НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 18.10.2022 № 2А-2004/2022

Судья: Гамидова Т.Г. Дело № 33а-7748/2022 (2а-2004/2022)

64RS0046-01-2022-002767-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой М.В.,

судей Аршиновой Е.В., Бугаевой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чермашенцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области к Курятниковой О.И. о взыскании недоимки по страховым взносам, налогам и пени по апелляционной жалобе Курятниковой О.И. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 14 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, исследовав материалы административного дела, административного дела № 2а-2228/2021, судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС № 23, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Курятниковой О.И. о взыскании недоимки: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017-2020 годы в размере 72 912 рублей 08 копеек и пени - 2 078 рублей 69 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017-2020 годы в сумме 17 270 рублей 46 копеек и пени - 409 рублей 17 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2015 - 2018 годы в сумме 314 рублей и пени - 9 рублей 39 копеек, обосновывая свои требования тем, что Курятникова О.И. с 28 сентября 2006 года по 23 октября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязана производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. В установленный законом срок сумма страховых взносов уплачена не была, в связи с чем административному ответчику были начислены пени на недоимку, а также направлены требования от 25 января 2018 года № 632, 23 января 2019 года № 526, 16 ноября 2020 года № 58048, которые не исполнены. Кроме того, Курятникова О.И. в 2015-2018 годах являлась собственником объектов недвижимости: <адрес>, за которые оплату налога на имущество не произвела, в связи с чем образовалась просрочка по налогу на имущество и пени. Налоговый орган после отмены мировым судьей судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, налога на имущество и пени за указанные выше периоды был вынужден обратиться с административным иском в районный суд.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 14 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Курятникова О.И. просит отменить решение суда в связи с тем, что административным истцом пропущен срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной недоимки, пени, следовательно, требования административного истца в рамках рассмотрения настоящего административного дела удовлетворены быть не могут.

В возражениях на апелляционную жалобу МРИ ФНС № 20 просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили.

При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Указанные лица в соответствии с требованиями статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей по состоянию на 2018-2020 годы) уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

На основании статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (пункт 2).

В 2017 году размер страховых взносов был определен статьями 419, 430 НК РФ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», согласно которым плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование был установлен пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в редакции на 2017 год) в следующих размерах: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Таким образом, в 2017 году размер страховых взносов составил:

- на обязательное пенсионное страхование составил 7 500 рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный на 01 января 2017 года) х 26% х 12 = 23 400 рублей;

- на обязательное медицинское страхование - 7 500 рублей х 5,1% х 12 = 4590 рублей.

Курятниковой О.И., зарегистрированной с 28 сентября 2006 года по 23 октября 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя, были начислены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017, 2018 и 2020 годы в сумме: за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 23 400 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 4 590 рублей; за 2018 год в размере 26 545 рублей - по обязательному пенсионному страхованию и 5 840 рублей по обязательному медицинскому страхованию; за 2020 год в размере 26 342 рублей 19 копеек - по обязательному пенсионному страхованию и 6 840 рублей 46 копеек по обязательному медицинскому страхованию, уплату которых административный ответчик в установленный срок не произвел.

На основании пунктов 1, 2, 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017, 2018, 2020 годы Курятниковой О.И. были направлены заказными письмами:

- 25 января 2018 года - требование № 632 об уплате страховых взносов по состоянию на 25 января 2018 года, в соответствии с которым административному ответчику было предложено оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей и пени - 96 рублей 72 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 4 590 рублей и пени - 18 рублей 97 копеек в срок до 14 февраля 2018 года, которое Курятникова О.И. полностью не исполнила;

- 23 января 2019 года - требование № 526 об уплате в срок до 12 февраля 2019 года страховых взносов по состоянию на 23 января 2019 года, в размере 26 545 рублей - по обязательному пенсионному страхованию, пени - 2 194 рубля 62 копейки и 5 840 рублей по обязательному медицинскому страхованию и пени - 432 рубля 78 копеек, которое также исполнено не было;

- 18 ноября 2020 года - требование № 58048 об уплате в срок до 25 декабря 2020 года страховых взносов по состоянию на 16 ноября 2020 года в размере 26 342 рублей 19 копеек - по обязательному пенсионному страхованию, пени - 22 рубля 39 копеек, 6 840 рублей 46 копеек по обязательному медицинскому страхованию и пени - 5 рублей 81 копейка, которое исполнено не было.

Так как административный ответчик до настоящего времени уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не произвел, требования налогового органа о взыскании указанных страховых взносов правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.

При этом размер взысканной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был определен правильно и составил:

- недоимка за 2017 год - 23 400 рублей, по сведениям налогового органа, в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании судебного приказа № 2а-2228/2021, с административного ответчика было взыскано 3 375 рублей 11 копеек по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, следовательно, задолженность Курятниковой О.И. за 2017 год по уплате данных взносов равна 23 400 рублей - 3 375 рублей 11 копеек = 20 024 рубля 89 копеек;

- за 2018 год недоимка - 26 545 рублей;

- за 2020 год с 01 января по 23 октября - 9 месяцев 23 дня: 32 448 рублей : 12 месяцев = 2 704 рубля в месяц х 9 месяцев = 24 336 рублей и 2 704 рубля : 31 день х 23 дня = 2 006 рублей 19 копеек, то есть 24 336 рублей + 2 006 рублей 19 копеек = 26 342 рубля 19 копеек,

а всего 72 912 рублей 08 копеек (20 024 рубля 89 копеек + 26 545 рублей + 26 342 рубля 19 копеек).

Размер взысканной суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование составил:

- за 2017 год - 4 590 рублей;

- за 2018 год - 5 840 рублей;

- за 2020 год, с 01 января по 23 октября (9 месяцев 23 дня): 8 426 рублей : 12 месяцев х 9 месяцев + 8 426 рублей : 12 месяцев: 30 дней х 23 дня = 6 840 рублей 46 копеек,

а всего 17 270 рублей 46 копеек (4 590 рублей + 5 840 рублей + 6 840 рублей 46 копеек).

На основании статей 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).

Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2015-2018 годах являлся собственником объектов недвижимости: <адрес> (не предмет спора по делу).

В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 27 ноября 2014 года № 41-465 «О налоге на имущество физических лиц» в 2015, 2016, 2017 годах ставка налога на имущество физических лиц составляла 0,1 процент при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300 000 рублей включительно.

Ставка налога на имущество физических лиц на 2018 год была установлена Решением Саратовской городской Думы от 23 ноября 2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц» (в редакциях по состоянию на спорные периоды) в размере 0,3% в отношении квартир и решено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Об обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 158 рублей в срок до 01 декабря 2017 года административному ответчику 11 июля 2017 года направлено налоговое уведомление № 118327420 от 04 июля 2017 года; об уплате налога в размере 156 рублей в срок до 02 декабря 2019 года за 2017 и 2018 годы заказным письмом 31 июля 2019 года направлено уведомление № 17194612 от 11 июля 2019 года.

Расчет произведен после получения налоговым органом данных об имуществе, принадлежащем административному ответчику.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Курятниковой О.И.: 16 февраля 2018 года направлено требование № 25696 об уплате налога по состоянию на 14 февраля 2018 года, в соответствии с которым ответчику предложено оплатить недоимку по налогу на имущество за 2015-2016 годы в размере 158 рублей и пени - 3 рубля 06 копеек, которое не было им исполнено; 22 сентября 2020 года заказным письмом направлено требование № 42525 по состоянию на 25 июня 2020 года об уплате недоимки по налогу на имущество за 2017-2018 годы в сумме 156 рублей и пени 6 рублей 33 копейки, однако требование исполнено также не было.

Задолженность по налогам за указанные периоды не погашена.

Согласно материалам административного дела № 2а-2228/2021 04 мая 2021 года мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского района города Саратова был выдан судебный приказ о взыскании задолженности: по налогу на имущество за 2017-2018 годы - 314 рублей, пени - 09 рублей 39 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2017 года - 81 506 рублей 27 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до 01 января 2017 года - 37 796 рублей 85 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 01 января 2017 года - 17 270 рублей 46 копеек, пени в размере 409 рублей 17 копеек, который определением мирового судьи от 05 октября 2021 года был отменен по заявлению административного ответчика.

Однако ни в суд первой, ни апелляционной инстанций квитанции об уплате налога, страховых взносов, пени административным ответчиком не представлены, не содержат такие сведения и материалы административного дела.

Следовательно, Курятникова О.И. уплату задолженности по налогам в полном объеме не произвела.

Размер задолженности по уплате налога на имущество физических лиц составляет 314 рублей.

Судебная коллегия полагает, что данный размер задолженности рассчитан правильно, а, именно: инвентаризационная стоимость <адрес>, составляла в 2015 году - 155 069 рублей, в 2016 году - 179 674 рубля, при ставке налога в 0,1% размер налога на данную недвижимость составит в 2015 году - 155 099 рублей : 4 х 0,1% = 39 рублей (с округлением в сторону единицы, как заявлено налоговым органом; в 2016 году - 179 674 рублей : 4 х 0,1% = 45 рублей (с округлением в сторону единицы, как заявлено налоговым органом); инвентаризационная стоимость <адрес>, составляла в 2015 году - 815 213 рублей, в 2016 году - 944 566 рублей, в 2017 году - 1 012 797 рублей, при ставке налога в 0,1% размер налога на данную недвижимость составил в 2015 году - (815 213 рублей : 500 (доля) х 21 х 0,1% = 34 рубля (с округлением, как заявлено административным истцом); в 2016 году - 944 566 рублей : 500 (доля) х 21 х 0,1% = 40 рублей (с округлением, как заявлено административным истцом); в 2017 году - 1 012 797 рублей : 1000 (доля) х 42 х 0,1% = 43 рубля (с округлением, как заявлено административным истцом).

С 2018 года расчет налога производится от кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая составила по указанной квартире в 2018 году - 3 130 739 рублей.

Пунктом 8 статьи 408 НК РФ предусмотрены особенности исчисления налога.

Как уже указано выше, инвентаризационная стоимость квартиры в 2017 году, от которой исчислялся налог, составляла 1 012 797 рублей, налоговая ставка - 0,1%.

Расчет налога, исходя из этих данных, будет следующим:

Н1: 3 130 739 рублей (кадастровая стоимость квартиры в 2018 году): 1000 х 42 х 0,3% = 394 рубля; Н2: 1 012 797 рублей (инвентаризационная стоимость квартиры на 2017 год): 1000 х 42 х 0,1% = 43 рубля; Н: (394 рубля - 43 рубля) х 0,2 (коэффициент первого налогового периода) + 43 рубля = 113 рублей (с учетом округления, как заявлено административным истцом).

Всего недоимка по налогу на имущество физических лица за 2015-2018 годы составила - 314 рублей (39 рублей + 45 рублей + 34 рублей + 40 рублей + 43 рублей + 113 рублей), которая правомерно взыскана судом первой инстанции.

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В связи с неуплатой ответчиком налога и страховых взносов, Курятниковой О.И. были начислены пени 2 078 рублей 69 копеек (на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование), 9 рублей 39 копеек (на недоимку по налогу на имущество физических лиц), 409 рублей 17 копеек (на недоимку по обязательному медицинскому страхованию).

Расчет пени был произведен:

- по требованию № 632 от 25 января 2018 года за период с 10 января 2018 года по 25 января 2018 года:

размер пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составил: 23 400 рублей х 16 дней х 7,75% (ставка Центробанка): 300) = 96 рублей 72 копейки;

размер пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год составил: 4 590 рублей х 16 дней х 7,75% (ставка Центробанка): 300) = 18 рублей 97 копеек;

- по требованию № 526 от 23 января 2019 года за период с 26 января 2018 года по 23 января 2019 года:

размер пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 и 2018 годы составил: (23 400 рублей х 17 дней х 7,75% (ставка Центробанка): 300) + (23 400 рублей х 42 дня х 7,50% (ставка Центробанка): 300) + (23 400 рублей х 175 дней х 7,25% (ставка Центробанка): 300) + (23 400 рублей х 91 день х 7,50% (ставка Центробанка): 300) + (23 400 рублей х 24 дня х 7,75% (ставка Центробанка): 300) + ((23 400 рублей +26 545 рублей х 14 дней х 7,75% (ставка Центробанка): 300) = 2 194 рубля 62 копейки,

размер пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 и 2018 годы составил: (4 590 рублей х 17 дней х 7,75% (ставка Центробанка): 300) + (4 590 рублей х 42 дня х 7,50% (ставка Центробанка): 300) + (4 590 рублей х 175 дней х 7,25% (ставка Центробанка): 300) + (4 590 рублей х 91 день х 7,50% (ставка Центробанка): 300) + (4 590 рублей х 24 дня х 7,75% (ставка Центробанка): 300) + ((4 590 рублей +26 545 рублей х 14 дней х 7,75% (ставка Центробанка): 300) = 432 рубля 78 копеек,

- по требованию № 58048 от 16 ноября 2020 года за период с 10 по 15 ноября 2020 года (6 дней):

размер пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составил: 26 342 рубля 19 копеек х 6 дней х 4,25% (ставка Центробанка): 300 = 22 рубля 39 копеек,

размер пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год составил: 6840 рублей 46 копеек х 6 дней х 4,25% (ставка Центробанка): 300 = 5 рублей 81 копейка,

а всего пени на недоимку по обязательному пенсионному страхованию - 2 078 рублей 69 копеек (96 рублей 72 копейки (за 2017 год) + 1 959 рублей 58 копеек (с учетом произведенных списаний на сумму 235 рублей 04 копейки, что никем не оспаривалось) (за 2017-2018 годы) + 22 рубля 39 копеек (за 2020 год)),

на недоимку по обязательному медицинскому страхованию - 409 рублей 17 копеек (18 рублей 97 копеек (за 2017 год) + 384 рубля 39 копеек (за 2017-2018 годы, с учетом произведенных списаний на сумму 48 рублей 39 копеек) + 5 рублей 81 копейка (за 2020 год).

Так как суд принимает решение в рамках заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции правомерно взыскал пени в размере, заявленном налоговым органом.

Расчет пени по налогу на имущество физических лиц произведен:

по требованию № 25696 от 14 февраля 2018 года за период со 02 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года:

размер пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год составил: ((39 рублей + 34 рубля = 73 рубля - налог за два объекта недвижимости) х 16 дней х 8,25% (ставка Центробанка): 300) + (73 рубля х 56 дней х 7,25% (ставка Центробанка): 300) + (73 рубля х 2 дня х 7,50% (ставка Центробанка): 300) = 1 рубль 42 копейки;

размер пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составил: ((45 рублей + 40 рубля = 85 рублей – налог за два объекта недвижимости) х 16 дней х 8,25% (ставка Центробанка): 300) + (85 рублей х 56 дней х 7,25% (ставка Центробанка): 300) + (85 рублей х 2 дня х 7,50% (ставка Центробанка): 300) = 1 рубль 64 копейки.

Общая сумма пени по данному требованию 1 рубль 42 копейки + 1 рубль 64 копейки = 3 рубля 06 копеек;

по требованию № 42525 от 25 июня 2020 года за период со 02 декабря 2019 года по 24 июня 2020 года:

размер пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год составил: (43 рубля х 13 дней х 6,50% (ставка Центробанка): 300) + (43 рубля х 56 дней х 6,25% (ставка Центробанка): 300) + (43 рубля х 77 дней х 6,00% (ставка Центробанка): 300) + (43 рубля х 56 дней х 5,50% (ставка Центробанка): 300) + (43 рубля х 3 дня х 4,50% (ставка Центробанка): 300) = 1 рубль 74 копейки;

размер пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год составил: (113 рублей х 13 дней х 6,50% (ставка Центробанка): 300) + (113 рублей х 56 дней х 6,25% (ставка Центробанка): 300) + (113 рублей х 77 дней х 6,00% (ставка Центробанка): 300) + (113 рублей х 56 дней х 5,50% (ставка Центробанка): 300) + (113 рублей х 3 дня х 4,50% (ставка Центробанка) : 300) = 4 рубля 59 копеек;

сумма пени по данному требованию 1 рубль 74 копейки + 4 рубля 59 копеек = 6 рублей 33 копейки,

а всего пени не недоимку по налогу на имущество физических лиц: 3 рубля 06 копеек + 6 рублей 33 копейки = 09 рублей 39 копеек.

В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

До 2021 года общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренная вышеназванной статьей, составляла 3 000 рублей.

Из материалов административного дела следует, что срок исполнения требований: № 632 об уплате страховых взносов и пени на общую сумму 28 105 рублей 69 копеек был установлен административному ответчику до 14 февраля 2018 года; № 25696 об уплате налога на имущество на общую сумму 161 рубль 06 копеек до 10 апреля 2018 года, так как по первому требованию сумма недоимки превысила 3 000 рублей, то налоговый орган должен был обратиться в суд о взыскании платежей по первым двум требованиям в срок до 14 августа 2018 года; № 526 об уплате страховых взносов и пени на общую сумму 35 012 рублей до 12 февраля 2019 года - срок обращения в суд до 12 августа 2019 года; № 42525 об уплате недоимки по налогу и пени на общую сумму 162 рубля 33 копейки в срок до 23 ноября 2020 года; № 58048 об уплате страховых взносов и пени в общей сумме 33 210 рублей 85 копеек в срок до 25 декабря 2020 года, так как по последнему требованию сумма недоимки превысила 10 000 рублей, то налоговый орган должен был обратиться в суд о взыскании платежей по требованиям №№ 42525, 58048 в срок до 25 июня 2021 года.

Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В то же время статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского района города Саратова судебный приказ о взыскании недоимки по страховым взносам, налога на имущество физических лиц, пени за спорный период был выдан 04 мая 2021 года; 05 октября 2021 года судебный приказ отменен на основании заявления Курятниковой О.И.

Следовательно, началом течения срока обращения в суд с административным иском является 05 октября 2021 года, в Ленинский районный суд города Саратова административное исковое заявление направлено 15 марта 2022 года, что подтверждается штампом на конверте, поступило в суд - 17 марта 2022 года.

Учитывая изложенное, доводы Курятниковой О.И. о допущенных нарушениях налоговым органом срока подачи административного искового заявления в суд являются несостоятельными. При этом мировым судьей срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа фактически восстановлен, в связи с чем после отмены судебного приказа налоговый орган обратился в районный суд с административным иском в пределах установленного законом шестимесячного срока.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, не допущено.

Оснований для отмены или изменения решения суда от 14 июня 2022 года, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курятниковой О.И. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: