САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-6652/2020 | Судья: Малиновская А.Г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Хвещенко Е.Р. |
судей | Миргородской И.В., Князевой О.Е. |
при секретаре | Кулинич Е.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июня 2020 года апелляционную жалобу Богомолова Михаила Юрьевича на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года, по гражданскому делу № 2-7170/2019 по иску Северо-Западного таможенного управления к Богомолову Михаилу Юрьевичу о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Хвещенко Е.Р., выслушав объяснения ответчика Богомолова М.Ю. и его представителя – Петрову Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца СЗТУ – Ведовской А.В., возражавшей относительно отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Северо-Западное таможенное управление обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Богомолову М.Ю. о взыскании неосновательного обогащения в размере 67 788 рублей 96 копеек.
В обосновании требований указало, что Северо-Западным таможенным управлением Богомолову М.Ю. с <дата> назначена пенсия за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации. С условиями назначения, выплаты и прекращения пенсии (надбавки, увеличения, компенсации), а также с порядком возмещения незаконно получаемой суммы пенсии (пособия, компенсации и иных выплат) ответчик ознакомлен под подпись <дата> при оформлении заявления о назначении пенсии. <дата>Богомолов М.Ю. уведомил отдел пенсионного обеспечения финансово-бухгалтерской службы истца о заключении <дата> контракта о службе в органах внутренних дел РФ. По данным УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга Богомолов М.Ю. проходил стажировку на службе в органах внутренних дел РФ с <дата>. Фактическое прекращение выплаты пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ Богомолову М.Ю. осуществлено с <дата>, излишне выплаченная пенсия за период с <дата> по <дата> составляла 89 293 рубля 25 копеек. <дата>Богомоловым М.Ю. осуществлен возврат излишне полученной пенсии за август 2018 года в размере 23 504 рубля 29 копеек. Остаток суммы пенсии, излишне полученной Богомоловым М.Ю. за период с <дата> по <дата>, составляет 65 788 рублей 96 копеек, который до настоящего времени ответчиком не возвращен.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования Северо-Западного таможенного управления, удовлетворены.
Суд взыскал с Богомолова М. Ю. в пользу Северо-Западного таможенного управления неосновательное обогащение в размере 65 788 рублей 96 копеек.
Также взыскал с Богомолова М. Ю. в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размер 2 173 рубля 67 копеек.
Не согласившись с решением суда, Богомолов М.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в обоснование доводов указывает, что период стажировки истца в органах внутренних дел не освобождал истца от выплаты пенсии за выслугу лет, поскольку стажер не является сотрудником полиции, кроме того сведения, указанные в письме УМВД РФ по <адрес> от <дата>№..., о том, что ответчик принят на службу внутренних дел с <дата>, которое было учтено судом при вынесении решения, ошибочны.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от <дата>, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 50 Федерального закона от <дата> N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Пунктом 4 Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей, утверждённой приказом ФТС России от <дата> N 833, пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов Российской Федерации пенсионной службой ГФЭУ и отделами (отделениями) пенсионного обеспечения региональных таможенных управлений (далее - подразделения пенсионной службы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов, а также учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения), структурными подразделениями ФТС России.
В силу ст. 5 Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Статья 6 указанного выше Закона РФ предусматривает, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье I настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с <дата> Северо-Западным таможенным управлением Богомолову М.Ю. назначена пенсия за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации, что подтверждается Заключением о назначении пенсии за выслугу лет.
<дата>Богомолов М.Ю. уведомил отдел пенсионного обеспечения финансово-бухгалтерской службы СЗТУ о заключении <дата> контракта о службе в органах внутренних дел РФ для решения вопроса о прекращении выплаты ему пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ в связи с поступлением на службу в УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга.
Фактическое прекращение выплаты пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ Богомолову М.Ю. осуществлено с <дата>, излишне выплаченная пенсия за период с <дата> по <дата> составляла 89 293 рубля 25 копеек.
<дата>Богомоловым М.Ю. осуществлен возврат излишне полученной пенсии в размере 23 504 рубля 29 копеек, что подтверждается копией платежного поручения от <дата>№....
Согласно представленному истцом расчету остаток суммы пенсии, излишне полученной Богомоловым М.Ю. за период с <дата> по <дата>, составляет 65 788 рублей 96 копеек (89 293,25 - 23 504,29 = 65 788,96).
Истцом в адрес ответчика направлялись уведомления о необходимости возврата излишне полученной пенсии, ответчик на уведомления отвечал отказом, что подтверждается заявлениями Богомолова М.Ю. от <дата> и <дата>.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от <дата>№... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 1102, 1107 ГК РФ, пришел к выводу о том, что уведомляя <дата> истца о факте и дате заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, ответчик скрыл от истца информацию о периоде прохождения испытательного срока перед назначения на должность, то есть повел себя недобросовестно, ввиду чего полученная им пенсия в период с <дата> по <дата> в сумме 67788 рублей 96 копеек является неосновательным обогащением, подлежащим возврату истцу.
Судебная коллегия не может согласиться с принятым по делу решением, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Богомолов М.Ю. проходил испытательный строк стажером по должности участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции 53 отдела полиции УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга с <дата> по <дата> на основании приказа УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга от <дата>№... л/с (л.д. 128).
С <дата>Богомолов М.Ю. состоит в должности участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции 53 отдела полиции УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга, на основании приказа УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга от <дата>№... л/с (л.д. 128).
В статье 1 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие службы в органах внутренних дел. Под службой в органах внутренних дел понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; Должностями в органах внутренних дел являются должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах. Под должностями, не являющимися должностями в органах внутренних дел, но служебная деятельность на которых является службой, понимаются должности, которые сотрудник органов внутренних дел занимает а) при зачислении его в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения (ст. 36 Федерального закона); б) при прикомандировании к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 32 Федерального закона).
Как установлено частью 1 статьи 10 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудником органов внутренних дел является гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Специальное звание присваивается гражданину, поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел (ст. 43 Федерального закона).
Как следует из статьи 20 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключённого в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 24 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. В период испытания со стажёром заключается срочный трудовой договор, на стажёра распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Системный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что моментом поступления на службу в органы внутренних дел является назначение на соответствующую должность в органе внутренних дел с присвоением специального звания и заключение контракта о прохождении службы, в период же прохождения испытания гражданин лишь претендует на замещение должности в органе внутренних дел.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№...-КГ16-12, а также подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 6-П, в котором приостановление выплаты пенсии в связи с возвратом гражданина на военную или правоохранительную службу связывается с приобретением им статуса военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов.
Таким образом, поскольку ответчик Богомолов М.Ю. в период с <дата> по <дата> являлся стажером, а не сотрудником органа внутренних дел, не имел специального звания, исполнял свои обязанности на основании трудового договора, а не контракта о службе, ему выплачивался только должностной оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для гражданского персонала подразделений системы МВД России (без оклада по специальному званию, без ежемесячной надбавки за стаж службы, без ежемесячной надбавки за особые условия службы, без премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, без надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, которые ему стали выплачивать с <дата>), то нельзя этот период отнести к службе в органах внутренних дел, с которой закон связывает приостановление выплаты пенсии. Следовательно, в указанный период на основании ст. 57 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" Богомолов М.Ю. имел право на получение пенсии, назначенной ему Федеральной таможенной службой.
С учетом изложенного ответчик имел право на получение пенсии в период с <дата> по <дата> от таможенных органов Российской Федерации, ввиду чего она не является неосновательным обогащением и не подлежала взысканию с ответчика.
При таком положении принятое по делу решение подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований Северо-Западного таможенного управления следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года – отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Северо-Западного таможенного управления к Богомолову Михаилу Юрьевичу о взыскании неосновательного обогащения – отказать.
Председательствующий:
Судьи: