САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-22970/2020 | Судья: Дугина Н.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 8 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Козловой Н.И. |
судей | Ягубкиной О.В. Барминой Е.А. |
при секретаре | Арройо Ариас Я.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 декабря 2020 года апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июля 2020 года по делу № 2-957/2020 по иску Збруева В. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, об обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И., объяснения представителя истца Канцеровой А.Е. (действующей на основании доверенности <адрес>9от 25.09.2019г., выданной сроком на 3 года, удостоверение №... от 03.09.2012г.), представителя ответчика Булак А.А. (действующей на основании доверенности №... от 09.01.2020г., выданной сроком до 31.12.2020г., диплом №... от 18.07.2018г.), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Збруев В.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту – УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга), в котором просит:
- признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 22.02.2019 года незаконным;
- обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж период трудовой деятельности: с 16.07.1979 г. по 27.09.2001 г., с 05.02.2015 г. по 07.04.2017 г. (в должности электросварщика и газоэлектросварщика);
- обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга включить в специальный и страховой стаж периоды трудовой деятельности: с 01.01.1991 г. по 03.01.1995 г. в ТОО Казахмыс Мэйкер Джезказчанском управлении «Казцветметремонт» (в должности электрогазосварщика); с 10.01.1995 г. по 02.10.1995 г. (в должности электросварщика) - в Городском предприятии по благоустройству; с 11.10.1995 г. по 27.09.2001 г. (в должности электрогазосварщика ручной сварки 5 разряда и газоэлектросварщика) - Ремонтно-механическое специализированном управлении;
- обязать включить в страховой стаж периоды: с 27.09.2001 г. по 16.08.2011 г. - на Обогатительной фабрике; с 19.08.2011 по 01.07.2012 г. – работы на Ремонтно едином складском хозяйстве Корпорации «Казахмыс»; с 02.07.2012 г. по 07.04.2017 г. - ТОО «Интеллпром».
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что в установленном порядке он обратился в Управление за досрочным назначением страховой пенсии по старости, на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой в должности электросварщика, слесаря-ремонтника.
Решением Управления от 22.02.2019 года Збруеву В.В. отказано в назначении страховой пенсии досрочно в виду отсутствия сведений о способе ведения сварочных работ, периоды работы в ТОО Казахмыс Мэйкер Джеказчанском управлении «Казцветметремонт» с 01.01.1991 по 03.01.1995, на Городском предприятии по благоустройству с 10.01.1995 по 02.10.1995, в Ремонтно-механическом специализированном управлении с 11.10.1995 по 27.09.2001, не учтены в страховой и специальный стаж, так как в данный период деятельность осуществлялась за пределами территории Российской Федерации, отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, кроме того, указано, что в связи с тем, что в Пенсионный фонд РФ не производилась уплата страховых вносов за периоды работы в Республике Казахстан, в страховой стаж не могут быть учтены периоды работы на Обогатительной фабрике с 27.09.2001 по 16.08.2011, в Ремонтном едином складском хозяйстве Корпорации «Казахмыс» с 19.08.2011 по 01.07.2012, в ТОО «Интеллпром» с 02.07.2012 по 07.04.2017 года.
Истец полагает, что данным отказом ответчик нарушает его право на оформление досрочной пенсии, в том числе право на пенсию на льготных основаниях, не засчитывая периоды работы с вредными условиями труда на предприятиях, расположенных в Казахстане, ссылаясь на то обстоятельство, что деятельность осуществлялась за пределами Российской Федерации, и не подтверждается надлежащими документами. Истец указывает, что в спорные периоды он работал на должностях с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, работал непрерывно, за данный период условия работы не менялись, истец работал полный рабочий день, заработная плата за спорный период начислялась, в связи с чем, обратился за защитой пенсионных прав с иском в суд (л.д. 4-11).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июля 2020 года исковые требования Збруева В.В. удовлетворены, судом признано незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года № 1436302/18, принятое во изменение решения № 1436302/18 от 22 февраля 2018 года.
ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга обязано включить Збруеву В.В., <дата> года рождения, в специальный и страховой стаж периоды трудовой деятельности:
- с 16.07.1979 г. по 09.09.1986 г. - в должности электросварщика на Заводе сборного железобетона треста «Казмедьстрой»;
- с 23.09.1986г. по 03.01.1995 г. - в ТОО Казахмыс Мэйкер Джезказчанском управлении «Казцветметремонт» (в должности электрогазосварщика);
- с 10.01.1995 г. по 02.10.1995 г. - в должности электросварщика по 5-му разряду) - в Городском предприятии по благоустройству;
- с 11.10.1995 г. по 27.09.2001 г. - в должности электрогазосварщика ручной сварки 5 разряда и газоэлектросварщика - Ремонтно-механическое специализированном управлении;
- с 27.09.2001 г. по 16.08.2011 г. – в должности слесаря-ремонтника по 4-му разряду на Обогатительной фабрике;
- с 19.08.2011 по 01.07.2012 г. - в должности монтажника внутренних саниарно-технических систем и оборудования по 4-му разряду работы на Регональное единое складское хозяйство Корпорации «Казахмыс»;
- с 02.07.2012 г. - по 07.04.2017 г. - в должности монтажника внутренних саниртарно-технических систем и оборудования по 5-му разряду, электрогазрсварщика по 5–му разряду в ТОО «Интеллпром».
ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга обязано назначить Збруеву В.В., <дата> года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с 10 июля 2019 года.
Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Истец в суд не явился, о дате рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Збруев В.В. в установленном порядке обратился в Управление пенсионного фонда в Василеостровском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 22.02.2019 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 59-60).
Указанным решением установлено, что общий страховой стаж работы гр. Збруева В.В. по нормам Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ составил 11 лет 05 месяцев 03 дня. Страховой стаж с учетом норм Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом периода учебы составил 14 лет 03 месяца 13 дней, из требуемых 07 лет 06 месяцев стажа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ подтверждено документально 00 лет 00 месяцев 00 дней (л.д. 59-60).
Решение обосновано тем, что Збруев В.В. не имеет постоянной регистрации на территории Российской Федерации, договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в области социального обеспечения от 13.03.1992, не может быть применен. Пенсия таким гражданам на территории РФ назначается при условии предоставления документов о снятии с регистрационного учета по месту жительства в иностранном государстве, неполучении пенсии по законодательству данного государства. Периоды работы в ТОО Казахмыс Мэйкер Джеказчанском управлении «Казцветметремонт» с 01.01.1991 по 03.01.1995, на Городском предприятии по благоустройству с 10.01.1995 по 02.10.1995, в Ремонтно-механическом специализированном управлении с 11.10.1995 по 27.09.2001, не могут быть учтены в страховой и специальный стаж, так как в данный период деятельность осуществлялась за пределами территории Российской Федерации, отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. По тем же основаниям в страховой стаж не могут быть учтены периоды работы на Обогатительной фабрике с 27.09.2001 по 16.08.2011, в Ремонтном едином складском хозяйстве Корпорации «Казахмыс» с 19.08.2011 по 01.07.2012, кроме того, период работы в ТОО «Интеллпром» с 02.07.2012 по 07.04.2017 не учтен в связи с отсутствием уточняющих сведений о методе ведения сварочных работ.
Решением № 1436302/18 от 23.10.2019 года решение от 22.02.2019 года дополнено с указанием на то, что страховой и специальный стаж за период до 30.11.2991 года может быть учтен по трудовой книжке, а с 01.12.1991 по 31. 12. 2001 учитывается при подтверждении компетентным органом Республики Казахстан (л.д. 112-114).
Удовлетворяя исковые требования Збруева В.В., районный суд исходил из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 года.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
В силу ч. 1 ч. 1 ст. 30 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно п. 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту Правила N 884н).
Согласно п. 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Так, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При определении стажа на соответствующих видах работ применяются: Списки № 1 и 2 производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным млением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (до 01 января 1992 г.);
Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 ( может быть применен ко всем периодам работы).
Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется по тексту стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В силу п. 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда право на такую пенсию имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из материалов дела, истец является гражданином Российской Федерации, из справки о регистрации по форме 9, отметки в паспорте истца, Збруев В.В. на дату подачи первоначального заявления в Пенсионный фонд имел регистрацию по месту жительства на основании документа – вида на жительство с 04 мая 2018 года по адресу: Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., д. 25, кв. 24, а с 27 ноября 2018 года зарегистрирован в Ленинградской области (л.д. 26-27).
Таким образом, судом установлено, что на июль 2019 года, на дату вторичного обращения в органы пенсионного фонда РФ истец имел постоянную регистрацию.
В связи с чем, в данном случае применению подлежит Соглашение государств - участников от 13.03.1992 года.
Так, из документов, представленных архивным фондом, приказов по личному составу, личных карточек работника, а также из трудовой книжки следует, что истец работал в указанные периоды:
- с 16.07.1979 г. по 09.09.1986 г.- в должности электросварщика на Заводе сборного железобетона треста «Казмедьстрой»;
- с 23.09.1986г. по 03.01.1995 г. - в ТОО Казахмыс Мэйкер Джезказчанском управлении «Казцветметремонт» (в должности электрогазосварщика);
- с 10.01.1995 г. по 02.10.1995 г. - в должности электросварщика по 5-му разряду) - в Городском предприятии по благоустройству;
- с 11.10.1995 г. по 27.09.2001 г. - в должности электрогазосварщика ручной сварки 5 разряда и газоэлектросварщика - Ремонтно-механическое специализированном управлении;
- с 27.09.2001 г. по 16.08.2011 г. – в должности слесаря-ремонтника по 4-му разряду на Обогатительной фабрике;
- с 19.08.2011 по 01.07.2012 г. - в должности монтажника внутренних санитарно-технических систем и оборудования по 4-му разряду работы на Региональное единое складское хозяйство Корпорации «Казахмыс»;
- с 02.07.2012 г. - по 07.04.2017 г. - в должности монтажника внутренних санитарно-технических систем и оборудования по 5-му разряду, электрогазосварщика по 5–му разряду в ТОО «Интеллпром» (л.д. 15-21).
Как следует из архивных справок, справок о переименовании организаций, сведений, предоставленных по запросу суда из ТОО «Интеллпром», истец в спорный период работал на условиях постоянной занятости в течении полного рабочего дня, без простоев и пропусков, без предоставления отпусков без сохранения заработной платы, а также иных отвлечений от рабочего процесса, кроме того, материалами дела подтвержден период работы истца в должности электрогазосварщика (предусмотренная Списком № 2 от 26.01.1991 года) на условиях полной занятости и с указанием на способ осуществления сварки - ручная дуговая сварка, газовая сварка, газовая резка (л.д.29-57, 75-83,115-116).
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлен факт выполнения истцом работ в течении полного рабочего дня с подтверждением способа и метода работ.
В подтверждение периода общего страхового стажа истцом также представлены справки о его занятости, копии трудовой книжки, в которой полностью отражена вся трудовая деятельность истца за спорный период.
Кроме того, суд первой инстанции, что не предоставление работодателем сведений о льготном характере работы, об особых условиях труда не может являться основанием для ограничения прав истца на пенсионное обеспечение.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд законно и обоснованно пришел к выводу, что они в своей совокупности подтверждают доводы истца о наличии в его трудовой деятельности периодов работы в условиях вредного производства, обозначенных в исковом заявлении, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом судом принято во внимание, что по действующему законодательству, регулируемому вопросы пенсионного обеспечения в своей взаимосвязи, в том числе, с учетом положений международных правовых актов, к которым относится и Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - в данном случае - в Республике Казахстан - и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае на производстве с вредными и особо вредными условиями), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 года, могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
При рассмотрении спора было установлено наличие специального стажа, связанного с вредными условиями труда у истца на момент обращения в Управление пенсионного фонда.
При этом суд учел, что обращение за установлением досрочно страховой пенсии по старости является добровольным со стороны лица, который соответствует критериям субъекта такого права, а именно: возрастному: не менее 50 лет на момент обращения, стажевому: наличие не менее 10 лет стажа в условиях вредного производства и наличие не менее 20 лет страхового стажа.
Таким образом, в результате суммирования вышеуказанных периодов работы истца и периодов, которые включены ответчиком, страховой стаж работы и специальный стаж будут достаточными для назначения истцу досрочной страховой пенсии.
На основании вышеизложенного, решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года № 1436302/18 во изменение решения № 1436302/18 от 22 февраля 2018 года признано незаконным, требования истца об обязании ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга включить периоды работы в специальный и страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание положения ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», пояснения представителя истца, суд первой инстанции обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию, учитывая периоды работы, включенные судом в специальный стаж Збруева В.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязал ответчика назначить истцу пенсию с момента его повторного обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении пенсии - с 10 июля 2019 года.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на то обстоятельство, что учет специального стажа с 01.01.1998 года в Республике Казахстан отменен, институт досрочных пенсий не предусмотрен, в связи с чем по мнению ответчика, учет специального стажа с указанного периода невозможен.
С данным доводом апелляционной жалобы нельзя согласиться, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения.
Согласно положениям Соглашения от 13.03.19921 года пенсия истцу должна быть назначена по законодательству государства, на территории которого он в настоящее время проживает, т.е. по закону Российской Федерации.
Одним из доводов апелляционной жалобы является ссылка на отсутствие на момент обращения в Управление места жительства и места пребывания истца.
Указанный довод подлежит отклонению, так как он не соответствует действительности: при первичном обращении Збруевым В.В. были представлены сведения - разрешение на временное проживание от 07.04.2017 года, вид на жительство с указанием регистрации с 04 мая 2018 года, справка о регистрации истца, согласно которой он был поставлен на регистрационный учет как гражданин республики Казахстан, имеющий вид на жительство в Российской Федерации.
На момент вторичного обращения истец имел постоянную регистрацию на территории Российской Федерации.
Что касается периода с 10.01.1995 года по 02.10.1995 года, в котором отсутствует, по мнению подателя апелляционной жалобы, информация об уплате страховых взносов, в т.ч. в республике Казахстан, то данный довод также не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены состоявшегося судебного постановления, поскольку в указанный период времени истец осуществлял свою деятельность в должности электросварщика по 5-му разряду в Городском предприятии по благоустройству.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что граждане, прибывшие в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года и имевших место работы за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года), устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации и учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В Республике Казахстан накопительная пенсионная система, предусматривающая для каждого конкретного лица, получающего доход, ежемесячные отчисления на персонифицированный учет в накопительных пенсионных фондах или едином накопительном фонде, введена с 1 января 1998 года на основании Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»
До внедрения накопительной пенсионной системы в Казахстане взнос в государственный пенсионный фонд осуществлял только работодатель в размере 25,5% от фонда заработной платы работников.
То есть пенсионные взносы производились работодателями за граждан в пенсионный фонд Казахстана и уплачивались за счет фонда оплаты труда предприятия. В период до 1998 года в Казахстане не существовало пенсионных фондов для сбора и учета персонифицированных пенсионных отчислений граждан.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: