НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 05.06.2020 № 2-2-2614/19

Судья Ефремова Т.С. Дело № 33-2753/2020

№ 2-2-2614/2019

64RS0004-01-2019-002987-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июня 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Негласона А.А., Сугробовой К.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Понизяйкиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Балаково Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной защиты населения Балаковского района» о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по апелляционным жалобам Министерства труда и социальной защиты Саратовской области, государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной защиты населения Балаковского района» на решение Балаковского районного суда Саратовской области от <дата>, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Сугробовой К.Н., объяснения представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Пилипенко И.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Ковальской Д.В., возражавшей против отмены решения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, поступившие на нее возражения, судебная коллегия,

установила:

исполняющий обязанности прокурора города Балаково Саратовской области (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением (уточненным) в защиту прав и законных интересов ФИО1 к государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» (далее - ГКУ СО «УСПН Балаковского района») о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» является получателем мер социальной поддержки. ГКУ СО «УСПН Балаковского района» мера социальной поддержки по позиции «взнос на капитальный ремонт» в составе ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «реабилитированные лица» определяется ФИО1 в следующем порядке: 42 кв.м (норматив общей площади жилого помещения на семью из 2-х человек) / 2 (количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении) х 6 руб. 22 коп. (минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в городе Балаково Саратовской области, установленный постановлением Правительства Саратовской области от 13 ноября 2013 года № 616-П) х 50% = 65 руб. 31 коп. В нарушение требований Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» при расчете ФИО1 меры социальной поддержки по позиции «взнос на капитальный ремонт» ГКУ СО «УСПН Балаковского района» необоснованно произведено уменьшение норматива общей площади жилого помещения на семью из 2 человек с 42 кв.м до 21 кв.м, в связи с чем компенсация предоставляется ФИО1 в заниженном размере, что нарушает его права и законные интересы.

Полагая права ФИО1 нарушенными, прокурор в защиту его прав и законных интересов обратился в суд, который просил, с учетом уточнения заявленных требований, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет предоставленной ФИО1 ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по позиции «капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» за период с 01 ноября 2016 года по 31 августа 2019 года из расчета: 42 кв.м (норматив общей площади жилого помещения на семью из 2 человек) х 6 руб. 22 коп. (минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в г. Балаково, установленный на территории Саратовской области постановлением Правительства Саратовской области от 13 ноября 2013 года № 616-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах») х 50 %.

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 20 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерством труда и социальной защиты Саратовской области и ответчиком ГКУ СО «УСПН Балаковского района» были поданы апелляционные жалобы, в которой просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Авторы жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении суда. Указывают, что решение вынесено с нарушением норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Саратовской области прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что супруге ФИО1ФИО1 как льготнику из категории «ветеран труда» компенсация по позиции «взнос за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», входящей в состав ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не выплачивается, поскольку она не является собственником жилого помещения, в котором зарегистрирована и проживает, и не несет расходы по уплате взносов на капитальный ремонт.

Иные лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании подп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области урегулированы Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» (далее - Закон № 372-ЗСО).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 1, п. 9 ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Закона № 372-ЗСО реабилитированные лица имеют право на социальную поддержку, в том числе в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая производится органами социальной защиты населения области.

Размер, порядок и условия предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяются законом области (часть 2 статьи 6 Закона № 372-ЗСО).

В Саратовской области размер, порядок и условия предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируются Законом Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 109 –ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (далее - Закон № 109-ЗСО).

Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 109-ЗСО мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива) в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – компенсация) предоставляется в соответствии с Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» следующим категориям граждан, проживающих в Саратовской области, реабилитированным лицам; лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 109-ЗСО гражданам, указанным в п. 4, 5 ч. 1 ст. 1 настоящего Закона, проживающим с ними членам их семей предоставляется, в том числе, ежемесячная компенсация расходов в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади.

Согласно постановлению правительства Саратовской области от 13 ноября 2013 года № 616-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Балаковского района Саратовской области установлен в размере 06 рублей 22 копейки на 1 кв.м общей площади помещения в многоквартирном доме.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, ФИО1 является собственником квартиры, состоящей из 3 комнат, общей площадью 63,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается договором от <дата> на передачу жилья в собственность граждан.

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО1 и его супруга ФИО1, которые несут расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Истец ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете в ГКУ СО «УСПН Балаковского района Саратовской области» согласно льготной категории «реабилитированные лица» и в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Законами № 372-ЗСО, № 109-ЗСО является получателем мер социальной поддержки, в том числе с 01 ноября 2015 года ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается свидетельством серии А , справкой от <дата>, выданной ГКУ СО «УСПН Балаковского района».

Установлено, что мера социальной поддержки по позиции «взнос на капитальный ремонт» в составе ЕКР на ЖКУ по льготной категории «реабилитированные лица» определена ответчиком только ФИО1 в размере 65 руб. 31 коп., исходя из следующего расчета: 42 кв.м (норматив общей площади жилого помещения на семью из двух человек) : 2 (количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении) х 6 руб. 22 коп. (минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в г. Балаково, установленный на территории Саратовской области постановлением Правительства от 13 ноября 2013 года № 616-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах») х 50%.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 109-ЗСО ежемесячная компенсация гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона предоставляется исходя из фактически оплаченных отраженных в платежных документах или сведениях сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном статьей 2 настоящего Закона для соответствующей категории граждан.

Денежная компенсация в счет возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по позиции «взнос на капитальный ремонт» за период с <дата> и по <дата>, фактически была выплачена ФИО1, что подтверждается аналитической справой представленной со стороны ответчика суду первой инстанции.

Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что предоставление ФИО1 ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг конкретно по позиции «взнос на капитальный ремонт общего имущества и многоквартирном доме» исходя из норматива 42 кв.м на состав семьи из 2 человек, с учетом проживающей с ним супруги ФИО1, не противоречит нормам действующего законодательства.

Проверяя доводы жалоб и соглашаясь с выводами суда первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3 статьи 30 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации ( пункт 1 части 1 статьи 167 ЖК РФ).

Из буквального толкования положений абз. 2 ч. 3 ст. 2 Закона № 109-ЗСО следует, что гражданину из категории «реабилитированные лица» компенсация расходов за уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества выплачивается из фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 42 кв.м общей площади на семью из двух человек.

Согласно справке от 04 сентября 2019 года № 6415/1 супруга ФИО1ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете состоит в ГКУ СО «УСПН Балаковского района Саратовской области» согласно льготной категории «ветеран труда», является получателем мер социальной поддержки, в том числе с 01 ноября 2015 года ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Однако, как установлено судом и не оспаривается сторонами, супруге ФИО1- ФИО1, как льготнику из категории граждан «ветераны труда» компенсация по позиции «взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», входящей в состав ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не выплачивается, поскольку она не является собственником жилого помещения, в котором зарегистрирована и проживает, и не несет расходы по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, а также принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО1 является собственником жилого помещения в многоквартирном доме общей площадью 63,0 кв.м, в котором помимо него зарегистрирована и проживает член его семьи - супруга ФИО1, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по позиции «взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» должна рассчитываться, исходя из норматива 42 кв.м общей площади, предусмотренного законом на семью из двух человек, то есть с учетом проживающей с ним супруги, что не повлечет за собой излишнее расходование бюджетных денежных средств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам, установленным по делу.

Выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки которых у судебной коллегии не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, авторами жалоб в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах), судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 20 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи