НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 15.10.2019 № 33А-23294/19

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-23294/2019

Судья: Смирнова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 15 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Головкиной Л.А.

судей

Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3444/2019 по апелляционной жалобе Кудрявцева А. Н. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года, принятое по административному иску Кудрявцева А. Н. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения административного истца Кудрявцева А.Н. и его представителя Прокопенко Н.Ю., представителя административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области – Иванову Л.О., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кудрявцев А.Н. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от <дата>№... о недопустимости размещения объекта ИЖС - жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером 47:01:1018006:14, расположенном по адресу: <адрес>.

В порядке защиты нарушенного права просил обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> принять решение на соответствие размещения объекта ИЖС - жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером <...>, категорией земли – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – под размещение индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неверном применении норм материального права.

Административный истец Кудрявцев А.Н. и его представитель Прокопенко Н.Ю. в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области – Иванова Л.О. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов жалобы.

Представители заинтересованных лиц – Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, Управления Росреестра по Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав собранные по делу доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от <дата> Кудрявцев А.Н. является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.24).

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата>, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство (л.д.17-23).

Кудрявцев А.Н. <дата> обратился в Комитет по природным ресурсам <адрес> с уведомлением, в котором указал о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, с количеством надземных этажей – <...>; высотой – <...> м; площадью застройки – <...> кв.м. (л.д.9-12).

Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО «<адрес>» <адрес> от <дата> № А-<...>, земельный участок к кадастровым номером <...>, относится к территориальной зоне – ТЖ-1. Градостроительные регламент жилой зоны индивидуальных жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных), с земельными участками не менее 1000 кв.м. с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (виды) разрешенного использования и предельные параметры) (л.д.26-31).

Из уведомления Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от <дата>№... следует, что заявитель уведомлен о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного заказника «Кивипарк». Заказник создан постановлением Правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года № 157 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области», которым также утверждено Положение о Заказнике. Согласно сведениям о местонахождении земельного участка с кадастровым номером <...>, указанный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда квартала 61 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества Ленинградской области. Строительство индивидуального жилого дома на земельном участке противоречит ограничениям, установленным в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, в части осуществления индивидуального жилищного строительства на землях лесного фонда (л.д.13-14).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что часть земельного участка, на котором планируется строительство, находится на землях государственного лесного фонда, в связи с чем, на него распространяются запреты и ограничения, связанные с использованием лесов, установленные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе и запрет на строительство индивидуальных жилых домов. Также, поскольку часть земельного участка расположена в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и в границах земель лесного фонда, то в отношении него не разрабатываются правила землепользования и застройки, а разработанные не применяются.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками (далее - лесные участки), содержатся в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), который должен соответствовать сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 года) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 указанного Федерального закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года №341 утверждено Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Положение).

Согласно п.1.1. Положения Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

Из пункта 2.2. Положения следует, что в сфере лесных отношений Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Ленинградской области; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон; предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Вышеуказанными нормами права не предусмотрено предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство, при этом в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:1018006:14 расположен в границах земель лесного фонда, а именно в границах выдела 39 квартала 61 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества Ленинградской области, что подтверждается сведениями о местонахождении земельного участка и сведениями о местонахождении (границах) земель лесного фонда Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества Ленинградской области, содержащимися в государственном лесном реестре. На лесной участок Северо-Западного лесничества Ленинградской области кадастровый номер земельного участка <...> зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д.71-74).

Сторонами по делу не оспаривалось, что границы земельного участка <...> не изменены, следовательно, земельный участок <...> остается расположенным в границах земель лесного фонда и на него распространяются все запреты и ограничения, связанные с использованием лесов, в том числе запрет на строительство индивидуальных жилых домов.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, отнесение земельного участка к кадастровым номером <...> к территориальной зоне – ТЖ-1 правового значения не имеет.

Также материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного заказника «Кивипарк», созданного в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года № 157 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области».

Как установлено частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно подпункту 1 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

С учетом установленных по делу обстоятельств, поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок частично находится на землях государственного лесного фонда, а также в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Кивипарк», административный ответчик не вправе разрешать размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке.

В качестве доказательства, подтверждающего заявленные суду требования, административным истцом представлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <...> и кадастровым номером <...>, а также заключение кадастрового инженера от 8 февраля 2019 года № 1, из которых следует, что участки не пересекаются (л.д.32-33, 77).

Судебная коллегия не может принять в качестве доказательства указанную схему и заключение кадастрового инженера, поскольку схема и заключение подготовлены без учета схемы расположения земельного участка на картографических материалах государственного лесного реестра, при этом схема и не утверждена компетентным органом.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: