НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 31.08.2022 № 33А-16842/2022

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33а-16842/2022 Судья: Гринь О.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 31 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Поповой Е.И., Чистяковой Т.С.

при секретаре

Скляренко Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-641/2022 по апелляционной жалобе М.В.И на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 марта 2022 года по административному иску М.В.И к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административного истца М.В.И – адвоката Матусовой С.В. (по ордеру), возражения представителя заинтересованного лица Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» К.М.А (по доверенности), представителя заинтересованного лица Товарищества собственников жилья №...В.В.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

М.В.И обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором после уточнения требований в соответствии со статьёй 46 КАС Российской Федерации просил признать незаконным распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 27 января 2021 года №... «О внесении изменения в распоряжение администрации от 30 сентября 2014 года № 1904-р» в части внесения в список многоквартирного жилого дома <адрес>

В качестве меры по восстановлению нарушенного права М.В.И просил суд исключить многоквартирный жилой дом по указанному выше адресу из списка жилых домой, собственники которых обязаны формировать фонд капитального ремонта на общем расчётном счёте регионального оператора.

В обоснование административного иска М.В.И ссылался на то обстоятельно, что в марте 2021 года им была получена квитанция, сформированная и направленная истцу Некоммерческой организацией «Фонд -региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об оплате взносов на капитальный ремонт дома за январь, февраль, март 2021 года в размере 2 183 рубля 22 копейки, и наличии долга по указанному виду обязательного платежа с ноября 2014 года по январь 2021 года в размере 20 177 рублей 68 копеек.

Между тем, как указывал М.В.И, на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома, проведённого 02 июля 2014 года, выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте Товарищества собственников жилья №..., на основании которого 10 июля 2014 года названному товариществу открыт специальный счёт в Северо-Западном банке ПАО «Сбербанк» на который с ноября 2014 года ежемесячно зачислялись денежные средства, внесённые собственниками помещений многоквартирного дома в виде взносов на капитальный ремонт.

По утверждению М.В.И, 17 мая 2021 года ему стало известно, что 27 января 2021 года администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга вынесено распоряжение «О внесении изменения в распоряжение администрации от 30 сентября 2014 года №... согласно которому собственники помещений <адрес> должны формировать фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора с 27 января 2021 года.

По мнению истца, оспариваемое им распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в части внесения в список многоквартирных домов жилого дома <адрес> не соответствует закону и нарушает его право на выбор способа формирования фонда взносов на капитальный ремонт, гарантированное Жилищным кодексом Российской Федерации - перечисление денежных средств на специальный счет товарищества собственников жилья №....

Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, внесённым в протокол судебного заседания от 06 сентября 2022 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено товарищество собственников жилья №... (л.д. 51).

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 28 марта 2022 года, в удовлетворении административного иска М.В.И отказано.

В апелляционной жалобе М.В.И просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального прав и на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Административный истец М.В.И, представитель административного ответчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили; от представителя административного ответчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела и не представившего доказательства уважительности причин своей неявки в судебное заседание, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя заинтересованных лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18 января 2021 года, с 01 марта 2019 года М.В.И на праве собственности принадлежит квартира №... с кадастровым номером №... в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.39-42).

30 января 2014 года администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга издано распоряжение №... «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов», которым утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утверждённой региональной программы капитального ремонта, в которую включены указанные многоквартирные дома; сформирован фонд капительного ремонта в отношении многоквартирных домов на счёте Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (л.д. 67).

Согласно протоколу № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ №... по адресу: <адрес> (8-13 пар.) 02 июля 2014 года собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путём перечисление взносов на капительный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта; выбран владелец специального счёта собственников жилья - товарищество собственников жилья №..., осуществляющее управления многоквартирным домом, а также выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счёт - Северо-Западный банк ОАО «Сбербанк России» (л.д.34-37).

10 июля 2014 года в Северо-Западном банке ОАО «Сбербанк России» ТСЖ №... открыт специальный банковский счёт для формирования фонда капитального ремонта №... (л.д. 44).

18 января 2021 года в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга поступило письмо от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 15 января 2021 года №..., из которого следует, что в связи с непогашением собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> задолженности по взносам на капитальный ремонт дома, необходимо в течение месяца включить указанный многоквартирный дом в распоряжение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и направить данное распоряжение Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и собственникам помещений данного многоквартирного дома (л.д.61-62).

27 января 2021 года администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга издано распоряжение №... «О внесении изменений в распоряжение администрации от 30 сентября 2014 года №... согласно которому собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес> обязаны формировать фонд капительного ремонта на счёте регионального оператора (Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах») - л.д. 66.

Отказывая в удовлетворении административного иска М.В.И, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое М.В.И распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 27 января 2021 года №... является законным и обоснованным, прав и законных интересов истца не нарушает.

Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В силу части 3 этой же нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также определены владелец специального счета и кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Соласно части 1 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, специальный счет открывается при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.

В случае, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, в связи с непогашением задолженности в установленный срок.

Владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности (часть 8,9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств.

Собственники помещений в многоквартирного <адрес> 02 июля 2014 года и 23 мая 2021 года на общем собрании выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путём перечисление взносов на капительный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте; выбран владелец специального счёта собственников жилья Товарищества собственников жилья №..., осуществляющее управления многоквартирным домом; выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счёт Северо-Западный банк ОАО «Сбербанк России», с 23 мая 2021 года ПАО «Сбербанк России» (л.д.24-33; 34-37).

10 июля 2014 года в Северо-Западном банке ОАО «Сбербанк России» товариществу собственников жилья №... открыт специальный банковский счёт для формирования фонда капитального ремонта №... (л.д. 44).

Согласно справке, выданной М.В.И председателем ТСЖ №... от 05 апреля 2021 года № 23, по состоянию на 05 апреля 2021 года <адрес> за период с ноября 2014 года по март 2021 года начислена плата за капитальный ремонт и полностью оплачена в размере 21 819 рублей 76 копеек, задолженность отсутствует (л.д. 46).

Как видно из справки сформированной ПАО «Сбербанк России», по состоянию на 30 ноября 2021 года остаток денежных средств на расчётных счетах ТСЖ №... составляет 10 579 769 рублей 65 копеек; по состоянию на 01 января 2021 года – 5 844 907 рублей 19 копеек, которые, как следует из справки ТСЖ №..., составленной по форме Приложения №... к Порядку, утверждённому распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 24 марта 2014 года №...-р, составляют сумму взносов на капитальный ремонт дома (л.д. 96; 97-98; 99).

Таким образом, собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес> согласно протоколам общего собрания от 02 июля 2014 года №..., 23 мая 2021 года №... выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путём перечисление взносов на капительный ремонт на специальный счёт, но не на счёт регионального оператора, исполняют свою обязанность по зачислению взносов на такой счёт, в связи с чем, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга необоснованно в адрес Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» был направлен запрос о наличии задолженности по капитализации взносов на капитальный ремонт по дому № <адрес>, а также незаконно использованы сведения, представленные названной некоммерческой организацией (региональным оператором) в целях информирования 29 апреля 2020 года администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о наличии у ТСЖ №... задолженности по такому виду взносов в размере 100% от представленных к оплате счетов (л.д. 61-62; 126, 127).

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 этого же Кодекса (о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт), размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации в связи с непогашением задолженности в установленный срок.

Доказательств исполнения Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга установленного приведённой выше нормой закона требования об уведомлении ТСЖ №... (владельца специального счёта) о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности и о необходимости погашения такой задолженности, до обращения 15 января 2021 года в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с указанием о необходимости включения многоквартирного дома в распоряжение о формировании фонда капитального ремонта на счет регионального оператора, в материалах дела не имеется и по запросу суда первой инстанции (л.д. 87) не представлены.

С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше законоположений у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в признании распоряжения администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 27 января 2021 года №... «О внесении изменения в распоряжение администрации от 30 сентября 2014 года №... в части внесения в список МКД жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> незаконным, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 марта 2022 года по административному делу № 2а-641/2022, отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 27 января 2021 года №... «О внесении изменения в распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 30 сентября 2014 года №... в части дополнения Приложения к распоряжению пунктом 644, касающегося внесения в приложение <адрес>, незаконным.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2022 года.