САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-23475/2016 Судья: Чекрий Л.М.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург «23» ноября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Стаховой Т.М. |
судей | Бутковой Н.А., Чуфистова И.В. |
при секретаре | Гольхиной К.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4158/2016 по апелляционной жалобе директора Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2016 года, принятое по административному исковому заявлению директора Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» о признании незаконным представление прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга № 03-03-2016/239 от 17 мая 2016 года об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административных ответчиков прокуратуры Василеостровского района Санкт-Петербурга и прокуратуры Санкт-Петербурга – прокурора Мазиной О.Н., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Директор Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург») обратился в суд с административным иском к прокуратуре Василеостровского района Санкт-Петербурга и прокуратуре Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным представление прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга от 17 мая 2016 года № 03-03-2016/239 об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В обоснование требований административный истец указал, что частью 11 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 333.16 Налогового кодекса Российской, а также нормами Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», утвержденного Приказом Минтранса от 24 июля 2012 года № 258 на заявителей, обратившихся за выдачей специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, возложена обязанность одновременно с представлением иных документов, представить документ об уплате государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 111 пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку подпунктом 9 пункта 40 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», утвержденного Приказом Минтранса от 24 июля 2012 года № 258, непредставление документа об уплате государственной пошлины отнесено к самостоятельным основанием для отказа в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, и заявителем – ООО <...> документ об уплате государственной пошлины не представлен, то прокурор, по мнению административного истца, необоснованно признал незаконным решение ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» об отказе в рассмотрении заявления ООО <...> на выдачу специального разрешения на стадии регистрации заявления по причине непредставления документа об уплате государственной пошлины.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе директор ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» просит отменить решение, как постановленное при неправильном применении норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на правомерности и обоснованность представления прокурора.
Представитель ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» суд не явился.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административных ответчиков, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно пункта 3.3.11 Устава ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» учреждение осуществляет предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов в случае, если маршрут, часть маршрута транспортных средств проходит по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территории двух и более субъектов Российской Федерации в рамках предоставленным Федеральным дорожным агентством полномочий (далее-специальное разрешение).
По заявлению генерального директора ООО <...> прокуратурой Василеостровского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
По результатам проверки прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга в адрес директора ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» внес представление № 03-03-2016/239 от 17 мая 2016 года об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в котором указал на незаконность решения ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» об отказе в рассмотрении заявления генерального директора ООО <...> о выдаче специального разрешения по причине непредставления документа об уплате государственной пошлины при подаче заявления о выдаче специального разрешения.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что представление прокурора является законным и обоснованным, поскольку пунктами 6 и 9 раздела II Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», утвержденного Приказом Минтранса от 24 июля 2012 года № 258 не установлена обязанность заявителя представлять документы об уплате государственной пошлины при подаче заявления о видаче специального разрешения. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 40 раздела VI (Выдача специального разрешения) названного порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если заявитель не произвел оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов), суд первой инстанции сделал вывод о том, что ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» вправе требовать от заявителя представление документов об уплате государственной пошлины после регистрации и рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения, но не одновременно с подачей заявления о выдаче специального разрешения. В связи с этим посчитал обоснованным вывод прокурора о нарушении ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, выразившееся в неправомерном отказе на стадии регистрации заявления генерального директора ООО <...> о выдаче специального разрешения в рассмотрении данного заявления по причине непредставления заявителем документов об уплате государственной пошлины.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Частью 9 статьи 31 названного Федерального закона определено, что порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов утвержден Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258.
Процедура подачи заявления на получение специального разрешения установлена нормами раздела II Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Согласно пункта 6 раздела II Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - заявление) оформляется согласно образцу приложения № 2 к настоящему Порядку, должно содержать информацию, перечисленную в пункте 8 указанного Порядка, подается владельцем транспортного средства или его представителем (далее - заявитель) в уполномоченные органы.
Пунктом 9 раздела II Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Так, к заявлению прилагаются:
1) копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
2) схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса;
3) сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
В случае подачи заявления представителем владельца транспортного средства к заявлению также прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя владельца транспортного средства.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации заявления содержится в пункте 12 раздела II Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Так, в соответствии с 12 указанного Порядка уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) отказывает в регистрации заявления в случае если:
1) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного заявления;
2) заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 настоящего Порядка;
3) к заявлению не приложены документы, соответствующие требованиям пунктов 9, 10 настоящего Порядка.
Особенности рассмотрения и согласования возможности выдачи специального разрешения определены в разделах III-V Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Из буквального толкования приведенных пунктов Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов следует, что печень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче специального разрешения является исчерпывающим и не содержит указание на необходимость представления документов об уплате государственной пошлины за выдачу специального разрешения. Более того, непредставление документа об уплате государственной пошлины не является основанием для отказа в регистрации и рассмотрении заявления о выдаче специального разрешения.
Порядок выдачи и основания отказа в выдаче специального разрешения установлены нормами раздела VI Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее-Порядок).
Согласно пункта 37 раздела VI Порядка выдача специального разрешения осуществляется уполномоченным органом после представления заявителем, в том числе, копий платежных документов, подтверждающих оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов).
В силу подпункта 9 пункта 40 раздела VI Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если заявитель не произвел оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов).
Кроме того, приказом Минтранса России от 28 марта 2013 года № 107 утвержден Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении (далее - Административный регламент).
Согласно пункта 72 Административного регламента выдача специального разрешения осуществляется Росавтодором после представления заявителем копий платежных документов, подтверждающих:
платеж за возмещение вреда, причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам (кроме экстренной перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, предназначенного для ликвидации чрезвычайных ситуаций);
оплату расходов на укрепление автомобильных дорог или принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог или их участков.
Подтверждение факта оплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) Росавтодор получает посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу. Заявитель вправе представить копию платежного документа подтверждающего факта оплаты такой государственной пошлины в Росавтодор по собственной инициативе.
С учетом требований вышеприведенных норм Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о том, что непредставление документа об уплате государственной пошлины влечет отказ в выдаче самого специального разрешения после рассмотрения заявления о его выдаче, но не является основанием для отказа в регистрации и рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения. Следовательно, представление прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга от 17 мая 2016 года является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о сокращенных сроках рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения (не более 15 рабочих дней в случаях, не требующих проведения дополнительных согласований и совершения иных необходимых действий) не имеет правового значения для разрешения дела, поскольку не свидетельствует о неверном применении судом норм материального права, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции о неверном толковании и применении должностными лицами ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» норм Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и Административного регламента, а также не изменяет законность требования прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также к недопущению подобных нарушений впредь.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: