Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33-13434/2015 Судья: Павлова О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 сентября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Зарочинцевой Е.В.
судей Александровой Ю.К. и Петровой Ю.Ю.
при секретаре Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года по иску Б к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об обязании выплатить пенсию за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., <...>, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», просил обязать ответчика выплатить пенсию за выслугу лет за период с <дата>
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с <дата> являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и состоял на пенсионном обеспечении у ответчика, получая пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", однако, в период <дата> пенсия не выплачивалась по причине прохождения истцом службы в таможенных органах. Приостановление выплаты пенсии истец полагает незаконным, поскольку ни названным законом, ни иными нормативно-правовыми актами приостановление выплаты пенсии бывшему военнослужащему Министерства обороны Российской Федерации при поступлении на службу в таможенные органы не предусмотрено.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года исковые требования Б. удовлетворены.
Суд обязал ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» выплатить Б пенсию за выслугу лет за период с <дата>
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года отменить, считая его незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом командующего Тихоокеанским флотом № №... от <дата>Б уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, <дата>Б. военным комиссариатом города Санкт-Петербурга назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Б. в <дата> поступил на службу в таможенные органы, в том же году ему присвоено специальное звание старшего лейтенанта таможенной службы.
После поступления в военный комиссариат города Санкт-Петербурга сообщения из Балтийской таможни № №... от <дата> о прохождении Б службы в таможенных органах выплата ему пенсии за выслугу лет была приостановлена (с <дата>
Приказом ФТС России от <дата> № №...Б уволен со службы в таможенных органах.
<дата>Б. назначена пенсия за выслугу лет на основании статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды: государственная, гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (статья 2).
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации № 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации № 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст.18 Закона Российской Федерации № 4468-1).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Б до <дата> проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с <дата> поступил на службу в таможенные органы, отличную от военной службы.
Следовательно, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретения им вновь статуса военнослужащего.
По мнению судебной коллегии, приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров из числа военнослужащих, поступивших на службу в таможенные органы без возобновления военной службы, не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 в связи с прохождением службы в таможенных органах, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
Учитывая вышеизложенное, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, фактически доводы жалобы направлены на иное, ошибочное толкование норм материального права, что не может повлечь отмену принятого судом решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: