НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 27.05.2021 № 33-9257/2021

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-9257/2021 Судья: Уланов А.Н.

УИД: 78RS0009-01-2020-007405-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Барминой Е.А.

Судей

Аносовой Е.А.

Селезневой Е.Н.

с участием прокурора

Амелькович Е.С.

при секретаре

Чернышове М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 мая 2021 г. гражданское дело № 2-1235/2021 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 г. по иску Скрячева А. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга об оспаривании ответа, обязании произвести перерасчет, взыскании недоплаченных сумм пенсии, неустойки, компенсации морального вреда, расходов на лекарства, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Барминой Е.А., выслушав истца Скрячева А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Скрячев А.М. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга (далее – УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга), в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии с 5 августа 2020 г. с зачетом страховых взносов за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г.; назначить истцу пенсию в размере 6 345 руб. 96 коп.; взыскать недоплату пенсии за период с августа 2020 г. по январь 2021 г.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 35 600 руб., неустойку в размере 113 руб. 94 коп., почтовые расходы за направление жалоб в размере 285 руб., почтовые расходы за направление иска в размере 296 руб. 64 коп., расходы на лекарства в размере 558 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 5 августа 2020 г. ему назначена страховая пенсия по старости, однако при определении размера пенсии не учтены страховые взносы за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г., поскольку данный период учтен при назначении истцу пенсии по линии ФСИН. Истец полагал такие действия ответчика незаконными, поскольку внесенные взносы не учитывались при назначении пенсии за выслугу лет, законом отказ в их учете при определении размера страховой пенсии не установлен. Кроме этого истец ссылался на то, что действия ответчика по непредставлению ему копии пенсионного дела нарушили его личное неимущественное право на получение информации. Действия ответчика вызвали расстройство здоровья истца, что причинило моральный вред и вынудило произвести дополнительные расходы на приобретение лекарственных препаратов.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 г. исковые требования Скрячева А.М. удовлетворены частично. Суд признал незаконным размер пенсии, установленный истцу решением УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга от 13 августа 2020 г., в той мере, в которой данным решением не приняты к расчёту средства страховых взносов за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г. в сумме 380 248 руб. 57 коп.; возложил на ответчика обязанность произвести доплату пенсии истца с момента ее назначения, исходя из размера пенсии, определенного с учетом страховых взносов за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г. в сумме 380 248 руб. 57 коп.; взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., почтовые расходы в размере 296 руб. 64 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга просит решение суда от 18 января 2021 г. отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Со стороны истца Скрячева А.М. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга, представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав истца обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания, влекущие частичную отмену обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, имеются.

Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, 5 августа 2020 г. Скрячев А.М. подал заявление в УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга о назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга от 13 августа 2020 г. Скрячеву А.М. назначена страховая пенсия по старости с 5 августа 2020 г. на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29 января 2020 г., с 1 января 2011 г. Скрячев А.М. является получателем пенсии за выслугу лет по линии ФСИН России, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При назначении истцу пенсии за выслугу лет по линии ФСИН учтён стаж службы, в том числе, с 20 апреля 1992 г. по 31 декабря 2010 г.

Из копии материалов выплатного дела усматривается, что при назначении страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионным органом не принят к определению размера пенсии размер страховых взносов за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г. в общей сумме 380 248 руб. 57 коп., поскольку стаж за данный период времени зачтен при назначении пенсии по линии ФСИН.

Кроме того, 31 августа 2020 г. Скрячев А.М. подал в пенсионный орган заявление о выдаче ему в полном объеме копии выплатного дела с целью подготовки жалобы в части зачёта страховых взносов. В ответ на данное обращение копии выплатного дела были направлены истцу только частично (11 листов из материалов пенсионного дела).

Разрешая заявленные требования, установив, что фактически истец оспаривает размер назначенной ему страховой пенсии по старости, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренный законодательством запрет на включение в страховой стаж периодов работы, учтенных при назначении пенсии за выслугу лет, не распространяется на возможность учета при определении размера пенсии страховых взносов уплаченных за периоды, которые включены в стаж для определения права на пенсию по выслуге лет.

Учитывая, что истцом не ставится вопрос о праве на страховую пенсию по старости, суд первой инстанции посчитал, что положения главы 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержат запрета на включение в размер пенсии взносов, уплаченных за периоды, которые не подлежат включению в страховой стаж. При этом суд первой инстанции принял во внимание, что фактически данные страховые взносы не принимались к зачету при назначении истцу пенсии за выслугу лет по линии ФСИН, в связи с чем, пришел к выводу, что решение пенсионного органа не соответствует закону в той мере, в которой при определении размера пенсии истца не учтены страховые взносы, уплаченные за период, включенный в стаж за выслугу лет.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований ко взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, со ссылкой на то, что восстановление нарушенного территориальным пенсионным органом права гражданина производится на основании ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции посчитал, что доказательств того, что эмоциональные переживания истца привели к расстройству его здоровья, в материалах дела не представлено, причинение вреда здоровью истца действиями ответчика не доказано, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, а также взыскании компенсации морального вреда в части, обоснованной причинением вреда здоровью.

Вместе с тем, сославшись на конституционное право граждан на сбор и получение информации, суд первой инстанции усмотрел умаление личного неимущественного права истца на получение информации, выразившееся в непредоставлении пенсионным органом копии материалов пенсионного дела по запросу истца, что по мнению суда первой инстанции является основанием для взыскания компенсации морального вреда в порядке ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер которой определен судом в сумме 1 000 руб.

Также руководствуясь положениями ст.ст. 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца почтовые расходы на направление искового заявления в сумме 296 руб. 64 коп., не усмотрев оснований для взыскания расходов по направлению ответчику претензии в досудебном порядке.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в той части, в которой решением суда удовлетворены исковые требования, исходя из следующего.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч.ч. 1, 5, 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование признаются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», зарегистрированными лицами являются физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Страховые взносы – это страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

В силу положений ч. 1 ст. ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и положений ст. 29.1., ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер страховой пенсии по старости определяется исходя из страхового стажа и заработка, приобретенного гражданином до 1 января 2002 г. и размера страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что пенсионный орган, реализуя права граждан на пенсионное обеспечение, осуществляет расчет и выплату страховых пенсий, исходя из имеющихся в распоряжении пенсионного органа сведений о страховом стаже и уплаченных страховых взносах на пенсионное обеспечение, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. При этом, действующим законодательством предусмотрены ограничения определенной категории лиц в пенсионном обеспечении, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в частности лиц, имеющих право на получение пенсии по выслуги лет на основании Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Такие ограничения обусловлены тем, что данной категории лиц, в связи с их профессиональной деятельностью, государством предоставляется иное пенсионное обеспечение. Однако, осуществляя назначение и расчет размера пенсии по старости на основании Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсионный орган не вправе учитывать критерии, которые являлись основанием для назначения пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Как установлено судом первой инстанции, Скрячев А.М. является получателем пенсии по выслуге по линии ФСИН, и спорный период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г. включен в стаж службы при определении права на пенсию по выслуге лет, в связи с чем, страховые взносы, уплаченные за указанный период, не учитывались пенсионным органом при расчете размера страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Из вышеуказанных правовых норм следует, и по сути не оспаривается истцом, что в силу положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы Скрячева А.М. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г., учтенный при назначении пенсии за выслугу лет, не может повторно учитываться при назначении Скрячеву А.М. страховой пенсии по старости.

При этом индивидуальный пенсионный коэффициент, отражающий права застрахованного лица, формируется с учетом как страховых взносов, так и продолжительности страхового стажа, в связи с чем, учет при определении размера страховой пенсии по старости страховых взносов, уплаченных за период, не подлежащий включению в страховой стаж в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионным законодательством не предусмотрен, и противоречит самой природе страховых взносов, которые имеют целевое назначение, направленное на обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, в то время как за спорный период истцу предоставлено пенсионное обеспечение по иному основанию, в виде пенсии за выслугу лет по линии ФСИН.

Доводы истца, с которыми согласился суд первой инстанции о том, что при расчете пенсии за выслугу лет по линии ФСИН спорный период был включен только как период службы, а страховые взносы от иной деятельности не были учтены при назначении пенсии за выслугу лет, поскольку истец одновременно служил в органах ФСИН и занимался трудовой деятельностью, которая, по мнению истца, должна учитываться при назначении страховой пенсии по старости, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

В силу положений ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», все периоды, учтенные при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в том числе периоды, не влияющие на размер такой пенсии, не включаются в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Тот факт, что в указанный период, кроме прохождения службы в органах ФСИН, истец осуществлял иную трудовую деятельность, а равно тот факт, что страховые взносы, уплаченные за осуществление такой трудовой деятельности, не учитывались при назначении пенсии за выслугу лет, не являются основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку такие требования прямо противоречат нормам действующего законодательства.

Доводы истца о том, что ответчиком нарушаются права истца, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и изданными в ее развитие нормативно-правовыми актами, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены допустимыми доказательствами по делу, в силу чего также отклоняются судебной коллегией.

Право истца на получение пенсионного обеспечения реализовано надлежащим образом, поскольку истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, а также с 5 августа 2020 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, и то обстоятельство, что страховые взносы, уплаченные за период, включенный в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет, не подлежат учету при определении размера страховой пенсии по старости, пенсионных прав истца не нарушает.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания незаконным размера пенсии, возложения на ответчика обязанности произвести доплату с учетом страховых взносов, уплаченных за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г., является незаконным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку специальным пенсионным законодательством не предусмотрено применении указанных норм гражданского права при рассмотрении пенсионных споров.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов на лекарства и компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда здоровью, поскольку в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что в результате действий ответчика здоровье истца претерпело негативные воздействия в материалы дела не представлено, наличие причинно-следственной связи между выявлением у истца расстройства здоровья и действиями пенсионного органа судом первой инстанции правомерно не установлено.

При этом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью и компенсации расходов на лекарства, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, а потому, в силу ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо. Оснований для проверки решения в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 руб., суд первой инстанции исходил из предусмотренного ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации права на сбор и получение информации, и пришел к выводу, что отказ пенсионного органа в предоставлении истцу в полном объеме копии материалов пенсионного дела умаляет личное неимущественное право истца на получение информации.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в указанной части, и находит доводы апелляционной жалобы в указанной части также заслуживающими внимание.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, согласно п. 4 которых заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую и необходимые для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую документы, расчет размера пенсии и решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации приобщаются в выплатное дело получателя пенсии.

Согласно п. 32 указанных Правил, гражданин имеет право до обращения за пенсией знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право:

получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета;

в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд;

получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения, предоставляемые посредством информационной системы «личный кабинет зарегистрированного лица», в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения;

получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, который по выбору зарегистрированного лица может быть направлен ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что пенсионным законодательством предусмотрено обязанность пенсионного органа предоставить по обращению гражданина (застрахованного лица) определенные сведения, в том числе, содержащиеся в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Однако, обязанность пенсионного органа изготавливать и выдавать пенсионеру в полном объеме копии материалов выплатного дела вышеуказанными правовыми нормами не предусмотрена.

Вопреки доводам истца, положения Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в данном случае не подлежат применению, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не является тем учреждением, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

Также вопреки доводам истца со ссылкой на положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», как следует из материалов дела, запрошенная истцом информация была ему предоставлена, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах, а также письменные ответы пенсионного органа, содержащие подробные ответы на обращения истца, приложены истцом к исковому заявлению, в связи с чем, нарушений прав истца на получение информации судебная коллегия не усматривает. Какую именно информацию истец дополнительно желал получить у пенсионного органа и которая не была ему предоставлена, из материалов дела установить не представляется возможным.

В связи с отсутствием противоправных действий со стороны ответчика, а также в связи с отсутствием нарушений прав истца, оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда у суда первой инстанции не имелось, а следовательно решение суда в данной части также подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.

Поскольку в силу положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда, оснований для взыскания почтовых расходов за направление искового заявления также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 г. в части удовлетворения исковых требований Скрячева А. М. о признании незаконным размера пенсии, возложении обязанности произвести доплату пенсии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, - отменить.

В удовлетворении исковых требований Скрячева А. М. в указанной части, - отказать.

В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 г., - оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: