11-6/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2019 года п.Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Тошеревой И.В.,
при секретаре Барчуковой Ю.П.,
с участием ответчика ФИО2, его представителя ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка №1 Саракташского района Оренбургской области от 22 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - Фонд МЖКХ Оренбургской области) обратилась с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Просили взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 16576,56 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 663 рубля.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Саракташкого районного суда Оренбургской области от 22.03.2019г. исковые требования удовлетворены частично. Постановлено: взыскать с ФИО2 в пользу некоммерческой организации Фонд МЖКХ Оренбургской области, являющейся региональным оператором, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11519,55 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 460 рублей.
С данным решением ответчик не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просил суд решение мирового судьи отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО2, его представитель ФИО3 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель истца НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения уведомлены должным образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Этим же Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ ЖК РФ дополнен статьей 167, согласно которой, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 № 562-п в целях формирования системы управления капитальным ремонтом многоквартирных домов на территории Оренбургской области как эффективного инструмента восстановления и модернизации коммунального жилого фонда создан региональный оператор - некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах".
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную программу "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах"
В силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1. ст. 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта РФ, исходя из занимаемой общей площади помещения МКД, принадлежащего собственнику такого помещения и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен МКД, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Статьей 170 ЖК РФ предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии со ст. ст. 153, 155 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса. Установление порядка внесения обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции органов управления товарищества собственников недвижимости.
Материалами дела установлено, что собственниками помещений указанного многоквартирного дома в надлежащий срок не было принято решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, с утверждением ежемесячного взноса в минимальном размере, а также перечня услуг и работ по капитальному ремонту.
Некоммерческая организация "Фонд МЖКХ Оренбургской области" является региональным оператором, созданным на основании постановления Правительства Оренбургской области № 562-п от 03.07.2012 г.
В соответствии с п. 5 ст. 170 ЖК РФ и п. 7 ст. 3 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 г. № 1762/539-У-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", собственники помещений в течение 6 месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен жилой дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, должны принять и реализовать решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Утвержденная региональная программа была опубликована в официальном печатном издании Правительства Оренбургской области - газете "Оренбуржье" от 03.01.2014 г. Следовательно, у собственников помещений был шестимесячный срок, а именно до 01.08.2014 г., для выбора способа формирования его фонда капитального ремонта.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., что нашло подтверждение материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
В силу вышеприведенных норм, ответчик, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, должен нести расходы на капитальный ремонт дома путем ежемесячной оплаты взносов на капитальный ремонт и несет ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит довод ответчика о том, что является по делу ненадлежащим ответчиком несостоятельным.
Оснований для отмены определения мирового судьи об отказе в удовлетворении ходатайства о замене ненадлежащего ответчика ФИО1 на Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области суд апелляционной инстанции не усматривает.
Формирование платежных документов, печать и их доставку до собственников от имени регионального оператора в соответствии с заключенными договорами осуществляет АО "Оренбургская финансово-информационная система "Город".
Пунктом 33 ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ, внесены изменения в ст. 181 ЖК РФ, и с момента вступления изменений в силу исключена обязанность областного оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку норма ст. 181 ЖК РФ, обязывающая фонд направлять проект договора и заключать его в обязательном порядке изменена, доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчик не является членом некоммерческой организации, не является ее учредителем, следовательно не обременен обязательствами, являются несостоятельными.
Права и обязанности сторон в данном случае возникают из норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 181 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
На основании части 8.1 статьи 156 ЖК РФ, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Относительно правовой природы взносов на капитальный ремонт Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 12.04.2016 № 10-П) высказана позиция согласно которой, участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
С выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Определяя размер подлежащей взысканию с ФИО1 задолженности, суд первой инстанции с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно взыскал с ответчика задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11519,55 рублей.
Довод о том, что представитель истца не принимал участия в судебном заседании, в связи с чем, ответчик был лишен возможности задать ему ряд вопросов, не является основанием для отмены по существу правильного решения суда, поскольку в силу положений ст. 35 ГПК РФ и принципа диспозитивности гражданского процесса, стороны пользуются своими правами по своему усмотрению, включая право на участие в судебном заседании участие представителя или гражданина в судебном заседании является его правом, а не обязанностью.
Не является основанием для отмены судебного решения довод ответчика об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес>, поскольку отсутствие данных сведений не является основанием для освобождения собственников квартир в многоквартирном доме от обязанности по содержанию жилого дома (плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги).
Апелляционная жалоба ответчика не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Саракташского района Оренбургской области от 22 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" к ФИО4 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья: И.В. Тошерева