НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 07.09.2017 № 33-15235/17

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-15235/2017 Судья: Литвиненко Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Мариной И.Л.

судей Гавриловой Н.В. и Яшиной И.В.

при секретаре Нигматьяновой Н.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2017 года гражданское дело № 2-2039/17 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года по иску Панченко Лидии Михайловны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным отказа в выплате пособия и об обязании выплатить пособие на погребение.

Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения представителя истца – Васильева М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26.04.2017 с ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» за счет средств федерального бюджета в пользу Панченко Л.М. взыскано пособие на погребение за умершего супруга в размере трехмесячной пенсии, полученной П.А.П. ко дню смерти, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу и представления подлинника выписки из государственного реестра актов гражданского состояния граждан о смерти от <дата>№....

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» просит отменить решение районного суда; принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие истца и представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о дне судебного заседания и не сообщивших о причинах неявки.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, полагает решение суда подлежащим отмене.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Панченко Л.М. с 15.12.1979 состояла в браке с П.А.П., умершим <дата> в городе Конотопе Сумской области Украины (л.д. 6).

Факт смерти П.А.П. подтверждается свидетельством о смерти серии №..., выданного <дата> Конотопским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния (л.д. 7-9).

<дата> Конотопским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Панченко Л.М. выдана выписка из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о смерти для получения пособия на погребение №... (л.д.10-12).

Согласно свидетельству о погребении №...П.А.П. погребен <дата> на кладбище города Конотоп (л.д. 13-14).

21.12.2016 истец обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» с заявлением выплате пособия в связи со смертью супруга (л.д. 16).

В письменном сообщении ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» от 22.12.2016 истцу отказано в выплате пособия в связи со смертью супруга, разъяснен порядок выплаты пособий и перечень необходимых для их выплаты документов, в том числе справки о смерти пенсионера формы № 33, выданной органами ЗАГС (л.д. 17-20).

В обоснование вышеуказанных требований истец ссылается на незаконность отказа ответчика в выплате пособия на погребение, указывает, что документы, выданные компетентными органами иностранного государства в удостоверении актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, признаются действительными в Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие у Панченко Л.М. права на получение пособия на погребение в связи со смертью П.А.П., факт смерти которого подтверждается свидетельством о смерти; истец своевременно обратилась к ответчику с заявлением о получении пособия, в связи с чем, отказ ответчика по единственному основанию - в связи с отсутствием справки о смерти формы № 33, является необоснованным.

При этом суд сослался на положения Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961), подписанной, в том числе и Украиной, 22.12.2003.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, считает их ошибочными, а доводы апелляционной жалобы, заслуживающими внимания.

Положения статьи 13 Конвенции, на которую сослался суд первой инстанции, обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены.

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2003 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применятся такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Вопреки выводам суда, международный договор между Российской Федерации и Украиной о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны, отсутствует.

В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.Пособие на погребение не выплачиваются, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного законодательством образца для получения пособия на погребение выдается данным органом.

Государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации, после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Постановления пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" - форма N 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер (статья 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").

Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по форме N 33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.

Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, и которые могут заменить справку формы N 33, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Поскольку смерть П.А.П. наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, и не была зарегистрирована органами ЗАГС Российской Федерации, то в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 143-ФЗ, государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".

Сведений об обращении истца в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Украине за выдачей справки формы № 33, материалы дела не содержат.

Кроме того, форма бланка свидетельства о смерти, утвержденная приказом Министерства юстиции России от 25.06.2014 N 142, предусматривает информацию о гражданстве, дате рождения и месте рождения гражданина. Форма N 33 "Справка о смерти", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274, также содержит строку "дата рождения". При отсутствии информации, содержащейся в указанных документах, невозможна идентификация личности умершего.

Представленные истцом документы о смерти П.А.П. не содержат указанных сведений.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие документов, выданных компетентными органами Российской Федерации, лишает истца возможности получения пособия на погребение, установленного постановлением Правительства Российской Федерации N 941.

Поскольку при разрешении дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм права, повлиявшие на исход дела, решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года отменить; принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Панченко Лидии Михайловны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным отказа в выплате пособия и об обязании выплатить пособие на погребение отказать.

Председательствующий:

Судьи: