Судья Волкова И.А. Дело № 33-10964/2023
(№ 2-155/2023)
64RS0035-02-2023-000151-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Крапивина А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Грибановой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Саратовской области, Федеральной налоговой службе Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему, возложении обязанностей включить в стаж гражданской службы периоды муниципальной службы, направить документы, предусмотренные для вынесения представления к назначению пенсии за выслугу лет, по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Саратовской области на решение Советского районного суда Саратовской области от 07 сентября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителей ответчиков Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области – ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчиков УФНС России по Саратовской области, ФНС России – ФИО3, полагавшего решение суда незаконным и необоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Саратовской области (далее – Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области), Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Саратовской области (далее – УФНС России по Саратовской области), Федеральной налоговой службе Российской Федерации (далее – ФНС России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему, возложении обязанностей включить в стаж гражданской службы периоды муниципальной службы, направить документы, предусмотренные для вынесения представления к назначению пенсии за выслугу лет.
Требования мотивированы тем, что 29 июля 2019 года она была уволена с должности ведущего специалиста-эксперта отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства федеральной государственной гражданской службы, которую она осуществляла в Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области. Служебный контракт был расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до приобретения ею права на страховую пенсию. В период с 20 августа 2007 года по 28 июля 2016 года она замещала должности муниципальной службы в администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, в период с 03 августа 2016 года по 06 ноября 2016 года в установленном законе порядке она получала пособие по безработице, что не прерывает её трудовой стаж, а в период с 07 ноября 2016 года по 29 июля 2019 года замещала должности в Межрайонной ИФНС № 9 по Саратовской области, что подтверждается записью в трудовой книжке. Полагая, что на момент её увольнения стаж государственной гражданской службы составлял более 25 лет, ею было подано заявление на имя начальника Межрайонной ИФНС № 2 по Саратовской области, которая является правопреемником Межрайонной ИФНС № 9 по Саратовской области о назначении ей пенсии за выслугу лет. Уведомлением Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области № 03-11/05526 от 17 марта 2023 года ФИО1 отказано в оформлении документов для назначения пенсии за выслугу лет, с указанием на отсутствие необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет, установленных п. 1.1. ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пакет документов возвращен заявителю (т. 1 л.д. 33). Считает, что в силу положений ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стаж её муниципальной и государственной гражданской службы взаимосвязан составляет более 25 лет, в связи с этим, считает отказ незаконным.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд, который с учетом уточнений просила признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в назначении пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих, выраженный в письме от 17 марта 2023 года № 03-11/05526; включить стаж муниципальной службы с 20 августа 2007 года по 28 июля 2016 года в стаж государственной гражданской службы, дающий ей право на назначение пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих; возложить на Межрайонную ИФНС России № 2 по Саратовской области обязанность направить документы, предусмотренные Перечнем документов, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 мая 2017 года № 436Н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в Федеральный орган налоговой службы России для вынесения представления к назначению ей пенсии за выслугу лет с 09 декабря 2022 года.
Решением Советского районного суда Саратовской области от 07 сентября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признан незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в назначении пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих, выраженный в письме от 17 марта 2023 года № 03-11/05526; стаж муниципальной службы с 20 августа 2007 года по 28 июля 2016 года включен в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение ФИО1 пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих; на Межрайонную ИФНС России № 2 по Саратовской области возложена обязанность направить документы, предусмотренные Перечнем документов, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 мая 2017 года № 436Н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в Федеральный орган налоговой службы России для вынесения представления к назначению ФИО1 пенсии за выслугу лет с 01 декабря 2022 года; в удовлетворении исковых требований к Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области, УФНС по Саратовской области, ФНС России о взыскании расходов по оплате государственной пошлины – отказано. Также отказано в удовлетворении исковых требований к ОСФР по Саратовской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, возложении обязанности по направлению документов в Федеральный налоговый орган России для вынесения представления к назначению пенсии за выслугу лет, взыскания расходов по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области просит об отмене решения в части удовлетворения исковых требований как постановленного с нарушением норм материального права, приводя доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Считает на отсутствии оснований для назначения истцу указанной пенсии ввиду отсутствия требуемого периода замещения должности федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением (не менее 7 лет).
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статья 2 которого относит к федеральным государственным гражданским служащим граждан, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, и включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный ранее действовавшими Указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 33, от 03 сентября 1997 года № 981, а также действующим Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
Статьей 7 названного Федерального закона определены условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим, в совокупность которых входят, в частности, стаж государственной службы требуемой продолжительности, замещение должности федеральной гражданской службы в течение определенного периода перед увольнением, различного в зависимости от оснований увольнения, назначение трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности).
Так, пунктом 1 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего), (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
На основании абз. 2 п. 1 указанной статьи федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по собственному желанию, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Ранее такое право может возникнуть только на основании п. 1.1 ст. 7 названного Федерального закона, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и не препятствует им по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.
При этом закрепленное в п. 2 ст. 7 названного Федерального закона правило о том, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой (ранее - к трудовой) пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), и выплачивается одновременно с ней, в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы.
В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, включены, в частности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) (пункт 13).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н утвержден перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты.
В соответствии с пп. «г» п. 1 Перечня (в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии), одним из документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих является копия пенсионного удостоверения или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
Правилами обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, являющимися приложением № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н определен порядок обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - пенсия за выслугу лет), ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 указанных Правил документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению № 1 к настоящему Приказу (далее - Перечень документов), подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее - федеральный орган), или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.
Согласно п. 7 Правил, гражданин Российской Федерации вправе самостоятельно представить в кадровую службу справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной пенсии.
Кадровая служба в 5-дневный срок со дня регистрации заявления осуществляет запрос в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о факте назначения гражданину Российской Федерации страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в электронной форме (по защищенным каналам связи), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, либо на бумажном носителе.
В случае подачи гражданином Российской Федерации заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, в территориальный орган, кадровая служба территориального органа в течение 14 дней со дня их регистрации направляет указанные заявление и документы в соответствующий федеральный орган.
Кадровая служба федерального органа рассматривает заявление и другие документы, предусмотренные Перечнем документов, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, оформляет справку о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет (п. 8 Правил).
В случае необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков в оформлении заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, федеральный орган, территориальный орган в течение 14 дней со дня регистрации заявления направляет гражданину Российской Федерации информацию о необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков в оформлении указанных документов в течение 3 месяцев со дня поступления указанной информации (п. 10 Правил).
Исходя из положений п. 11 Правил, федеральный орган в месячный срок со дня регистрации заявления (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) оформляет и направляет на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации представление к назначению пенсии за выслугу лет гражданина Российской Федерации и необходимые документы к нему, либо отказывает в оформлении представления, о чем сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации с указанием причин отказа, и возвращает ему документы.
В случае непредставления гражданином Российской Федерации недостающих документов и (или) неустранения имеющихся недостатков в оформлении заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, в установленный пунктом 10 настоящих Правил срок указанные заявление и документы возвращаются заявителю без рассмотрения (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации регистрирует поступившее представление к назначению пенсии и прилагаемые документы, рассматривает их, проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно п. 14 Правил Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в месячный срок со дня регистрации представления к назначению пенсии (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) определяет ее размер и принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 5 к настоящим Правилам, либо отказывает в ее назначении, о чем в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации и федеральному органу с указанием причин отказа, и возвращает документы федеральному органу. При несогласии гражданина Российской Федерации с решением об отказе в назначении пенсии за выслугу лет он вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
В случае непредставления федеральным органом недостающих документов, предусмотренных Перечнем документов, и (или) неустранения имеющихся недостатков в их оформлении в установленный п. 13 настоящих Правил срок, представление к назначению пенсии и указанные документы (за исключением представления к назначению пенсии, поступившего в форме электронного документа) возвращаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации федеральному органу, представившему их, без рассмотрения (п. 15 Правил).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 29 июля 2019 года служебный контракт, заключенный Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области с ФИО1 был расторгнут, она была освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т. 1 л.д. 62).
С 15 декабря 2019 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости (т. 1 л.д. 60-61).
09 декабря 2022 года ФИО1 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 2 по Саратовской области с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, предоставив необходимый пакет документов (т. 1 л.д. 31-32,34-35).
Уведомлением Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области № 03-11/05526 от 17 марта 2023 года ФИО1 отказано в оформлении документов для назначения пенсии за выслугу лет, с указанием на отсутствие необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет, установленных п. 1.1. ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (т. 1 л.д. 33).
Отказывая ФИО1 в назначении пенсии за выслугу лет, Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области сослалась на отсутствие необходимых условий, предусмотренных п. 1.1. ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, а именно – замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет непосредственно перед увольнением, указывая на то, что стаж ФИО1 перед увольнением составлял 2 года 8 месяцев 23 дня.
Согласно записям 33-36 вкладыша в трудовую книжку, ФИО1 непосредственно перед увольнением замещала должности федеральной государственной гражданской службы (главного специалиста-эксперта отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, ведущего специалиста-эксперта отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства) в период с 07 ноября 2016 года по 29 июля 2019 года в Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области в течение 2 лет 8 месяцев 23 дней (т. 1 л.д. 22-29).
Перед замещением должностей федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области, ФИО1 временно не работала в течение 3 месяцев 9 дней (с 03 августа 2016 года по 06 ноября 2016 года) в установленном законном порядке получала пособие по безработице, что подтверждается справкой № 1109 от 10 ноября 2016 года ГКУ Саратовской области «Центр занятости населения Федоровского района» (т. 1 л.д. 30).
В период с 20 августа 2007 года по 28 июля 2016 года ФИО1 замещала должности муниципальной службы в администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, что составляет 8 лет 11 месяцев 9 дней, о чем свидетельствуют записи 27-32 вкладыша в трудовую книжку (т. 1 л.д. 22-29).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования истца о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему, возложении обязанностей включить в стаж гражданской службы периоды муниципальной службы, направить документы, предусмотренные для вынесения представления к назначению пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Правилам, полномочия по анализу содержания представленных гражданином документов и их возврат заявителю без рассмотрения, предоставлены Федеральной налоговой службе Российской Федерации, а не территориальному органу, которым является Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области. Возврат документов заявителю, то есть отказ в направлении их в Федеральную налоговую службу Российской Федерации препятствует принятию полномочным федеральным органом - Федеральной налоговой службой Российской Федерации решения, имеющего непосредственное значение для принятия Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации решения относительно права на пенсию за выслугу лет. Кроме того суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды замещения истцом должностей муниципальной службы и периоды получения пособия по безработице подлежат включению в стаж государственной гражданской службы, в связи с чем период замещения истцом должности федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением составил более 7 лет, предусмотренных п. 1.1 ст. 7 Закона, что создает необходимые условия для назначения истцу пенсии за выслугу лет, установленных ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в полномочия кадровой службы территориального органа не входит возврат заявителю документов.
В целом апелляционная жалоба полностью воспроизводит правовую позицию ответчика, занятую им в суде первой инстанции, проверенную судом в полном объеме и получившую мотивированную оценку в решении, с которой судебная коллегия соглашается.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда и являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
В остальной части указанное решение сторонами не обжаловано, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Саратовской области от 07 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: