НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 04.08.2016 № 33А-5432

Судья Кротов А.В. № 33а-5432

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Поляниной О.А.,

судей Литвиновой М.В., Совкича А.П.,

при секретаре Дагаевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области к Сироткину Н.А,, Чернат О.В. о взыскании страховых взносов и пеней, по апелляционным жалобам Сироткина Н.А., Чернат О.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 11 мая 2016 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области – Романовой О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее – УПФР) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Сироткину Н.А. о взыскании страховых взносов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Сироткин Н.А. является нотариусом и плательщиком страховых взносов. В соответствии с информацией, полученной из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, доход Сироткина Н.А. за 2014 год составил 3 727 295 рублей 49 копеек, соответственно 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей, за расчетный период рассчитан в размере 34 272 рубля 95 копеек. В связи с тем, что административный ответчик оплатил страховые взносы в размере 22 213 рублей, остаток задолженности по страховым взносам за 2014 год составил 12 059 рублей 95 копеек. В связи с неуплатой страховых взносов в полном объеме в установленный законом срок, Сироткину Н.А. начислены пени в сумме 746 рублей 21 копейка.

Также УПФР обратилось в суд с административным исковым заявлением к нотариусу Чернат О.В. с аналогичными исковыми требованиями, в обоснование которых административный истец указал, что доход нотариуса Чернат О.В. за 2014 год составил 5 556 779 рублей 55 копеек. Таким образом, 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей, за расчетный период составил 52 567 рублей 80 копеек. В связи с тем, что ответчиком оплачены страховые взносы в размере 43 338 рублей, остаток задолженности, подлежащий взысканию за указанный период, составил 9 229 рублей 80 копеек. В связи с неуплатой страховых взносов в полном объеме в установленный законом срок, административному ответчику начислены пени в сумме 571 рубль 12 копеек.

Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 23 марта 2016 года указанные административные дела объединены в одно производство.

Решением районного суда от 11 мая 2016 года заявленные требования пенсионного органа удовлетворены в полном объеме.

Сироткиным Н.А. и Чернат О.В. на судебный акт поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене постановленного решения, как незаконного. Авторы жалобы указывают, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на неправильном применении норм действующего законодательства. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на обстоятельства, аналогичные возражениям, представленным на административные исковые заявления пенсионного органа, полагают, что исчисление суммы страховых взносов должно производиться УПФР исходя из полученного страхователями за отчетный период дохода, уменьшенного на сумму произведенных налоговых вычетов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1 нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу положений части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ определено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Частью 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 статьи 14 указанного Федерального закона величина дохода плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), определяется в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Таким образом, самозанятые лица (в том числе, нотариусы, занимающиеся частной практикой), применяющие такой режим налогообложения как уплата НДФЛ, исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 227 НК РФ, при определении величины дохода учитывают сумму фактически полученного от такой деятельности дохода. При этом размер дохода определяется пенсионным органом на основании данных, представленных налоговым органом по месту учета плательщика страховых взносов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Сироткин Н.А. и Чернат О.В. осуществляют нотариальную деятельность на основании соответствующих лицензий.

Согласно сведениям, представленным в УПФР Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС № 2), следует, что размер дохода нотариуса Сироткина Н.А. за 2014 год составил 3 727 295 рублей 49 копеек, в связи с чем 1 процент от суммы, превышающей 300 000 рублей, и подлежащей оплате составляет 34 272 рубля 95 копеек (л.д. 6-7). Размер дохода нотариуса Чернат О.В. за тот же период составил 5 556 779 рублей 55 копеек, оплате подлежит сумма в размере 52 567 рублей 80 копеек (л.д. 51-52).

В соответствии с представленными налоговой инспекцией данными, пенсионным органом установлено, что недоимка по страховым взносам Сироткина Н.А. составила 12 059 рублей 95 копеек, которая рассчитана следующим образом: (3 727 295 рублей 49 копеек (общая сумма дохода) - 300 000 рублей) * 1% = 34 272 рубля 95 копеек. 34 272 рубля 95 копеек - 22 213 рублей (добровольно уплаченная сумма) = 12 059 рублей 95 копеек. Недоимка по страховым взносам Чернат О.В. составила сумму, равную 9 229 рублям 80 копейкам, рассчитанную в следующем порядке: (5 556 779 рублей 55 копеек (общая сумма дохода) - 300 000 рублей) * 1% = 52 567 рублей 08 копеек. 52 567 рублей 08 копеек - 43 338 рублей (добровольно уплаченная сумма) = 9 229 рублей 80 копеек.

За несвоевременную уплату страховых взносов Сироткину Н.А. начислены пени за 2014 год за период с 02 апреля 2015 года по 12 ноября 2015 года (225 дней просрочки) в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование - 746 рублей 21 копейка (12 059 рублей 95 копеек*0,0275%*225 дней); Чернат О.В. начислены пени за 2014 год за период с 02 апреля 2015 года по 12 ноября 2015 года (225 дней просрочки) в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование - 571 рубль 12 копеек (9 229 рублей 80 копеек*0,0275%*225 дней).

Исходя из величины дохода, полученного Сирокиным Н.А. и Чернат О.В. за 2014 год с учетом частичной оплаты страховых взносов, пенсионным органом Сироткину Н.А. выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеням № 073005/621 от 12 ноября 2015 года сроком уплаты до 30 ноября 2015 года, в сумме 12 806 рублей, из которых 12 059 рублей 95 копеек - недоимка по страховым взносам, 746 рублей 21 копейка – пени; Чернат О.В. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени № 073005/623 от 12 ноября 2015 года сроком уплаты до 30 ноября 2015 года в сумме 9 800 рублей 92 копейки, из которых 9 229 рублей 80 копеек – недоимка по страховым взносам, 571 рубль 12 копеек – пени.

В установленный срок требования пенсионного органа № 073005/621 и № 073005/623 Сироткиным Н.А. и Чернат О.В. не исполнены, что явилось основанием для обращения 29 февраля 2016 года УПФР в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Поскольку установленный порядок взыскания страховых взносов пенсионным органом соблюден, правильность расчета страховых взносов и пени, основанного на действующем законодательстве сомнений не вызывает, факт осуществления административными ответчиками нотариальной деятельности подтвержден, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования УПФР и взыскал с административных ответчиков задолженность по страховым взносам.

Доводы апелляционных жалоб о том, что величина полученного нотариусами в 2014 году дохода, исчисленного для целей уплаты страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму предоставленных профессиональных налоговых вычетов, в соответствии с положениями статей 210, 224, 225 НК РФ, являются несостоятельными ввиду следующего.

В силу части 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, порядок исчисления страховых взносов устанавливается Федеральным законом № 212-ФЗ, размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется УПФР на основании данных, представленных налоговыми органами. Возможность применения в отношении исчисления страховых взносов порядка определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, предполагающего учет всех доходов налогоплательщика, полученных в налоговом периоде, а также предусмотренных законом налоговых вычетов, определенного статьей 210 НК РФ, Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрена.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию действующего законодательства и выводов суда первой инстанции не опровергают. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения. Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Сироткина Н.А., Чернат О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: