НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 16.11.2017 № 33-8315

Судья Маштакова М.Н. Дело № 33-8315

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,

судей Негласона А.А., Рябихина О.Е.,

при секретаре Бусаргиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Одарченко М.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначении пенсии, по апелляционной жалобе Одарченко М.А. на решение Вольского районного суда Саратовской области от
04 сентября 2017 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения Одарченко М.А., ее представителя Тихоновой Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области Дмитриева Я.В., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

установила:

Одарченко М.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии, в обосновании которых указала, что 24 мая 2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как педагогическому работнику, однако решением комиссии от 19 июня 2017 г. ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической работы.

Из протокола заседания комиссии от 08 июня 2017 г. следует, что в стаж работы не включены периоды ее работы с 25 августа 1994 г. по 24 августа
2009 г. в должности учителя математики в общеобразовательном учреждении в Республике Казахстан.

Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд и просила признать незаконным решение комиссии от 19 июня 2017 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, как педагогическому работнику; обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж работы периоды ее работы с 25 августа 1994 г. по 23 августа 1996 г. в должности учителя математики в средней школе № 26 г. Жезказгана, и с 24 августа 1996 г. по 24 августа 2009 г. в должности учителя математики в гимназии № 26 г. Жезказгана, назначить досрочную страховую пенсию с даты ее первоначального обращения - 24 мая 2016 г.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 04 сентября 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Одарченко М.А. подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. По мнению автора жалобы, принятое по делу решение не основано на нормах законодательства Российской Федерации и противоречит международному Соглашению от 13 марта 1992 г. Полагает, что судом дано неправильное толкование международного Соглашения от 13 марта 1992 г., в связи с чем периоды ее работы с 25 августа 1994 г. по 23 августа 1996 г. и с 24 августа 1996 г. по 24 августа 2009 г. подлежат включению в специальный стаж.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

На основании ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 мая 2016 г. Одарченко М.А.. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как ею выработан специальный трудовой стаж.

Решением ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области от 19 июня 2017 г. Одарченко М.А. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который составил, как следует из материалов пенсионного дела 13 лет 8 месяцев 23 дня. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 01 сентября 2017 г. период работы Одарченко М.А. в должности учителя математики в средней школе № 26 г. Жезказгана с 25 августа 1994 г. по
26 июля 1996 г. был включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а период работы Одарченко М.А. в государственном учреждении гимназия № 26 г. Жезказгана с 27 июля 1996 г. по 24 августа 2009 г. в должности учителя математики не был включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность выдачи справок и факт работы в должности учителя математики на одну ставку с 01 сентября 2000 г. по 24 августа 2009 г. Кроме того, с 27 июля 1996 г. приостановлено действие ст. 37 Закона Казахской ССР от
17 июня 1991 г. № 675-Х11 «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», который предусматривал назначение пенсий за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах (л. д. 130-133).

Таким образом, период работы истца в должности учителя математики в средней школе № 26 г. Жезказгана с 25 августа 1994 г. по 26 июля 1996 г. был включен в страховой стаж ответчиком в добровольном порядке, в связи с чем, в указанной части решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований соответствует требованиям закона.

Из трудовой книжки Одарченко М.А. и справок, уточняющих условия труда, следует, что с 25 августа 1994 г. по 23 августа 1996 г. истец работала в должности учителя математики в средней школе № 26 г. Жезказгана, и с 24 августа 1996 г. по
24 августа 2009 г. в должности учителя математики в гимназии № 26 г. Жезказгана Республики Казахстан.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

13 марта 1992 г. заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения"» подписанное государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, согласно которому государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 6 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно пункту 5 которых для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта
1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 31 января 1994 г. № 1-369-18).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение.

В силу подпункта "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Пунктом 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) в 18 часов в неделю, в числе прочих, учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений.

Как следует из представленных документов Одарченко М.А. в спорные периоды времени осуществляла преподавательскую деятельность в должности учителя 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений и ей была установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) в размере 18 часов в неделю.

Материалами дела достоверно подтверждено, что недельная нагрузка Одарченко М.А. в должности учителя математики в Республики Казахстан в спорные периоды составляла 18 часов. Таким образом, в оспариваемые ответчиком периоды истец работала в учреждении и состояла в должности, поименованных вышеуказанным Списком, выполняла норму рабочего времени, предусмотренную законодательством, действующим в соответствующие периоды.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Согласно сведениям Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан» от 13 января 2015 г. накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01 января
1998 г. согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с указанного времени Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) ведет учет поступающих взносов. По имеющимся в базе ГЦВП сведениям на Одарченко М.А. перечислялись 10% обязательные пенсионные взносы.

Из представленной ведомости оборотов по транзитным счетам вкладчика следует, что на страховой счет Одарченко М.А. вносились обязательные пенсионные взносы (ОПВ), при этом, сведений о внесении обязательных пенсионных взносов в графах за март, август 2002 г., август 2003 г., август 2004 г., июнь, август 2005 г., июнь, август 2006 г., июль, август 2008 г., июль 2009 г. ведомость не содержит. Вместе с тем, с учетом того, что в указанные летние месяцы учителя школ находятся в очередных отпусках, что следует из сумм пенсионных взносов предшествующих указанным периодам (более высоким в 2-3 раза, нежели по остальным ежемесячным отчислениям), следует что перечисление необходимых ежемесячных взносов в пенсионный фонд производилось в месяце начисления отпускных денежных сумм.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в спорные периоды истец работала в должности учителя в общеобразовательном учреждении, поименованном Списком, с выработкой нормы рабочего времени, работодателем на застрахованное лицо уплачивались страховые взносы, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованном исключении ответчиком из специального трудового стажа истца спорных периодов работы.

Ссылка представителя ответчика на письмо пенсионного фонда РФ от
17 января 2017 г. № Л4-25-26/358 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части назначения досрочно страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации» не может распространять свое действие на возникшие правоотношения, с учетом того, что обращение за назначением досрочной страховой пенсии Одарченко М.А. последовало 24 мая 2016 г.

Доводы представителя ответчика об обратном, судебной коллегией отклоняются в связи с их несостоятельностью.

Поскольку с учетом включенных периодов продолжительность стажа педагогической деятельности Одарченко М.А. на момент обращения за назначением пенсии оставляла 26 лет 09 месяцев 21 день, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с указанного момента она имеет право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а также неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Одарченко М.А.

В связи с чем решение суда подлежит отмене в части, с принятием нового об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы Одарченко М.А. учителем математики в средней школе № 26 г. Жезказгана с 27 июля 1996 г. по 23 августа 1996 г. и учителем математики в гимназии № 26 г. Жезказгана с 24 августа 1996 г. по 24 августа 2009 г. и назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения за ее назначением.

В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 04 сентября 2017 г. отменить в части отказа в признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Одарченко М.А., возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии.

Принять новое решение, которым признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области от 19 июня 2017 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Одарченко М.А..

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Одарченко М.А. учителем математики в средней школе № 26 г. Жезказгана с 27 июля 1996 г. по 23 августа 1996 г. и учителем математики в гимназии № 26 г. Жезказгана с 24 августа 1996 г. по 24 августа 2009 г.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области назначить Одарченко М.А. досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – 24 мая 2016 г.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области в пользу Одарченко М.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи