обратился к мировому судьей судебного участка № 2 Марксовского района Саратовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу с Катаржиной Н.В.

03 августа 2020 года указанным мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Катаржиной Н.В. в пользу налогового органа недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 2128 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 28 рублей 16 копеек; штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере 1000 рублей.

Определением того же мирового судьи от 21 августа 2020 года судебный приказ № 2а-2485/2020 от 03 августа 2020 года был отменен в связи с поступившими от Катаржиной Н.В. возражениями относительно его исполнения (л.д. 29).

19 февраля 2021 года административный истец обратился в Марксовский городской суд Саратовской области с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке административного судопроизводства (л.д. 5).

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении налоговым органом сроков обращения в суд с административным исковым заявлением к Катаржиной Н.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, правомерно удовлетворив заявленные требования. Принимая во внимание положения статьи 333.19 НК РФ, устанавливающей размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 111, 114 КАС РФ, возложил на административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей с зачислением в доход бюджета муниципального района.

Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют. В силу положений статей 59 - 62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.

Вопреки доводам жалобы административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств прекращения права собственности в отношении автомобилей ВАЗ 21061, государственный регистрационный знак ; Опель Вектра GL, государственный регистрационный знак . Транспортный налог налоговым органом начислен исходя из поступивших из УГИБДД ГУ МВД РФ по Саратовской области сведений № 46207693, № 46207691 от 18 января 2021 года, согласно которым вышеуказанные транспортные средства зарегистрированы за административным ответчиком, в связи с чем являются объектами налогообложения.

Не могут являться основанием к отмене судебного постановления доводы жалобы об отсутствии оснований к взысканию с Катаржиной Н.В. штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в сумме 1000 рублей, исходя из даты предоставления налоговой декларации и принятия налоговым органом решения по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, а также суммы подлежащего уплате штрафа.

Поводов для отмены судебного акта суда первой инстанции, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права не имеется; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, в соответствии с частью 4 статьи 289 КАС РФ налоговым органом исполнена; обстоятельства, поименованные в части 6 статьи 289 КАС РФ, и имеющие значение для разрешения спора, при рассмотрении административного дела установлены.

Учитывая изложенное, постановленный по делу судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ,

определил:

решение Марксовского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Катаржиной Н.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Марксовский городской суд Саратовской области.

Судья Л.В. Черняева