НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 04.02.2015 № 33-643/2015

 Судья: Пименов И.И. Дело № 33-643/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 04 февраля 2015 года город Саратов

 Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

 председательствующего Коршунова Р.В.,

 судей Поляниной О.А. и Литвиновой М.В.,

 при секретаре Королевой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпинского Ф.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация) и комитету по управлению имуществом города Саратова (далее – комитет) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, о понуждении принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотреть заявление о предоставлении права аренды на земельный участок

 по апелляционной жалобе администрации на заочное решение Ленинского районного суда города Саратова от 06 октября 2014 года, которым постановлено:

 «признать незаконным отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, предполагаемой площади <...> кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>.

 Обязать комитет повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, предполагаемой площади <...> кв.м с адресным ориентиром: <адрес>, в течение 27 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

 Обязать администрацию рассмотреть в установленном порядке заявление Карпинского Ф.А. о предоставлении права аренды на земельный участок предполагаемой площади 485 кв.м с адресным ориентиром: <адрес>, для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке»,

 заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя Карпинского Ф.А. – Стаценко А.Г. по доверенности от <дата>, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела,

 установила:

 Карпинский Ф.А. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным решение администрации
№ от <дата> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязать комитет принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка предполагаемой площади <...> кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>, а также обязать администрацию рассмотреть заявление о предоставлении права аренды на данный земельный участок для ведения садоводства. В обоснование требований указал, что <дата> он обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении права аренды на земельный участок площадью <...> кв.м. с указанным выше адресным ориентиром для ведения садоводства и об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Однако в письме администрации № от <дата> заявителю было сообщено об отказе в утверждении схемы и невозможности в связи с этим принятия решения о предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок. Основанием для отказа послужило то обстоятельства, что на формируемом земельном участке произрастают зеленые насаждения, в то время как схема расположения земельного участка таких сведений не содержит, а также то, что в представленном пакете документов отсутствует согласование уполномоченного органа, в том числе разрешение на снос древесно-кустарниковой растительности на данной территории.
С данным отказом Карпинский Ф.А. не согласился, полагал его незаконным, нарушающим его право на аренду испрашиваемого земельного участка. Указывал, что вопреки утверждениям администрации представленная заявителем схема содержит сведения о наличии зеленых насаждений, которые в соответствии
с «Условными знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000
и 1:500. ГКИНП-02-049-86» обозначены зеленой пунктирной линией. Кроме того,
в п. 26 Административного регламента установлен исчерпывающим перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в числе которых разрешение уполномоченного органа на снос древесно-кустарниковой растительности не указано, а п. 2.8 Административного регламента не предусмотрено изложенное в письме основание отказа, в связи с чем на заявителя незаконно возложена обязанность по предоставлению разрешения на снос зеленых насаждений.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ссылается на п. 5.1 Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования
«Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы
от 27 апреля 2010 года № 50-593, согласно которому в случае предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, снос зеленых насаждений не допускается. Соответствующее разрешение комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации на снос древесно-кустарниковой растительности заявителем не получено, в связи с чем отказ администрации является законным. Кроме того, автор жалобы указывает, что часть земельного участка находится в охранной зоне газопровода, что запрещает лицам, пользующимся земельным участком, возводить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны.
Также заявителем не представлена копия документа, удостоверяющего личность его представителя.

 В возражениях на апелляционную жалобу представитель Карпинского Ф.А. полагает заочное решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу администрации – без удовлетворения.

 На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

 Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

 В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

 Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).

 Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ)

 На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

 В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.

 Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).

 В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

 Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).

 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).

 Согласно п. 1 Решения Саратовской городской Думы от 18 февраля 2010 года № 47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» администрация осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.

 Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материалов для предоставления земельного участка под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления.

 Решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года № 53-632 утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством (далее – Положение).

 В соответствии с п. 2.1 Положения граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам землепользования (далее - комитет). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 Администрация на основании указанного в п. 2.1 Положения заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте утверждается решением Саратовской городской Думы.

 Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду заявителю принимается администрацией в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка (п. 2.5 Положения).

 Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории установлен административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 апреля 2012 года № 475 (далее – Административный регламент).

 В силу п. 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования «Город Саратов» и осуществляется через отраслевое (функциональное) структурное подразделение – комитет по управлению имуществом города Саратова.

 Заявители представляют в комитет по управлению имуществом заявление (обращение) об утверждении и выдаче схемы, к которому прилагают необходимые документы. Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является исчерпывающим (пп. 2.6, 2.6.1 Административного регламента).

 Согласно п. 2.6.3 Административного регламента в схеме расположения земельного участка должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица); земельном участке (адрес и предполагаемая площадь); предполагаемых границах испрашиваемого земельного участка, поворотных точках и их координатах; запрашиваемом виде использования земельного участка; линиях градостроительного регулирования, охранных зонах коммуникационных, инженерных сетей, других обременениях и ограничениях; принадлежности земельного участка к границам территорий общего пользования; наличии зеленых насаждений; наличии водных объектов, береговой полосы, гидротехнических сооружений; наличии детских и спортивных площадок; наличии зданий, строений, сооружений и их частей; иных данных, свидетельствующих о наличии запретов либо ограничений в использовании земельных участков.

 Пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: несоответствие схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории; наличие на момент обращения с заявлением споров о правах, границах земельного участка, в том числе наложения границ, арестов и запретов по решению суда в отношении испрашиваемого земельного участка; расположение испрашиваемого земельного участка в границах двух и более территориальных зон или на пересечении границы муниципального образования «Город Саратов»; несоответствие размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков; ограничение в обороте или изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством; расположение земельного участка в границах территории общего пользования (если заявителем испрашивается право собственности); нарушение требований земельного, градостроительного законодательства к образуемым земельным участкам; непредставление документов, предусмотренных п. 2.6.1 регламента (с учетом положения п. 2.6.2 регламента); представление недостоверных сведений, а также сведений, противоречащих Генеральному плану города Саратова, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», иным правовым актам.

 Из материалов дела усматривается, что <дата> Карпинский Ф.А. обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении права аренды на земельный участок площадью <...> кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>, для ведения садоводства в индивидуальном порядке, и об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

 Письмом № от <дата> администрация уведомила Карпинского Ф.А. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на п. 2.8 Административного регламента. Согласно уведомлению актом осмотра земельного участка, проведенного отделом муниципального земельного контроля, установлено, что на формируемом земельном участке произрастают зеленые насаждения, в то время как схема расположения земельного участка данных сведений не содержит. Согласование уполномоченного органа – комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации, в том числе разрешение
на снос древесно-кустарниковой растительности на данной территории, в представленном пакете документов отсутствует. На основании изложенного
схема расположения земельного участка не подлежит утверждению, в этой связи решение по заявлению о предоставлении права на испрашиваемый земельный участок не может быть принято (л.д. 10-11).

 Судом первой инстанции установлено, что согласно требованиям Условных знаков для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 (ГКИНП-02-049-86), утвержденных ГУГК 25 ноября 1986 года, на топографических планах универсального назначения контуры естественной растительности ограничивают пунктирной линией при их площади на плане 0,5 см2
и более – для масштаба 1:5000; 1 см2 и более – для планов остальных масштабов.

 Представленная заявителем схема расположения земельного участка на топографо-геодезическом плане в кадастровом квартале 64:48:040642 (ситуационный план расположения земельного участка в М 1:500) содержит предусмотренные
п. 2.6.3 Административного регламента сведения о наличии зеленых насаждений
в виде пунктирной линии (л.д. 8).

 Кроме того, пунктами 2.6.1, 2.6 Административного регламента не предусмотрено представление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, разрешения на снос зеленых насаждений.

 При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для отказа заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем обоснованно возложил на комитет обязанность повторно рассмотреть заявление Карпинского Ф.А. об утверждении схемы расположения земельного участка, предполагаемой площади <...> кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>.

 Поскольку незаконный отказ администрации в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка явился препятствием для принятия администрацией решения по заявлению Карпинского Ф.А. о предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление Карпинского Ф.А. о предоставлении права аренды на земельный участок предполагаемой площади <...> кв.м с адресным ориентиром: <адрес>, для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке.

 В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об удовлетворении заявленных требований Карпинского Ф.А.

 По мнению судебной коллегии, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

 Ссылка в жалобе на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в охранной зоне газопровода, что запрещает лицам, пользующимся земельным участком, возводить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны, а также на то, что заявителем при обращении в орган местного самоуправления не была представлена копия документа, удостоверяющего личность представителя, отклоняется судебной коллегией как несостоятельная, поскольку в оспариваемом заявителем письме администрации от <дата> данные обстоятельства
не были указаны в качестве оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

 Иные доводы жалобы сводятся, по сути, к неверному толкованию ее автором норм действующего законодательства, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

 Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 заочное решение Ленинского районного суда города Саратова
от 06 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: