НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 16.03.2022 № 33А-6392/2022

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-6392/2022

78RS0002-01-2021-008104-98

Судья: Николаева А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Санкт-Петербург 16 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Носковой Н.В.

судей

Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.

при секретаре

Мерцаловой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-8965/2021 по апелляционной жалобе Абдурахманова Фахраддина Зарвалы оглы на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Санкт-Петербургской таможни к Абдурахманову Ф.З. оглы о взыскании обязательных платежей и санкций

Заслушав доклад судьи Носковой Н.В., выслушав объяснения представителя административного истца Санкт-Петербургской таможни Усимчук М.В., представителя административного ответчика Абдурахманова Ф.З.о. – Гаджиеву-Апурину Ш., представителя заинтересованного лица Центральной акцизной таможни Коптева К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Санкт-Петербургская таможня обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просит взыскать с Абдурахманова Ф.З.о. таможенные платежи в размере 143 545 200 руб., а также пени, размер которых по состоянию на дату судебного заседания 24.11.2021 года составил 35 657 026,52 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, будучи индивидуальным предпринимателем, в октябре 2019 года административный ответчик подал на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни декларации на товары (далее – ДТ) №№ 10009199/311019/0007894, 10009199/301019/0007840, в которых заявлены сведения о ввозимом на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товаре – «Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный…» (далее – рассматриваемый товар), который был выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей без начисления акциза.

После выпуска рассматриваемого товара Центральной акцизной таможней проведен таможенный контроль, по результатам которого составлен Акт проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.09.2020 № 10009000/013/110920/А0045 (далее – Акт проверки от 11.09.2020), копия которого направлена декларанту письмом ЦАТ от 16.09.2020 № 13-12/17172.

Целью таможенного контроля явилось установление правильности исчисления таможенных платежей, включая акциз, налог на добавленную стоимость в отношении рассматриваемого товара.

В ходе таможенного контроля ЦАТ письмом от 09.06.2020 № 13-12/09968 декларанту направлен запрос о представлении документов, подтверждающих использование рассматриваемого товара в качестве сырья для производства табачной продукции, в том числе о наличии производственных линий по производству табачных изделий. Указанное письмо декларантом получено не было, срок его хранения истек.

Вместе с тем, по информации, предоставленной МИФНС № 17 по Санкт-Петербургу, основным видом деятельности декларанта является аренда и управление собственным и арендованным имуществом. Документального подтверждения осуществления декларантом деятельности по производству табачной продукции, а также целевого использования рассматриваемого товара в ходе таможенного контроля таможенным органом не получено, декларант подтверждающие сведения и документы не представил.

Учитывая, что рассматриваемый товар ранее классифицирован таможенным органом как «Промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий», а не табачное сырье, декларант деятельность по производству табачных изделий не осуществляет, приведенные обстоятельства позволили таможенному органу сделать вывод, что рассматриваемый товар относится к подакцизным товарам.

В связи с установлением факта неполной уплаты таможенных платежей в части акциза и доначисленного в связи с этим налога на добавленную стоимость Центральной акцизной таможней сформированы Паспорта задолженности, на основании которых Санкт-Петербургской таможней, являющейся таможней взыскания, в адрес декларанта направлены уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 26.11.2020 №№ 10210000/УУ2020/0000052, 10210000/У2020/0006751 (далее – уведомления).

По истечении срока добровольного исполнения уведомлений Санкт-Петербургской таможней 22.12.2020 приняты решения от 22.12.2020 №№ 10210000/2020/РБП/0000411, 10210000/2020/РБП/0000412 о взыскании денежных средств со счетов в банке в бесспорном порядке.

В ходе применения мер принудительно взыскания задолженности Санкт-Петербургской таможней установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, декларант с 03.03.2021 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем административный истец обратился с настоящим административным иском в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года административные исковые требования Санкт-Петербургской таможни - удовлетворены.

С ФИО1 в доход государства в лице Санкт-Петербургской таможни взысканы таможенные платежи в размере 143 545 200 рублей, пени – 35 657 026 рублей 52 копейки.

Также с ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход государства в размере 60 000 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик ФИО2 указал, что после проведения таможенной экспертизы Федеральной таможенной службой, Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением 19 ноября 2019 года, также со стороны таможенных органом, отказа в выпуске товара или решения об изменении классификации товара не поступало и товар был выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей без начисления акциза. Кроме того указал, что товар оказался ненадлежащего качества, в связи с чем был утилизирован на основании договора по вывозу и утилизации от 01.11.2019 и 20.01.2020 заключенного между ИП ФИО1 и Топливно-экологической компанией. В ответ на запрос о предоставлении информации в отношении табачной продукции от 21 февраля 2020 года в Центральную Акцизную таможню 17 марта 2020 года были направлены документы, то есть соответствующие договоры, акты, накладные, в подтверждение утилизации товара, в связи с чем в действиях декларанта отсутствуют признаки ввоза одного товара под видом другого товара с целью экономии на уплате таможенных платежей.

Представитель административного истца Санкт-Петербургской таможни ФИО3 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил, доверил представление своих интересов представителю по доверенности ФИО4

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.

Представитель заинтересованного лица Центральной акцизной таможни ФИО5 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что ИП ФИО1 на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни (далее – СЗАТП (с)) по декларациям на товары (далее – ДТ) №№ 10009199/311019/0007894, 10009199/301019/0007840 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещены товары:

- ДТ № 10009199/301019/0007840 (товар № 1) – табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный, товарный COPT IV, табак урожая 2018 г. в коробках, ботаническое название NICOTIANA TABACUML: табак 4 сорта, влажность 11,5-12,5%, сферментированность 0,1, засоренность 0,2%: 19 610,00 кг: производитель: корпорация «АЗЕРИ»;

- ДТ № 10009199/311019/0007894 (товар № 1) – табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный, товарный COPT IV (NICOTIANA TABACUML), табак урожая 2018 г. в коробках, ботаническое название NICOTIANA TABACUML: табак 4 сорта, влажность 11,5-12,5%, сферментированность 0,1, засоренность 0,2%: 19 610,00 кг: производитель: корпорация «АЗЕРИ».

В графе 33 ДТ №№ 10009199/311019/0007894, 10009199/301019/0007840 административным ответчиком заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 2401 10 950 0: «Табачное сырье; табачные отходы: - табак с неотделенной средней жилкой: -- прочий».

Спорный товар был выпущен таможенным органом 31.10.2019 и 27.12.2019 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей без начисления акциза.

После выпуска товара Центральной акцизной таможней проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений на предмет правильности классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, по результатам которого составлены Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 20.04.2020 № 10009000/206/200420/А0040 по вопросу правильности классификации товаров и от 11.09.2020 № 10009000/013/110920/А0045 по вопросу правильности исчисления таможенных платежей, копия которого направлена декларанту письмом ЦАТ от 16.09.2020 № 13-12/17172.

На основании Актов проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 20.04.2020 № 10009000/206/200420/А0040 и от 11.09.2020 № 10009000/013/110920/А0045 Центральной акцизной таможней приняты решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 20.04.2020 №№ РКТ-10009000-20/000067, 10009000-20/000068 и решение от 15.09.2020 № 123 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в части изменения классификационного кода товара и исчисления таможенных платежей, в соответствии с которыми товар подлежит классификации в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС как «Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий».

Указанные решения ответчиком в установленный срок обжалованы либо оспорены в судебном порядке не были и вступили в законную силу.

Уведомления Санкт-Петербургской таможни как таможни взыскания выставлены в соответствии с решениями Центральной акцизной таможни, которые административным ответчиком также не оспорены.

И подлежит.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административные исковые требования судом первой инстанции было установлено, что в ходе проверки установлен факт не подтверждения целевого назначения табачной продукции в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий. В результате проверки выявлены факты неверного исчисления таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в связи с чем было принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 15.09.2020 № 123, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащего уплате акциза, пришел к выводу о том, что товар провозимый через границу ФИО1 фактически не является табачным сырьем и при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС подлежал обложению акцизом и, соответственно, иным размером налога на добавленную стоимость, исчисляемого с учетом акциза.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.

Статьей 55 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС, направляет, в частности, плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.55 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов ЕАЭС в соответствии с п.5 ст.55 ТК ЕАЭС. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.

Согласно ч.ч.1-4, 6 ст.71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится, в частности, с плательщиков; таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность); в том числе за счет денежных средств (драгоценных металлов), находящихся на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках; в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных Законом о таможенном регулировании, такое взыскание не было произведено. Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению).

В соответствии с ч.ч.1, 15 ст.73 Закона о таможенном регулировании уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

Пунктом 1 ч.2 ст.74 Закона о таможенном регулировании установлено, что днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары (далее – КДТ).

Согласно ч.3 ст.73 Закона о таможенном регулировании форма, формат и структура уведомления (уточнения к уведомлению) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет.

На основании положений ст.72 Закона о таможенном регулировании, пенями признаются суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч.28 ст.76 Закона о таможенном регулировании.

Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.

Ставка пеней принимается равной 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено ч.11 ст.72 Закона о таможенном регулировании, согласно которой ставка в размере 1/100 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных, в частности, ч.14 ст.72 Закона о таможенном регулировании, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению).

Часть 14 ст.72 Закона о таможенном регулировании предусматривает, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно. Таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен, в частности, при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней – в таком уведомлении (уточнении к уведомлению).

Пунктом 1 ст.104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст.106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно п.1, подп.1 п.2 ст.20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. При этом проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.

В соответствии с п.п.1-4 ст.19 ТК ЕАЭС ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД ЕАЭС может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС. Международной основой ТН ВЭД ЕАЭС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Евразийской экономической комиссией. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС принимаются Евразийской экономической комиссией.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21 «О Пояснениях к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» государствам-членам ЕАЭС рекомендовано применять Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – Пояснения).

Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения представляют собой один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС (Том I, Раздел IV) в нее включаются: табачное сырье в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (включая кусочки определенной формы, но не табак, готовый для курения); табачные отходы, образующиеся, например, при обработке табачных листьев или производстве табачных изделий (стебли, средние жилки, обрезки, пыль и т.д.).

В товарную позицию 2403 ТН ВЭД ЕАЭС включаются курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции, например, промышленный трубочный табак или табак для производства сигарет; жевательный табак, обычно сильно ферментированный и увлажненный; нюхательный табак, более или менее ароматизированный; табак спрессованный или увлажненный для изготовления нюхательного табака; промышленные заменители табака, например, курительные смеси, не содержащие табак.

Однако сюда не входят такие продукты, как конопля (товарная позиция 1211); «гомогенизированный» или «восстановленный» табак, изготовленный путем агломерирования тонко резаного табака из табачных листьев, табачных отходов или табачной пыли, в том числе на лотке-подносе (например, лист целлюлозы из средней жилки табачного листа), обычно изготовленный в виде прямоугольных листов или лент. Он может использоваться в виде листа (в качестве покровного листа, то есть рубашки) или в измельченном рубленом виде (в качестве начинки); табачные экстракты и эссенции.

Согласно Общим положениям Пояснений к группе 24 ТН ВЭД ЕАЭС табак получают из различных выращиваемых сортов растений рода Nicotiana семейства Solanaceae. Размер и форма листьев значительно различаются у разных сортов. Метод уборки урожая и способ сушки зависят от сорта (вида) табака. Табак можно убирать целыми растениями, срезая стебли вместе с листьями при их средней спелости (резка с черешком), или отдельными листьями, обламывая их целиком по мере созревания (ломка табака). Таким образом, табак можно сушить в виде целого растения (на стебле) или в виде отдельных листьев.

Существуют различные способы сушки: солнечная сушка (на открытом воздухе), воздушная сушка (в закрытых помещениях со свободной циркуляцией воздуха), трубовоздушная сушка (в трубе с горячим воздухом) или огневая сушка (на открытом огне).

До упаковки перед погрузкой сухие листья подвергают обработке для обеспечения их сохранности. Это может быть проделано с помощью контролируемой естественной ферментации (Ява, Суматра, Гавана, Бразилия, Ориент и т.д.) или искусственной повторной сушки. Такая обработка и сушка влияют на привкус и аромат табака, который подвергается самопроизвольному созреванию после упаковки.

Табак, обработанный подобным образом, упаковывается в тюки, кипы (различной формы), бочки или корзины. Упакованные подобным образом листья выровнены (Ориент), либо связаны в папуши (несколько листьев, связанных вместе лентой или с помощью другого табачного листа), либо оставлены просто в виде свободных листьев. В любом случае, чтобы обеспечить сохранность, их сильно уплотняют.

Согласно Пояснениям к товарной позиции 2401, в данную товарную позицию включаются:

(1) Табачное сырье в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (включая кусочки определенной формы, но не табак, готовый для курения).

В данную товарную позицию включаются также табачные листья, купажированные, с отделенной средней жилкой и увлажненные («соусированные») жидкостью соответствующего состава главным образом для того, чтобы препятствовать плесневению и высыханию, а также для сохранения аромата.

(2) Табачные отходы, образующиеся, например, при обработке табачных листьев или производстве табачных изделий (стебли, средние жилки, обрезки, пыль и т.д.).

Материалами административного дела подтверждается, что Центральной акцизной таможней по результатам проведения таможенного контроля, на основании акта проверки от 11.09.2020, установлен факт неверного исчисления таможенных платежей (акциза, НДС) таможенным органом 19.11.2020 и 24.11.2020 зарегистрированы КДТ и ДТ №№ 10009199/311019/0007894, 10009199/301019/0007840.

Форма уведомления установлена приказом ФТС России от 30.10.2018 № 1752 «Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» (зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2019 № 53437).

В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных пошлин, налогов Санкт-Петербургской таможней декларанту посредством единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» через личный кабинет с соблюдением установленного ст.73 Закона о таможенном регулировании срока направлены уведомления от 26.11.2020 №№ 10210000/У2020/0006751, 10210000/УУ2020/0000052.

Согласно уведомлению от 26.11.2020 таможенные платежи подлежали уплате в следующем размере:

1. по ДТ № 10009199/311019/0007894 в связи с ввозом товара весом 19 610 кг:

- акциз на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции), код вида платежа 4030 в размере 59 810 500 руб. (3 050*19 610);

- пени за просрочку платежа (акциза) в размере 2 866 335,14 руб.

- НДС по ставке 20 % в размере 11 962 100 руб.

- пени за просрочку платежа (НДС) в размере 573 267, 17 руб.

2. по ДТ № 10009199/301019/0007840 в связи с ввозом товара весом 19 610 кг:

- акциз на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции), код вида платежа 4030 в размере 59 810 500 руб. (3 050*19 610);

- пени за просрочку платежа (акциза) в размере 3 476 900,66 руб.

- НДС по ставке 20% в размере 11 962 100 руб.

- пени за просрочку платежа (НДС) в размере 695 380,13 руб.

Задолженность декларанта по состоянию на 20.05.2021 с учетом пеней, исчисленных на 20.05.2021, составляет 162 228 006,54 руб.

Материалами административного дела подтверждается, что требования к содержанию уведомления, установленные ч.2 ст.73 Закона о таможенном регулировании, Санкт-Петербургской таможней при формировании уведомлений соблюдены, расчет подлежащих уплате таможенных платежей осуществлен Санкт-Петербургской таможней верно. Нарушения процедуры при направлении уведомлений не допущены.

Согласно ч.ч.19, 20 ст.73 Закона о таможенном регулировании срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность).

При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в указанный срок, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с главой 12 Закона о таможенном регулировании.

Часть 24 ст.73 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, установленный ч.3 ст.282 Закона о таможенном регулировании, предусматривающей, что электронный документ, направленный таможенным органом заинтересованным лицам способами, предусмотренными ч.1 ст.382 Закона о таможенном регулировании, в частности, посредством личного кабинета, считается полученным в день, следующий за днем его направления.

Частями 1, 2 ст.75 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении срока, указанного в ч.19 ст.73 Закона о таможенном регулировании, и недостаточности или отсутствии авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства. Взыскание производится на основании решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, которое принимается таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в ч.19 ст.73 Закона о таможенном регулировании.

В связи с неисполнением административным ответчиком уведомления в добровольном порядке Санкт-Петербургской таможней в предусмотренный законодательством срок приняты решения №№ 10210000/2020/РБП/0000411, 10210000/2020/РБП/0000412 о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке.

03.03.2021 декларантом прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается сведениями, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и неисполнением имеющейся обязанности по уплате таможенных платежей, Санкт-Петербургская таможня в соответствии с ч.4 ст.71 Закона о таможенном регулировании, предусматривающей взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с индивидуальных предпринимателей в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, такое взыскание не было произведено, обратилась с настоящим административным исковым заявлением.

Из представленного при декларировании описания товара, рассматриваемый товар нельзя признать целым растением или листьями в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, обрезанным или необрезанным, раздавленным или разрубленным (включая кусочки определенной формы). – см.заключение

Рассматриваемый товар одинаково нарезан до необходимого размера 1 мм и предназначен для изготовления табачных продуктов.

Согласно Пояснениям к подсубпозициям 2403 19 100 0 и 2403 19 900 0 (том IV) курительный табак представляет собой резаный табак, который порезан или иным способом расщеплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки. В данные подсубозиции включается скрошенный сигаретный табак, который представляет собой готовую табачную смесь для производства сигарет.

В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее – Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ) табачные изделия – продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. В свою очередь к видам табачных изделий Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ относит, в том числе табак курительный тонкорезаный.

Техническим регламентом Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107, установлено, что под курительными табачными изделиями понимаются табачные изделия, предназначенные для курения.

При декларировании товар был классифицирован в товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС, однако исходя из требований Пояснений к товарным позициям 2401 и 2403 ТН ВЭД ЕАЭС классификационными признаками товара является, в том числе, форма товара – целое растение или листья в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев (для сырья) либо резаный табак, который порезан или иным способом расщеплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки или готовая табачная смесь.

Рассматриваемый товар, будучи резаным ароматизированным табаком размером фрагментов на уровне 1 мм, в силу приведенных требований не является табачным сырьем применительно к ТН ВЭД ЕАЭС.

Ввезенный товар классифицирован декларантом в подсубпозиции 2401 10 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Табачное сырье; табачные отходы: - табак с неотделенной средней жилкой: -- прочий».

Таможенным органом приняты решения о классификации ввозимого товара в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий».

Таким образом, спор происходит на уровне первых четырех знаков кода ТН ВЭД ЕАЭС (на уровне товарной позиции):

- 2401 «Табачное сырье; табачные отходы»

- 2403 «Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции».

Пояснениями к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС (код заявителя) определено, что в эту товарную позицию включается «табачное сырье в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (включая кусочки определенной формы, но не табак, готовый для курения).

В разделе 2.2. ГОСТ Р 52463-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения» (далее также – ГОСТ), в соответствии с которым табачное сырье – это табачные листья, прошедшие послеуборочную обработку и предназначенные для производства табачных изделий.

В данную товарную позицию включаются также табачные листья, купажированные, с отделенной средней жилкой и увлажненные («соусированные») жидкостью соответствующего состава, главным образом для того, чтобы препятствовать плесневению и высыханию, а также для сохранения аромата».

Следовательно, товар (табак, сырье), который не соответствует характеристикам, указанным в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД, не является «табачным сырьем» в понимании терминов ТН ВЭД ЕАЭС.

Ввозимый ИП ФИО1 товар представляет собой «табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный, товарный сорт IV».

То есть товар представлен ни в виде целых растений или листьев в естественном состоянии, ни в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (товар не обрезан, не раздавлен, не разрублен).

При этом в группе 24 ТН ВЭД ЕАЭС содержатся всего три товарные позиции:

2401 «Табачное сырье; табачные отходы»;

2402 «Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей»;

2403 «Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции».

Как указано выше, ввезенный декларантом товар по своим характеристикам не относится к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС, так как не является табачным сырьем в понимании Товарной номенклатуры.

Так же как и не относится по своим характеристикам к товарной позиции 2402 ТН ВЭД, так как не является ни сигарами, ни сигарами с обрезанными концами, ни сигариллами, ни сигаретами из табака или его заменителей.

В товарную позицию 2403 ТН ВЭД ЕАЭС (код таможенного органа) включается «прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции», то есть те товары, которые по своим характеристикам не являются «табачным сырьем» товарной позиции 2401.

В тексте товарной позиции 2403 наименования товаров отделены знаком «;», означающим, что сведения о товаре, его характеристики, которые поименованы до указанного знака, не распространяются на товар, следующий после данного знака.

Ввезенный декларантом товар по своим характеристикам не может быть отнесен ни к табаку «гомогенизированному» или «восстановленному», ни к табачным экстрактам и эссенциям.

Следовательно, рассматривается товар «прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака».

Согласно Пояснениям к товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включается: (1) Курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции, например, промышленный трубочный табак или табак для производства сигарет.

В соответствии с Пояснениями к подсубпозициям 2403 19 100 0 и 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI Пояснений) в эти подсубпозиции включаются курительный табак, который представляет собой резаный табак, который порезан или иным образом расщеплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки. В эти подсубпозиции также включается скрошенный сигаретный табак, который представляет собой готовую табачную смесь для производства сигарет.

Разделом 2.2. ГОСТ определено понятие табачное сырье – это табачные листья, прошедшие послеуборочную обработку и предназначенные для производства табачных изделий.

В соответствии с разделом 2.6. ГОСТ послеуборочная обработка включает сушку, ферментацию, редраинг-обработку, хранение, сортировку, упаковку, старение.

В соответствии с разделом 2.10. ГОСТ:

– сырье для производства табачных изделий – табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку.

– резаный табак – сырье для производства табачных изделий и другие компоненты рецептуры, входящие в мешку, прошедшие все стадии промышленной подготовки к изготовлению курительных изделий.

Таким образом, термин «сырье» используется на различных стадиях производства табачных изделий и не всегда означает сырой, необработанный, не подготовленный для использования потребителем товар.

Вместе с тем, резание сырья – это одна из операций раздела 2.13. ГОСТ «Производство курительных изделий», в котором приводятся все стадии производства курительных смесей.

Рассматриваемый товар («Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный…») прошел стадию послеуборочной обработки – ферментацию, а также такую стадию промышленной обработки, как резание сырья, следовательно, не является табачным сырьем в терминах, приведенных в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.

Из анализа положений ГОСТ и Пояснений следует, что ключевым классификационным признаком товаров в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС является промышленная переработка, в том числе, резание сырья, поскольку здесь классифицируется прочий промышленно изготовленный табак, но не табачное сырье в понимании позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.

Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о том, что товар, прошедший такие стадии обработки, как сушка, ферментация и резание, и представляющий собой резаный ферментированный табак в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД подлежит классификации в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции: курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий» является верным.

Из представленных ИП ФИО1 при декларировании документов следует, что ввезенный табак прошел такую стадию промышленной обработки как резка, что исключает его классификацию в товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.

По ДТ № 10009199/301019/0007840:

- графа 31 ДТ: «Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный …»;

- контракт от 15.10.2019 № 062: «ферментированное табачное сырье, табак резаный»;

- инвойс (счет-фактура) от 21.10.2019 № 62: «ферментированный табак резаный»;

- сертификат о происхождении товара №АА № 287667AZ RU 19 002851 SK: «ферментированный резаный».

По ДТ № 10009199/311019/0007894:

- графа 31 ДТ: «Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный …»;

- контракт от 16.10.2019 № 063: «ферментированное табачное сырье, табак резаный»;

- сертификат о происхождении товара № АА № 287669AZ RU 19 002851 SK «табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резанный, товарный сорт IV»;

- фитосанитарный сертификат № 785406311019001: «табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резанный»;

- международная транспортная накладная № 120827: «ферментированный табак резанный».

О правильности классификации ввезенного товара «Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный …» в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС свидетельствуют выводы, изложенные в заключении таможенного эксперта от 23.12.2019 № 12402002/0041981, по результатам таможенной экспертизы, проведенной региональным филиалом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее – Заключение).

Так, согласно разделу 6 Заключения таможенным экспертом, в том числе были сделаны следующие выводы:

«Проба товара идентифицирована как сырье для производства табачных изделий – резаная табачная смесь, изготовленная промышленным способом с использованием табакорезальной машины. Проба товара не является табачными отходами.

Проба товара идентифицирована как сырье для производства табачных изделий – резаная табачная смесь, которая, в том числе, может быть использована для изготовления курительных табачных изделий».

При этом решения таможенного органа о классификации товаров от 20.04.2020 №№ РКТ-10009000-20/000068, РКТ-10009000-20/000067 не обжаловались ФИО1, их законность не оспаривалась.

В соответствии с п.2 ст.25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), международной основой Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система), функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14.06.1983).

Осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, должна носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не должна зависеть от субъективного мнения декларанта, что недопустимо в публичных правоотношениях.

При рассмотрении споров о классификации ввозимых товаров для таможенных целей могут учитываться рекомендации по классификации, данные Всемирной таможенной организацией, и международная практика классификации таких товаров (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 по делу № А40-163774/2016).

В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» в обоснование правильности избранного варианта классификации товаров таможенные органы вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему.

Так, в электронной базе данных предварительных решений Евросоюза (BTI, Binding Tariff Information) размещены решения о классификации аналогичных товаров, с ключевым словом в наименовании – «CUT» – резаный, в субпозиции 2403 19, как табак пригодный для курения без дальнейшей промышленной обработки, а также решения в субпозиции 2401 10 с ключевыми словами: цельные листья, необработанный табак, не поддается курению.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) табачная продукция признается подакцизным товаром.

Частью 1 ст.193 НК РФ ставка акциза установлена в отношении товара табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) подлежит уплате акциз.

В соответствии с разделом 2.10. ГОСТ:

- резаный табак – сырье для производства табачных изделий и другие компоненты рецептуры, входящие в мешку, прошедшие все стадии промышленной подготовки к изготовлению курительных изделий;

- резаная табачная смесь – резаный табак, предназначенный для изготовления табачных изделий, расфасованный массой более 500 г. и упакованный в транспортную тару.

В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак курительный тонкорезаный – вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее.

Требования к резанному табаку для производства сигарет, а также критерии, позволяющие однозначно отнести товар к резанному табаку для производства сигарет либо к табаку курительному тонкорезанному законодателем не установлены, следовательно определяющим фактором при рассмотрении вопроса о взимании акциза в отношении таких товаров является их целевое назначение.

Следовательно лицу, ввозящему товар, который по своим физическим показателям может быть предназначен как для непосредственного употребления, так и для использования при производстве табачных изделий, надлежит представлять документы, подтверждающие целевое назначение товара; к таким документам могут относиться: учредительные документы, в которых одним из основных видов деятельности определено производство табачной продукции, договор о реализации ввезенного товара предприятию – производителю табачной продукции и др.

ИП ФИО1 при декларировании спорных товаров документы, подтверждающие назначение табака в качестве сырья для производства табачной продукции, не представлены (графы 44 ДТ).

Письмом от 09.06.2020 № 13-12/09968 ЦАТ направила ИП ФИО1 запрос о подтверждении использования товара, заявленного в вышеуказанных ДТ, в качестве сырья для производства табачной продукции в соответствии со ст.193 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно сведениям с официального сайта Почта России письмо ЦАТ от 09.06.2020 № 13-12/09968 в адрес ИП ФИО1 адресатом получено не было, срок хранения письма истек 15.08.2020.

В соответствии с п.6 ст.340 ТК ЕАЭС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля в срок не позднее 10 календарных дней с момента получения данного запроса.

В случае невозможности представления каких-либо документов и сведений необходимо представить письменные пояснения с обоснованием конкретных причин, которые не позволили представить запрошенную информацию.

Информация от ИП ФИО1 до настоящего времени в адрес ЦАТ не поступала.

Документального подтверждения целевого использования табака, задекларированного по вышеперечисленным ДТ, иными предприятиями – производителями табачной продукции при декларировании представлено не было.

В связи с чем, доказательств наличия у ИП ФИО1 производственных мощностей для производства табачной продукции в материалы административного дела не представлено.

Довод административного ответчика о том, что табак был ввезен через таможенную границу для дальнейшего производства, в частности для продажи на табачную фабрику в Республику Беларусь для изготовления сигарет, подлежит отклонению, поскольку в материалы административного дела надлежащих доказательств данных доводов административного ответчика не представлено.

Более того, из письма МИФНС № 17 по г. Санкт-Петербургу от 22.07.2020 № 08-08/032108 следует, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 не располагает информацией о реализации табачного сырья и табачной продукции за период с 01.01.2019 по настоящее время (т.е. июль 2020 г.), что также опровергает доводы административного ответчика об обратном.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции о том, что ИП ФИО1 ни при декларировании, ни впоследствии, при проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров не представил в таможню документы, подтверждающие целевое назначение ввезенных товаров, а, следовательно, на ввезенный товар подлежит уплате акциз.

Доводы апелляционной жалобы о том, что после проведения таможенной экспертизы федеральной таможенной службой, Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением 19 ноября 2019 года, так же со стороны таможенных органов, отказа в выпуске товара или решения об изменении классификации товара не поступало и товар был выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей без начисления акциза, признаются судебной коллегией несостоятельным, в силу следующих обстоятельств.

Согласно пунктам 1,3,7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС, порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля с применением форм таможенного контроля, определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, или в предусмотренной им случае – в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемым в соответствии со ст. 14 ТК ЕАЭС.

Пунктами 1,7 ст.14 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС и находятся под таможенным контролем до наступления следующих обстоятельств, в частности, приобретения в соответствии с ТК ЕАЭС статуса товаров ЕАЭС.

П.7 ст. 310 ТК ЕАЭС установлено, что после наступления обстоятельств, указанных, в частности, в пункте 7 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Согласно ст.322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и(или) сведений.

Пунктами 2,3 статьи 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка таможенных, иных документов и(или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использовании товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (и(или) законодательства государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения заявленные в таможенной декларации и(или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.

В соответствии со ст.326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со ст.340 ТК ЕАЭС. Результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, в случаях, указанных в пункте 1 ст.326 ТК ЕАЭС, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2009 № 15262) утвержден Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Согласно п.7 данного Порядка проверка может осуществляться по направлению в том числе правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей. Результаты проверки в соответствии с требованиями пункта 25 Порядка проверки фиксируются в Акте проверки.

В соответствии с указанными положениями Центральной Акцизной таможней проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, по результатам которого составлены Акты проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 20.04.2020 года по вопросу правильности классификации товаров и о 11.09.2020 года по вопросу правильности исчисления таможенных платежей.

На основании указанных актов Центральной акцизной таможней приняты решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 20.04.2020 года и решение от 15.09.2020 № 123 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в части изменения классификационного кода товара и исчисления таможенных платежей.

Таким образом заявленные доводы апелляционной жалобы не основаны на законе, поскольку таможенный орган в рамках полномочий вправе осуществить таможенный контроль после выпуска товаров в целях установления правильности их классификации и полноты уплаты таможенных платежей. Выпуск товара в соответствии с заявленным декларантом сведениями не препятствует таможенному органу после впуска товаров провести таможенный контроль с целью проверки достоверности заявленных сведений, что и было сделано в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что товар оказался ненадлежащего качества, в связи с чем был утилизирован на основании договора по вывозу и утилизации от 01.11.2019 и 20.01.2020 заключенного между ИП ФИО1 и Топливно-экологической компанией. В ответ на запрос о предоставлении информации в отношении табачной продукции от 21 февраля 2020 года в Центральную Акцизную таможню 17 марта 2020 года были направлены документы, то есть соответствующие договоры, акты, накладные, в подтверждение утилизации товара, в связи с чем в действиях декларанта отсутствуют признаки ввоза одного товара под видом другого товара с целью экономии на уплате таможенных платежей, также признаются судебной коллегией несостоятельными, не имеющими правового значения в рамках рассматриваемого спора.

На основании статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации ставки акциза устанавливаются в отношении следующей табачной продукции: - табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции); - сигары; - сигариллы (сигариты), биди, кретек; - сигареты, папиросы; - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

В целях предотвращения двойного налогообложения, установлена возможность не уплачивать акциз в случае, когда табачная продукция, в рассматриваемом случае резаный табак, везется для целей дальнейшего производства, к примеру, сигарет, при реализации которых впоследствии будет уплачен акциз.

Вся табачная продукция, в том числе табак, используемый в качестве сырья для производства табачной продукции, является подакцизной. Акциз в отношении сырья для производства табачной продукции не подлежит уплате только при подтверждении целевого назначения такого сырья.

Объектом налогообложения акцизом в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса Российской Федерации признаются, в том числе, ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о том, что целевое назначение ввозимой табачной продукции должно быть подтверждено на этапе ввоза, и в случае, если ввозится табак, предполагаемый к использованию в качестве сырья для производства табачной продукции (в отношении которого не установлена ставка акциза), это должно быть подтверждено документально (представлены документы подтверждающие осуществление декларантом производства табачной продукции, договор о реализации ввезенного товара предприятию – производителю табачной продукции), правильным, подтвержденным материалами административного дела, а также нормами действующего законодательства.

Обязанность по уплате ни в установленный законом срок, ни на момент рассмотрения дела административным ответчиком не исполнена, доказательств, опровергающих доводы административного истца, административным ответчиком не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм процессуального законодательства основаны на ошибочном толковании норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года, по административному делу № 2а-8965/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: