НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 06.08.2020 № 33-12779/20


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-12779/2020

Судья: Феодориди Н.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 06 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Селезневой Е.Н.

судей

Барминой Е.А.

Сальниковой В.Ю.

при секретаре

Арройо Ариас Я.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2020 года апелляционную жалобу Малаховой Елены Анатольевны на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2019 года по иску Малаховой Елены Анатольевны к администрации Приморского района Санкт-Петербурга, Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об оспаривании отказа, обязании присвоить звание «Ветеран труда».

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения истца Малаховой Е.А., представителя ответчика – Матвеевой Е.Б. (доверенность от 09.01.2020 года сроком по 31.12.2020 года, диплом № 11269 от 14.05.1994 года), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Малахова Е.А. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением, в котором просила признать отказ Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в присвоении Малаховой Е.А. звания «Ветеран труда» незаконным, признать за Малаховой Е.А. право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» в Приморском районе Санкт-Петербурга присвоить Малаховой Е.А. звание «Ветеран труда».

В обоснование иска Малахова Е.А. указала, что решением Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» в Приморском районе Санкт-Петербурга от 01 февраля 2018 года ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании того, что представленная ею Почетная грамота Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Решением Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга данный отказ был признан обоснованным. С указанными решениями ответчиков истец не согласна, считает, что Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС относится к межгосударственным (межправительственным) органам, созданным государствами-участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) с участием Российской Федерации, что в силу п. 13 ч. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 09.10.2006 года № 447-70 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда». В связи с этим она обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2019 года гражданское дело, возбужденное по данному иску, было передано по подсудности в Приморский районный Санкт-Петербурга.

Определением Приморского районного суда от 17 мая 2019 года указанное дело было принято к производству этого суда.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2019 года исковые требования Малаховой Е.А. оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Истец в судебное заседание явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции явился, полагал решение суда законным и обоснованным.

Представитель ответчика администрации Приморского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – телефонограммой, в поступивших в Санкт-Петербургский городской суд 03 июня 2020 года (вх. №06-2914) возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика –Коробкова Т.Р. заявила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебной коллегией данное ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в отсутствие ответчика – администрации Приморского района Санкт-Петербурга.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец обращалась в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В качестве основания для присвоения такого звания истец представила Почетную грамоту Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.

Данное заявление было рассмотрено Комиссией по присвоению звания «Ветеран труда» на заседании 01 февраля 2018 года и в присвоении указанного звания истцу было отказано по причине того, что представленная ею Почетная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде, поименованным в Законе Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Истец была уведомлена об этом письмом от 01 марта 2018 года № 02-03-1182/18.

В последующем правомерность отказа была предметом рассмотрения на заседании Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, состоявшемся 22 марта 2018 года, на котором было постановлено, что оспариваемое решение принято обоснованно, а Почетная грамота Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», по причине того, что Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС не относится к межгосударственным (межправительственным) органам, созданным государствами-участниками СНГ. О данных решениях истец была уведомлена письмом от 13.04.2018 № ОБ-910-2118/18-0-1.

Разрешая исковые требования Малаховой Е.А., суд первой инстанции, руководствуясь нормами, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что представленная истцом Почетная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде, поименованным в Законе Санкт-Петербурга от 09.10.2006 № 447-70 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем, основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, согласно пункту "ж" ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п. 1 ст. 7 названного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно ч. 4 ст. 7 вышеназванного федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Согласно п.п. 2 и 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Санкт-Петербурга, устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 09 октября 2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".

В соответствии с п. 1 названного Закона звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, в том числе награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии или выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 09 октября 2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) относятся учрежденные за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) награды, награждение которыми произведено Председателем Центрального банка Российской Федерации.

П. 2 ст. 5 названного Закона к ведомственным знакам отличия в труде также относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президиума Верховного Совета бывшего СССР, Президиумов Верховных Советов республик бывшего СССР, Совета Министров бывшего СССР, Советов Министров республик бывшего СССР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР, а также министерств и ведомств республик бывшего СССР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

К ведомственным знакам отличия в труде не относятся, в частности, почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы и другие награды, учрежденные и выданные предприятиями, учреждениями, организациями, войсковыми частями, общественными организациями, организационными комитетами всесоюзных фестивалей народного творчества (п. 5 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 09 октября 2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда").

Из толкования пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что Федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие одновременно двух условий: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.

При этом учету подлежат только те знаки отличия в труде, которые данным Законом отнесены к ведомственным и решение о награждении которыми принималось руководителем соответствующего органа государственной власти или иного органа, указанного в ст. 5 названного Закона.

Ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" установлено, что к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) относятся учрежденные за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) награды, награждение которыми произведено:

1) Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

2) Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) руководителями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Председателем Правительства Российской Федерации;

5) Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

6) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

7) Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

9) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

10) Генеральным прокурором Российской Федерации;

11) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

12) Председателем Центрального банка Российской Федерации;

13) руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации;

14) руководителями государственных корпораций.

Поскольку истцом не было представлено награды, которая необходима для присвоения звания «Ветеран труда» согласно Закону Санкт-Петербурга от 09.10.2006 № 447-70 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», то в присвоении звания «Ветеран труда» ей было правомерно отказано.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что Международная Ассамблея ЕврАзЭС является межгосударственным органом, действующим в рамках ЕврАзЭ, созданного государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации, следовательно, выданная Малаховой Е.А. Почетная грамота Международной Ассамблеи ЕврАзЭС относится к ведомственному знаку отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», судебной коллегией отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.

В соответствии со ст.ст. 21, 22, 27, 28, 30-33 Устава СНГ (Минск, 22 января 1993 г.) органами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Помимо этого, на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации, а Совет глав государств и Совет глав правительств могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе (ст. 25 и ст. 34 Устава СНГ). При этом данные органы выполняют функции, предусмотренные в Уставе СНГ и в положениях о них, а в их состав входят, соответственно, руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов и иные уполномоченные представители таких государств.

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС не поименована в Уставе СНГ в качестве одного из ее органов. Она была образована в соответствии со ст. 3 и ст. 7 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) в качестве органа парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.

Согласно п. 1 гл. 1 Положения о Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества от 13.05.2002 года № 52 Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (далее - МПА или Ассамблея) в соответствии со ст.ст. 3 и 7 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее - Договор), является органом парламентского сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Сообщество или ЕврАзЭС) и осуществляет в пределах своей компетенции деятельность, направленную на реализацию целей и задач Сообщества.

Таким образом, Международная Ассамблея ЕврАзЭС не может быть отнесена к межгосударственным (межправительственным) органам, созданным государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации.

Кроме этого, учету подлежат только те знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принималось руководителем соответствующего органа государственной власти или иного органа (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"), однако, решение о награждении почетной грамотой Международной Ассамблеи ЕврАзЭС Малаховой Е.А. было принято заместителем Председателя Международной Ассамблеи ЕврАзЭС – М. Убайдуллоевым, то есть, даже, если бы Международная Ассамблея ЕврАзЭС являлась межгосударственным органом, действующим в рамках ЕврАзЭ, созданного государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации, данная Почетная грамота не подлежала бы учету при вынесении решения о присвоении истцу звания «Ветеран труда».

Таким образом, апелляционная жалоба фактически повторяет доводы, изложенные истцом в суде первой инстанции, соответственно, они были предметом судебного разбирательства, получили надлежащую оценку и соответствующие выводы изложены в постановленном судебном акте.

Решение суда проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения не установлены. По делу не установлено нарушений процессуального характера, безусловно влекущих отмену обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малаховой Елены Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи