Судья Монина О.И. Дело № 33- 7564
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Стрельцовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Фомина А.В. к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, возложении обязанности назначить меру социальной поддержки, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее – КСПН) на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июля 2016 года, которым вышеуказанные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Фомина А.В. обратился в суд с исковыми требованиями о признании незаконным решения комитета об отказе в назначении меры социальной поддержки и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ответчик отказал ему в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений, указав, что не предоставлены документы, подтверждающие право на компенсацию мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Полагал отказ незаконным, ссылаясь на положения Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Закона от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 25 марта 2016 года об отказе в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)», возложить обязанность назначить ему указанную меру социальной поддержки по адресу фактического проживания и оплаты им коммунальных услуг: <адрес> Б, <адрес>, с даты подачи заявления о назначении выплаты с 15 марта 2016 г. на основании заявления от 15 марта 2016 года и представленных документов. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе КСПН просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Представитель КСПН Данилова О.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы подержала, Фомин А.В. полагал решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований.
В п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Положениями ч.ч. 1, 2 ст. 3 Закона Саратовской области от 24.09.2015 года №111-ЗСО «Об установлении порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (далее - Закон №111-ЗСО) предусмотрено, что компенсация предоставляется гражданам учреждением социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору граждан) на основании документов, подтверждающих право гражданина на получение компенсации. Заявление-обязательство о назначении (перерасчете размера) ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - заявление-обязательство) и документы по выбору гражданина или его законного (уполномоченного) представителя могут быть представлены в учреждение социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору гражданина) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии).
В ч.8 ст. 5 вышеуказанного закона установлено, что основаниями для принятия решения об отказе в назначении компенсации являются:
выявление недостоверных сведений в документах, указанных в статье 4 настоящего Закона;
непредставление документов, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, обязанность по представлению которых возложена на гражданина;
отсутствие у гражданина оснований, дающих право на получение компенсации, указанных в статье 1 настоящего Закона;
невыполнение условия, установленного абзацем третьим части 2 статьи 4 настоящего Закона.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Фомин А.В. имеет права и льготы, установленные ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», как ветеран боевых действий. Истец обратился в КСПН с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, приложив к заявлению копию паспорта РФ, копии удостоверения, свидетельства №2208 о регистрации по месту пребывания - <адрес> на срок с 28.10.2015 по 28.10.2018 г., справку Саратовского военного института внутренних войск о проживании Фомина А.В. и членов его семьи в служебной квартире по адресу: <адрес>Б, <адрес>, с 2013 года, счет за февраль об оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), приходный кассовый ордер об оплате найма служебного помещения, реквизиты счета, открытого в кредитной организации для перечисления денежных сумм.
Решением КСПН от 25.03.2016 года Фомину А.В. было отказано в назначении указанной меры социальной поддержки в соответствии со ст. 3 и п. 8 ст. 5 Закона Саратовской области от 24.09.2015 года №111-ЗСО «Об установлении порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области».
В решении указано, что Фомин А.В. обратился за назначением ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу регистрации по месту пребывания на территории военного института: <адрес>. По данному адресу заявитель не производит оплату за жилое помещение. Для назначения ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявитель представил платежный документ, оформленный на его имя по адресу фактического проживания в служебной квартире по адресу: <адрес>Б, <адрес>. Регистрации по данному адресу Фомин А.В. и члены его семьи не имеют.
Из паспорта Фомина А.В. следует, что последний зарегистрирован по адресу <адрес>, в/часть 3703.
Согласно свидетельству №2208 о регистрации по месту пребывания Фомин А.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 28.10.2015 года по 28.10.2018 года.
Как следует из справки Саратовского Краснознаменного военного института внутренних войск от 22.04.2016 №28/16 по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 28.10.205 года по 28.10.2018 года зарегистрированы Фомин А.В. и члены его семьи: жена ФИО6 и дочь ФИО7 Проживают в служебной 2-х комнатной квартире (в составе семьи 3 человека он, жена, дочь) по адресу: <адрес>Б, <адрес>, с 2013 года.
Согласно договору найма специализированного жилого помещения №46 от 01.10.2013 года Фомину А.В. и членам его семьи: жена ФИО6, дочь ФИО7 на время прохождения военной службы передано в пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, квартира состоящая из 2-х изолированных комнат в отдельной квартире общей площадью 67,1 кв.м, жилой площадью 35,2 кв. м, расположенное по адресу <адрес> Б, <адрес>. По указанному адресу Фоминым А.В. оплачиваются жилищно-коммунальные услуги.
Удовлетворяя частично исковые требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд посчитал, что истец и совместно проживающие с ним члены его семьи не могут быть лишены предоставленного им законом права на получение мер социальной поддержки только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Кроме того, истец в силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» зарегистрирован по месту прохождения военной службы по контракту, где не проживает по независящим от него причинам, проживает в жилом помещении, предоставленным в связи с прохождением военной службы, за которое оплачивает жилищно-коммунальные услуги, а потому истец объективно лишен возможности получать компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, гарантированную ему и членам его семьи п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», что ограничивает его право и препятствует к реализации им своих прав и свобод в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа Фомину А.В. в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)»
Судебная коллегия считает ошибочными вышеуказанные выводы суда.
Согласно ч.2 ст.3 Закона №111-ЗСО заявление-обязательство о назначении (перерасчете размера) ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - заявление-обязательство) и документы по выбору гражданина или его законного (уполномоченного) представителя могут быть представлены в учреждение социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору гражданина) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии).
В ст. 4 вышеуказанного закона установлено, что для назначения компенсации необходимо предоставить, в том числе свидетельство о регистрации по месту пребывания или сведения о регистрации по месту пребывания (для граждан, получающих компенсацию по месту пребывания); платежные документы или сведения о фактически начисленных и оплаченных суммах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) гражданина и (или) суммах и периодах задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Из положений ч. 7 ст. 4 Закона №111-ЗСО следует, что учреждения социальной защиты населения на основании документов (сведений), указанных в части 1 настоящей статьи, ведут учет данных, необходимых для определения права гражданина на получение компенсации и размера этой компенсации (наличие у гражданина иных оснований, дающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, адрес места жительства (пребывания), состав семьи, размер занимаемой площади жилого помещения, потребляемые жилищно-коммунальные услуги, тип и фонд жилья, вид отопления).
В ч.3 ст.5 Закона №111-ЗСО установлено, что компенсация по месту пребывания назначается гражданину на срок, установленный свидетельством о регистрации по месту пребывания. По окончании срока регистрации по месту пребывания выплата компенсации приостанавливается. В случае представления нового свидетельства о регистрации по месту пребывания или сведений о регистрации по месту пребывания по тому же адресу выплата компенсации возобновляется с даты такой регистрации.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Закона №111-ЗСО, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу могла быть назначена при условии совпадения места пребывания его и членов семьи с местом оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Договор найма специализированного жилого помещения не является основанием для определения на его основании срока назначения льготнику компенсации.
Нормы Закона №111-ЗСО в установленном порядке незаконными не признаны.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для частичного удовлетворения исковых требований Фомина А.В.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение не оспаривается.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июля 2016 года отменить в части признания незаконным решения Государственного автономного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от 25.03.2016 г. об отказе Фомину А.В. в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет)»; возложения обязанности на Государственное автономное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» назначить Фомину А.В. меру социальной поддержки «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес> Б, <адрес>, с 15 марта 2016 года.
Принять новое решение в указанной части, которым отказать Фомину А.В. в удовлетворении вышеуказанных исковых требований
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06 июля 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи