НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 18.03.2019 № 33А-5948/19

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-5948/2019

Судья: Феодориди Н.К.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 18 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

Головкиной Л.А., Чуфистова И.В.

при секретаре

Зимиревой И.А.

рассмотрела в судебном заседании административное дело №2а-8637/2018 по апелляционной жалобе Королева А. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года, принятое по административному иску Королева А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу об оспаривании действий.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу – Марченко А.В., административного истца Королева А.В., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Королев А.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу) о признании незаконным требование налогового органа № 72739 об уплате транспортного налога, пени по состоянию на 1 июня 2018 года.

В обоснование административного иска указал, что транспортный налог исчислен налоговым органом в отношении моторной лодки <...>, государственный регистрационный номер №..., не оснащенной мотором, в то время как весельные и моторные лодки с мощностью двигателя не выше 5 лошадиных сил не являются объектом налогообложения.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года административный иск удовлетворен, требование МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу №72739 от 1 июня 2018 года признано незаконным.

В апелляционной жалобе представитель МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, указав, что судом не дана надлежащая оценка доводам административного ответчика, не применен закон, подлежащий применению.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу - Марченко А.В. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

Административный истец Королев А.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирателоьства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

К числу предусмотренных законом налогов относится, в том числе транспортный налог, который в силу подпункта 3 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации является региональным налогом.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 этого Кодекса.

В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, моторные лодки и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 358 названного Кодекса не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

Частью 1 ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

При этом отсутствие двигателя водного транспортного средства не исключает водное транспортное средство из объектов налогообложения, поскольку подпунктом 3 пункта 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляете налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу подпункта 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, Государственная инспекция осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500, моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

В соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию маломерных судов, сообщают налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы.

В отношении водных транспортных средств регистрирующим органом на территории Санкт-Петербурга, в том числе является ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу» (далее - ГИМС).

В письме МЧС России от 27 марта 2017 года № 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России от 24 июня 2016 № 340, в разделе 3 и 4 указано:

Двигатели, используемые или устанавливаемые на маломерных судах, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являются объектами, подлежащими государственной регистрации.

Сведения о двигателе, устанавливаемом на маломерное судно, подлежат внесению в реестр маломерных судов на уже зарегистрированное право собственности на маломерное судно, на основании заявления собственника, либо во время государственной регистрации маломерного судна.

Каких-либо документов, подтверждающих право собственности на двигатель, нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок государственной регистрации маломерных судов, не предусмотрено.

Согласно сведениям, представленным Главным Управлением МЧС России по Ленинградской области, на имя административного истца Королева А.В. с 16 мая 2011 года зарегистрирована моторная лодка <...> с государственным регистрационным номером №... без указания сведений о мощности ее двигателя (л.д. 23).

Данный факт также подтверждается судовым билетом маломерного судна №..., где в разделе «Корпус» судового билета указаны тип и модель судна: моторная лодка (л.д. 27, 28).

Принимая во внимание, что двигатели, используемые на маломерных судах, не являются объектами, подлежащими государственной регистрации, порядок их регистрации не устанавливается. По заявлению собственника в реестр маломерных судов могут быть внесены изменения, предусматривающие исключение сведений об используемом на судне двигателе, либо о включении в реестр маломерных судов сведений о другом двигателе (двигателях). При этом маломерное судно, подлежащее государственной регистрации, из реестра маломерных судов не исключается (раздел 4 письма МЧС России от 27 марта 2017 года № 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России от 24 июня 2016 № 340). А также учитывая положения подпункта 3 пункта 1 ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигателей, налоговая база определяется как единица транспортного средства, Судебная коллегия приходит к выводу, что принадлежащая административному истцу моторная лодка с государственным номером <...>, не имеющая двигателя, является объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит применению налоговая ставка в размере 1 000 рублей за единицу транспортного средства

При изложенных обстоятельствах Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о незаконности решения суда и отсутствием оснований для признания незаконным выставленного налоговым органом требования об уплате Королевым А.В. транспортного налога. Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2018 года отменить.

В удовлетворении административного иска Королева А. В. - отказать.

Председательствующий:

Судьи: