НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 12.08.2019 № 2-3250/19

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-18338/2019

Судья Никандрова С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 12 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Медведкиной В.А.

судей

Петровой А.В., Князевой О.Е.

при секретаре

Усковой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3250/2019 по апелляционной жалобе Овчинникова С. Н. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2019 года по иску Овчинникова С. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя.

Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя Овчинникова С.Н. Овчинниковой О.Б., поддержавшей доводы жалобы, представителя ООО «Газпром переработка» Горбатюк О.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Овчинников С. Н. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» (далее ООО «Газпром переработка»), в котором просил обязать ответчика включить его в НПА «Газфонд», осуществить соответствующие взносы, назначить ему негосударственную пенсию, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда 10000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 150000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях, уволен на основании пункта 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций, утвержденным приказом ПАО «Газпром» от 16.10.2013 № 361, предусмотрено негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников ответчика в НПФ «Газфонд». Несмотря на то, что он неоднократно обращался к ответчику с заявлением о включении его в состав НПФ «Газфонд», назначении негосударственной пенсии, ему в этом было отказано.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные при его принятии.

НПФ «Газфонд» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причин неявки представителя не представил. При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, регулируются Федеральным законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона негосударственный пенсионный фонд - это организация, исключительным видом деятельности которой, в частности, является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (часть 2 данной статьи).

В статье 3 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах» приведены основные понятия, используемые в законе, в числе которых четко определены такие понятия как договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор), вкладчик, участник, пенсионные основания, правила фонда. В статьях 9, 11 и 12 данного закона приведены требования к пенсионным правилам фонда, пенсионным схемам, применяемым фондом, пенсионным договорам.

Пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии (статья 10 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

Согласно положениям статьи 13 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах» права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

Из материалов дела усматривается, что с целью, в том числе, формирования единых подходов к решению вопросов защиты интересов работников ООО «Газпром переработка» в сфере оплаты труда, занятости, создания безопасных условий труда, предоставления льгот, гарантий и компенсаций, на конференции работников ООО «Газпром переработка» 21.12.2012 был заключен Коллективный договор ООО «Газпром переработка» на 2013 – 2015 годы, продленный на 2016 – 2021 годы (том 1 л.д. 88-237).

В соответствии с пунктом 6.1.16 договора, для обеспечения социальной защищенности работников и членов семей работодатель обязуется осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение Работников через Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД» в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденным ОАО «Газпром» (том 2 л.д. 115-126).

Согласно нормам Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденного приказом ОАО «Газпром» № 361 от 16.10.2013, с учетом изменений, утвержденных приказом ОАО «Газпром» от 10.10.2014 № 467, целью негосударственного пенсионного обеспечения работников является создание условий для эффективного решения вопросов управления персоналом, а также реализации гарантий социальной защиты работников при их выходе на пенсию.

Порядок включения работников в состав участников фонда предусмотрен пунктом 5.1 названного Положения.

В силу пункта 5.1.5 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденного приказом ОАО «Газпром» № 361 от 16.10.2013, в состав участников Фонда включаются работники, имеющие стаж работы в организациях системы ОАО «Газпром» не менее 10 лет, при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости при ее досрочном назначении.

Негосударственное пенсионное обеспечение организуется работодателем на добровольной основе дополнительно и сверх трудовой пенсии, пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные пенсионные основания, в том числе, требования к основаниям увольнения, следовательно, указанные выше условия не противоречат закону.

В соответствии с пунктом 5.1.6 в состав участников Фонда включаются работники, имеющие стаж работы в организациях системы ОАО «Газпром» не менее 5 лет, при увольнении по любому основанию (за исключением увольнения за виновные действия) в случае, если они признаны инвалидами I или II группы в установленном порядке, независимо от возраста, но не позднее достижения возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин).

Согласно пункту 5.1.10 вкладчик имеет право включить в состав участников Фонда работников, имеющих стаж работы в организациях системы ОАО «Газпром» в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, либо не менее 20 лет – в местах приравненных к районам Крайнего Севера, в случае их увольнения по любому основанию (за исключением увольнения за виновные действия), но не позднее достижения возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин).

В соответствии с пунктом 5.1.14 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденного приказом ОАО «Газпром» № 361 от 16.10.2013, реализация прав вкладчика в соответствии с пунктами 5.1.9 и 5.1.10 осуществляется по согласованию с Департаментом по управлению персоналом при наличии у вкладчика финансово-экономической возможности.

Овчинников С.Н. осуществлял трудовую деятельность в должности машиниста технологических компрессоров в ООО «Газпром переработка».

В связи с выявленными у Овчинникова С.Н. противопоказаниями к работе по профессии машинист технологических компрессоров, на основании заключения по результатам периодического медицинского осмотра (обследования) о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ от 22.06.2018 истцу ответчиком было вручено уведомление № 48/14/152 от 23.06.2018 с указанием всех имеющихся вакансий в филиале Завод по подготовке конденсата к транспорту ООО «Газпром переработка» по состоянию на 22.06.2018 (том 1 л.д. 73-87).

В указанном уведомлении истцу также было разъяснено о наличии у него права расторгнуть договор по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости и воспользоваться социальными льготами согласно Коллективному договору ООО «Газпром переработка», предусмотренными при увольнении по соответствующему основанию.

В заявлении от 23.06.2018 на имя директора ЗПКТ ООО «Газпром переработка» Овчинников С.Н. уведомил работодателя об отказе от перевода на другую должность в связи с выявленными у него медицинскими противопоказаниями и невозможности выполнять работу по профессии машинист технологических компрессоров, просил рассмотреть вопрос о расторжении с ним трудового договора на основании пункта 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (том 2 л.д. 127-128).

25 июня 2018 года Овчинников С.Н. обратился к работодателю с заявлением, в котором просил разъяснить ему преимущества увольнения по собственному желанию; разъяснить каких социальных льгот, согласно Коллективному договору ООО «Газпром переработка» и Положений к нему, он будет лишен при условии увольнения по пункту 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 36).

В ответ на указанное заявление, Овчинникову С.Н. было направлено письмо № 48/14/2851 от 27.06.2018, в котором предоставлена информация о наличии у него права в случае увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости на негосударственное пенсионное обеспечение через НПФ «Газфонд» в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников (том 1 л.д. 54).

Приказом № 375-л/с от 27.06.2018 истец был уволен из ООО «Газпром переработка» на основании пункта 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (том 1 л.д. 10-23).

Факт увольнения и его основания истцом не оспаривались.

06 июля 2018 года Овчинников С.Н. обратился в ООО «Газпром переработка» с заявлением, в котором просил включить его в состав участников НПФ «Газфонд» по утвержденной форме с целью назначения и выплаты ежемесячной негосударственной пенсии (том 1 л.д. 43-44).

25 июля 2018 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением, в котором также просил включить его в состав участников НПФ «Газфонд» со ссылкой на пункт 5.1.10 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденного ОАО «Газпром» (том 1 л.д. 45).

Письмом № ГП/08/7994/05 от 20.08.2018 Овчинникову С.Н. были разъяснены нормы вышеуказанного Положения, а также указано на отсутствие оснований для удовлетворения его требований (том 1 л.д. 46-47).

Отказывая в удовлетворении требований, суд учел основания увольнения истца по пункту 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, требования пункта 5.1.5 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденного приказом ОАО «Газпром» № 361 от 16.10.2013, суд пришел к выводу о том, что у Овчинникова С.Н. отсутствует право на включение в состав участников фонда, в связи с чем действиями ответчика его трудовые права нарушены не были.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данным выводом суда.

Судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что условия пункта 5.1.10 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утвержденного приказом ОАО «Газпром» № 361 от 16.10.2013, указывают на право работодателя, при наличии финансово-экономической возможности, включить в состав участников НПФ «Газфонд», а не на его обязанность.

Ссылка в апелляционной жалобе на жалобе на неисследование судом финансово-экономической возможности ответчика включить Овчинникова С.Н. в состав участников НПФ «Газфонд» не может быть принята во внимание, поскольку ответчик в качестве обоснований отказа ссылался не на отсутствие финансово-экономической возможности, а на несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 5.1.5 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций, утвержденного приказом ОАО «Газпром» от 16.10.2013 г. №361, с учетом изменений, утвержденных приказом ОАО «Газпром» от 10.10.2014 №» 467, согласно которому в состав участников Фонда включаются работники, имеющие стаж работы в организациях системы ОАО «Газпром» не менее 10 лет, при обязательном условии - увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости при ее досрочном назначении.

Оснований, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, для привлечения в качестве третьего лиц Департамента по управлению персоналом, вопреки доводам жалобы у суда первой инстанции не имелось, поскольку данный орган является структурным подразделением ПАО «Газпром». Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, согласование с Департаментом необходимо в случае включение работника в участники НПФ «Газфонд».

Доводы жалобы о том, что отсутствие разъяснений со стороны работодателя, повлекло для истца последствия, связанные с неверным выбором основания его увольнения, также подлежат отклонению, поскольку при исследовании доказательств по делу судом было принято во внимание письмо-уведомление «О наличии вакансий» от 23.06.2018 № 48/14/152, в котором ответчик уведомил истца о его праве расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости и возможностью воспользоваться социальными льготами согласно действующему Коллективному договору.

Выводы суда об отсутствии дискриминационного характера в добровольной основе установления дополнительных пенсионных оснований в свете положений статьи 19 Конституции Российской Федерации, являются обоснованными.

Негосударственное пенсионное обеспечение организуется работодателем на добровольной основе дополнительно и сверх трудовой пенсии, локальными нормативными актами, регулирующими дополнительное пенсионное обеспечение, могут быть установлены дополнительные пенсионные основания, в том числе, требования к стажу работы на предприятии, основания увольнения работников, предшествующие назначению негосударственной пенсии, следовательно, указанное выше Положение не противоречат закону. Положения пункта 5.1.10 относятся не лично к истцу, а ко всем работникам, находящимся в равной с ним правовой ситуации.

Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права и как следствие нарушение конституционных принципов состязательности гражданскою судопроизводства и равноправия сторон не нашли своего подтверждения.

Согласно части 1 статьи 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Статьей 54 названного Кодекса предусмотрены полномочия представителя и порядок их оформления.

Часть 2 статьи 161 ГПК РФ регламентирует обязанность председательствующего в судебном заседании установить личность явившихся участников процесса, проверить полномочия должностных лиц, их представителей.

Судом первой инстанции соблюдены данные требования закона, к участию в дело допущен представитель истца Головчанский А.Л., действующий на основании доверенности, что нашло отражение в протоколе судебного заседания и решении суда. Требования ГПК РФ о необходимости приобщать копию доверенности представителя к материалам дела в законе не содержится.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводы, приведённые в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм действующего законодательства и по существу сводятся к несогласию с выводами суда.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит. Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: