НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 07.09.2023 № 2А-885/2023

Судья Гамидова Т.Г. Дело № 33а-7620/2023 (№ 2а-885/2023)

64RS0046-01-2023-000370-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2023 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

судей Чаплыгиной Т.В., Дементьева А.А.

при секретаре Сергеевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области к ФИО1 ФИО9 о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО10 на решение Ленинского районного суда города Саратова от 19 апреля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Совкича А.П., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (далее по тексту – МРИ ФНС № 23) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год в размере 8426 рублей, пени 74 рубля 01 копейку, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированное размере за 2021 год в размере 32 448 рублей, пени 285 рублей, по земельному налогу за 2019 год в размере 389 рублей, пени 11 рублей 84 копейки, по земельному налогу за 2020 год в размере 4 049 рублей, пени 13 рублей 16 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 5 043 рублей, пени 16 рублей 39 копеек, по транспортному налогу за 2020 год в размере 4 125 рублей, пени 13 рублей 41 копейку, пени по транспортному налогу за 2017-2019 годы в размере 1 129 рублей 76 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2019 годы в размере 2 287 рублей 86 копеек, по пени по земельному налогу за 2017-2019 годы в размере 1 848 рублей 81 копейки.

Требования мотивированны тем, что ФИО1 состоит на учёте в МРИ ФНС № 23 по Саратовской области в качестве налогоплательщика.

Административному ответчику неоднократно направлялись уведомления и требования об уплате налоговой задолженности, задолженности по страховым взносам, однако в установленный срок они исполнены не были.

Спорные суммы задолженности взысканы с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского города Саратова от 17 мая 2022 года, который определением мирового судьи от 25 июля 2022 года отменён на основании представленных административным ответчиком возражений относительно его исполнения. В связи с этим 23 января 2023 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 19 апреля 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Также с ФИО1 в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме 1 834 рубля 40 копеек.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Автор жалобы указывает, что поскольку он является инвалидом второй группы, налог на земельный участок рассчитан неправильно, должен быть снижен, а транспортный налог не подлежит взысканию. Так же указывает, что адресу: <адрес> расположен жилой дом, а не квартира. Кроме того, в обоснование жалобы ссылается на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании транспортного, земельного и имущественного налога за 2017-2019 годы.

Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объёме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 3, статей 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

Размер страховых взносов, подлежащих уплате плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование установлен статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В пункте 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога для физических лиц определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2019 году ФИО1 начислен земельный налог за принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 388 600 рублей, в размере 389 рублей (388 600 рублей х 0,10 х 12/12).

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 2885921 от 03 августа 2020 года, содержащее сведения о необходимости оплаты земельного налога. Налоговое уведомление направлено заказным письмом, что подтверждается списком № 1202439 и штампом почтового отделения 603094.

В связи с неоплатой в установленный срок земельного налога за 2019 год, в адрес ФИО1 направлено требование № 35987 по состоянию на 22 июня 2021 года об уплате земельного налога за 2019 год в размере 389 рублей, пени – 11 рублей 84 копейки (за период с 02 декабря по 21 июня 2021 года, за 202 дня: по ставке ЦБ 4,25(4,50/4,50/4,50/5,00/5,00/5,00/5,0) ( по формуле П = Н х 1/300Сцб х КД). Указанное требование направлено ФИО2 заказным письмом, что подтверждается списком 1492 и штампом почтового отделения.

В 2020 году ФИО1 начислен земельный налог за принадлежащие ему на праве собственности земельные участки:

- с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 388 600 рублей, в размере 389 рублей (388 600 рублей х 0,10 х 12/12);

- с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> с кадастровой стоимостью 788 370 рублей, в размере 2 365 рублей (788 370 х 0,30);

- с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 331 751 рубль, в размере 332 рубля (331 751 х 0,10);

- с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 270 047 рублей, в размере 270 рублей (270 047 х 0,10);

- с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 394 360 рублей, в размере 299 рублей (298 625 х 0,10);

- с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в размере 394 руб. (394 360 х 0,10).

За 2020 год начислен земельный налог в общей сумме 4 049 рублей (389 + 2 365 + 332 + 270 +299 + 299).

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 2453407 от 01 сентября 2021 года, содержащее сведения о необходимости оплаты земельного налога за 2020 год. Налоговое уведомление направлено заказным письмом, что подтверждается списком № 1492 и штампом почтового отделения 412000.

В связи с неоплатой в установленный срок земельного налога за 2020 год, в адрес ФИО1 направлено требование № 66522 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате земельного налога за 2020 год в размере 4 049 рублей, пени – 13 рублей 16 копеек (за период с 02 по 14 декабря 2021 года, за 13 дней: по ставке ЦБ 7,50 (по формуле П = Н х 1/300Сцб х КД). Указанное требование направлено ФИО2 заказным письмом, что подтверждается списком № 1492 и штампом почтового отделения.

В 2020 году ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц за принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 10 058 888 рублей. Налог начислен в размере 5 043 рублей ((69 035 – 3 554) х 0,6 + 3 554).

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 2453407 от 01 сентября 2021 года. Налоговое уведомление направлено заказным письмом, что подтверждается списком № 1492 и штампом почтового отделения 412000.

В связи с неоплатой в установленный срок налога на имущество за 2020 год, в адрес ФИО1 направлено требование № 66522 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате налога на имущество за 2020 год в размере 5 043 рублей, пени – 16 рублей 39 копеек (за период с 02 по 14 декабря 2021 года, за 13 дней (5 043 х 13 х 0,00025). Указанное требование направлено ФИО2 заказным письмом, что подтверждается списком № 1492 и штампом почтового отделения.

В течении 11 месяцев 2020 года ФИО1 являлся собственником автомобиля ХЕНДЭ СОНАТА 2.0 МТ, с государственным регистрационным знаком , мощностью двигателя 150 лошадиных сил. Административному ответчику был начислен транспортный налог в размере 4 125 рублей (150 х 30 х 1 х 11/12).

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 2453407 от 01 сентября 2021 года. Налоговое уведомление направлено заказным письмом, что подтверждается списком № 1492 и штампом почтового отделения 412000.

В связи с неоплатой в установленный срок транспортного налога на за 2020 год, в адрес ФИО1 направлено требование № 66522 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 4 125 рублей, пени – 13 рублей 41 копейка (за период с 02 по 14 декабря 2021 года, за 13 дней (4 125 х 13 х 0,00025). Указанное требование направлено ФИО1 заказным письмом, что подтверждается списком № 1492 и штампом почтового отделения.

В 2017 и 2018 годах ФИО1 являлся собственником автомобиля ХЕНДЭ СОНАТА 2.0 МТ, с государственным регистрационным знаком <***>, мощностью двигателя 150 лошадиных сил. В связи с неоплатой в установленный срок транспортного налога за 2017 и 2018 годы были начислены пени:

- за 2017 год в размере 625 рублей 74 копейки (задолженность по транспортному налогу взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 09 сентября 2019 года № 2а-3186/2019. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 660659/21/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 28 июня 2021 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 04 февраля 2019 года по 10 декабря 2020 года начислены пени за 676 дней по ставке ЦБ 7,75(7,5/7,25/7/6,6/6,25/6/5,5/4,5/4,25) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД);

- за 2018 год в размере 504 рубля 02 копейки (задолженность по транспортному налогу взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 12 августа 2020 года № 2а-3675/2020. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 111000/20/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 14 декабря 2020 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 28 января 2020 года по 07 ноября 2021 года начислены пени за 650 дней по ставке ЦБ 6,25(6/5,5/4,5/4,25/4,5/5/5,5/6,5/6,75/7,5) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД).

В 2014, 2017, 2018 годах в собственности ФИО1 был жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>. В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2014, 2017, 2018 года ФИО1 начислены пени:

- за 2014 год в размере 1 329 рублей 59 копеек (с учетом частичной оплаты пени в размере 113 рублей 38 копеек) (задолженность по налогу на имущество физических лиц взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 15 октября 2019 года № 2а-3741/2019. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 56085/20/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 03 ноября 2021 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 02 декабря 2017 года по 29 октября 2020 года (на сумму 6 011 рублей и 5 966 рублей 33 копейки в связи с частичной оплатой налога) начислены пени за 676 дней по ставке ЦБ 7,75(7,5/7,25/7/6,6/6,25/6/5,5/4,5/4,25) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД);

- за 2017 год в размере 490 рублей 06 копеек (с учетом частичной оплаты пени в размере 03 рубля 49 копеек, 00 рублей 63 копейки) (задолженность по налогу на имущество физических лиц взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 09 сентября 2019 года № 2а-3186/2019. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 660659/21/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 28 июня 2021 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 04 февраля 2019 года по 10 декабря 2020 года начислены пени за 676 дней по ставке ЦБ 7,75(7,5/7,25/7/6,6/6,25/6/5,5/4,5/4,25) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД);

- за 2018 год в размере 468 рублей 21 копейка (задолженность по налогу на имущество физических лиц взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 12 августа 2020 года № 2а-3675/2020. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 111000/20/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 14 декабря 2020 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 28 января 2020 года по 07 ноября 2021 года (на сумму 4 855 рублей и 3 564 рубля в связи с частичной оплатой налога) начислены пени за 650 дней по ставке ЦБ 6,25(6/5,5/4,5/4,25/4,25/4,5/5/5,5/6,5/6,75/7,5) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД).

В 2016-2018 годах ФИО1 являлся плательщиком земельного налога, в связи с неоплатой в установленный срок задолженности по оплате земельного налога за указанный период начислены пени:

- за 2016 год в размере 68 рублей 24 копейки (задолженность по земельному налогу взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 09 сентября 2019 года № 2а-3186/2019. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 660659/21/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 28 июня 2021 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 04 февраля 2019 года по 10 декабря 2020 года начислены пени за 676 дней по ставке ЦБ 7,75(7,5/7,25/7/6,6/6,25/6/5,5/4,5/4,25) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД);

- за 2017 год в размере 960 рублей 57 копеек (на сумму 6 856 рублей и 142 рубля в связи с частичной оплатой налога) (задолженность по земельному налогу взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 09 сентября 2019 года № 2а-3186/2019. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 660659/21/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 28 июня 2021 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 04 февраля 2019 года по 24 июня 2021 года начислены пени за 873 дня по ставке ЦБ 7,75(7,5/7,25/7/6,5/6,25/6/5,5/4,5/4,25/4,25/4,5/5/5,5) (по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД);

- за 2018 год в размере 860 рублей (задолженность по земельному налогу взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 12 августа 2020 года № 2а-3675/2020. Задолженность погашена в полном объеме в рамках исполнительного производства № 111000/20/64049-ИП, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 2 от 14 декабря 2020 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). За период с 28 января 2020 года по 07 ноября 2021 года начислены пени за 650 дней по ставке ЦБ 6,25(6/5,5/4,5/4,25/4,5/5/5,5/6,5/6,75/7,5) ( по формуле П = Н ? 1/300Сцб ? КД).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов по состоянию на 08 ноября 2021 года налогоплательщику было направлено требование № 58876 об уплате налогов, пени в срок до 22 декабря 2021 года. В данное требование вошли пени по транспортному налогу 652 рубля 74 копейки (за 2017 год) и 504 рубля 02 копейки (за 2018 год), пени по налогу на имущество физических лиц 1 879 рублей 65 копеек (за 2014 год – 1 329 рублей 59 копеек, за 2017 год – 490 рублей 06 копеек) и 468 рублей 21 копейка (за 2018 год), пени по земельному налогу 988 рублей 81 копейка (за 2016 год – 28 рублей 24 копейки, за 2017 год – 960 рублей 57 копеек) и 860 рублей (за 2018 год). Требование было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом, что подтверждается списком № 1644135 и штампом почтового отделения № 603094. До настоящего времени пени оплачены не были.

В связи с неисполнением требований № 35987, № 66522, № 58876, № 3948, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова, спорные суммы задолженности были взысканы с ФИО1, однако в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебный приказ отменён определением от 25 июля 2022 года.

23 января 2023 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что административным истцом соблюден установленный законом порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности.

Налоговый орган обратился в суд в установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда первой инстанции в данной части не имеется.

Удовлетворяя административные исковые требования и взыскивая с административного ответчика задолженность по взносам на медицинское и пенсионное страхование за 2021 год и пени, суд первой инстанции, исходил из того, что доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности по страховым взносам и пени, налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов и пени, транспортного налог и пени, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в предъявленной к взысканию сумме, как того требуют положения части 1 статьи 62 КАС РФ, суду не представлено. Представленные подробные расчёты задолженности судом первой инстанции проверены, и судебная коллегия также считает их арифметически верными.

При рассмотрении административного дела судом первой инстанции было установлено, что ФИО1 является плательщиком страховых взносов, которому было выставлено требование № 3948 по состоянию на 11 февраля 2022 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, пени – 285 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей, пени 74 рубля 01 копейка за 2021 год. Срок исполнения требования установлен до 22 марта 2022 года.

Требование не было исполнено в добровольном порядке.

Спорная сумма задолженности взыскана с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова, который определением мирового судьи от 25 июля 2022 года отменён.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что налоговый орган обратился с требованием о взыскании с административного ответчика обязательных платежей в пределах предоставленных полномочий. В ходе судебного разбирательства установлено, что у административного ответчика имеется непогашенная задолженность по вышеуказанному требованию. МРИ ФНС № 20 соблюдены порядок и сроки взыскания обязательных платежей, предусмотренные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчёт взыскиваемых сумм суд признал правильным.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос 12), статья 287 КАС РФ предъявляет специальные требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций. В силу пункта 4 части 1 данной статьи названное административное исковое заявление должно быть оформлено в соответствии с частью 1 статьи 125 КАС РФ с обязательным указанием сведений о направлении административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке. При этом к такому заявлению прилагается копия направленного требования (часть 2 этой же статьи). Таким образом, направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для обращения в суд. В случае если в административном исковом заявлении отсутствуют сведения о направлении требования административному ответчику либо такие сведения указаны, но не приложены соответствующие документы, судье надлежит оставить заявление без движения для устранения данного недостатка (часть 1 статьи 130 Кодекса). Непредставление названных документов в срок, указанный в определении судьи, является основанием для возвращения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций (пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Административным истцом представлен реестр о направлении в адрес ФИО1 требования № 3948 простой почтовой корреспонденцией, что не соответствует требованиям, установленным частью 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление административному ответчику требования № 3948, послужившего основанием для обращения в суд в установленном законом порядке. Не представлены такие доказательства налоговым органом и по запросу судебной коллегии.

В соответствии с пунктами 1 и 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел, а также, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Учитывая нарушение налоговым органом процедуры обращения в суд за принудительным взысканием задолженности, предусматривающей обязательное направление административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке, и неустранение названных недостатков административного иска налоговым органом, не освобождённым от обязанности доказывания данных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для оставления административного искового заявления МРИ ФНС № 20 без рассмотрения.

В такой ситуации, руководствуясь пунктом 4 статьи 309, пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым решение Ленинского районного суда города Саратова от 19 апреля 2023 года отменить в части взыскания с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 20 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год в размере 8 426 рублей, пени 74 рублей 01 копейки, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год в размере 32 448 рублей, пени 285 рублей, административное исковое заявление МРИ ФНС № 20 в названной части оставить без рассмотрения.

Оставление административного искового заявления МРИ ФНС № 20 без рассмотрения не препятствует налоговому органу вновь обратиться в суд с данным административным исковым заявлением после устранения названных выше обстоятельств (часть 3 статьи 197 КАС РФ).

В связи с изменением суммы, подлежащей к взысканию с ФИО1 (389 + 11,84 + 4 049 + 13,16 + 5 043 + 16,39 + 4 125 + 13,41 + 1 129,76 + 2 287,86 + 1 848,81 = 18 927,23) и в соответствии с положениями пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 114 КАС РФ и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учётом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина, подлежащая перечислению в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» составит 757 рублей 09 копеек.

Довод апелляционной жалобы о пропуске срока налоговым органом срока на обращение в суд судебная коллегия находит несостоятельным, исходя из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

В адрес ФИО1 были направлены требования о необходимости оплаты задолженности по налогам и сборам.

В связи с тем, что задолженность не была оплачена, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова от 17 мая 2022 года, спорные суммы задолженности были взысканы с ФИО1

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебный приказ отменён определением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского города Саратова, от 25 июля 2022 года.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

23 января 2023 года налоговый орган обратился в Ленинский районный суд города Саратова с настоящим административным исковым заявлением.

Таким образом, налоговым органом последовательно соблюдены предусмотренные законом сроки на обращение в суд.

Довод жалобы о том, что налог на земельный участок рассчитан неправильно, должен быть снижен, а транспортный налог не подлежит взысканию в связи с тем, что административный ответчик является инвалидом второй группы отклоняется судебной коллегией, поскольку как следует из материалов дела ФИО1 впервые признан инвалидом 3 группы 08 апреля 2021 года, с 01 05 2022 года признан инвалидом второй группы. Согласно заявленным требованиям административный истец просит взыскать недоимку по налогам за предшествующие периоды.

Довод жалобы о том, что неверно исчислен налог на имущество физических лиц за квартиру, расположенную по адресу: <...>, поскольку данный объект недвижимости является жилым домом не принимается судебной коллегией исходя из следующего.

Согласно сведениям МРИ ФНС № 23, представленным им регистрирующим органом, наименование объект недвижимости с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом. В налоговом уведомлении № 2453407 от 01 сентября 2021 года в расчете налога на имущество физических лиц приведен расчет налога на жилой дом на сумму 5 043 рубля. В требовании № 66522 сумма налога 5 043 рублей, исчисленная на объект налогообложения в соответствии с уведомлением. Допущенная в мотивировочной части решения суда первой инстанции описка в наименовании объекта недвижимости «квартира» является очевидной, не затрагивает существа вынесенного по делу решения, является технической и на правильность выводов суда не влияет, поскольку как видно из решения суда все расчёты применены для объекта недвижимости как жилого дома.

Руководствуясь пунктами 1 и 5 части 1 статьи 196, статьями, 307, 308, 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьёй 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 19 апреля 2023 года отменить в части взыскания с ФИО1 ФИО11 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год в размере 8 426 рублей, пени 74 рублей 01 копейки, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в фиксированном размере за 2021 год в размере 32 448 рублей, пени 285 рублей.

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области к ФИО1 ФИО12 в части взыскании страховых взносов недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2021 год в размере 8 426 рублей, пени 74 рублей 01 копейки, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в фиксированном размере за 2021 год в размере 32 448 рублей, пени 285 рублей оставить без рассмотрения.

Взыскать с ФИО1 ФИО13 в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 757 рублей 09 копеек.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Саратова от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО14 – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: